Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
15.05.2024
На  XXIV Всеросийской банковской конференции 23 мая выступят директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, генеральный директор АКРА Владимир Гусаков, старший управляющий директор - главный аналитик Сбербанка Миха...

Снижение ключевой ставки ранее II полугодия маловероятно

A A= A+ 25.03.2024
22 марта на очередном заседании Банк России второй раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, что совпало с нашими ожиданиями и консенсус-прогнозом. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, на заседании сложился широкий консенсус за сохранение ставки на текущем уровне, альтернативные варианты предметно не обсуждались, но шла дискуссия о будущей траектории и сигнале. Например, «были те, кто считает, что снижение инфляции уже приобретает устойчивый характер. Но были и те, кто считает, что выросли инфляционные риски». В итоге большинство высказалось за сохранение нейтрального сигнала.   По словам Набиуллиной, к снижению ключевой ставки можно будет приступить после того, как для регулятора будет убедительным устойчивое снижение инфляции. Она также подтвердила свою прежнюю оценку сроков о снижении во второй половине года.
 
Глава ЦБ РФ впервые раскрыла критерии, по которым регулятор будет судить о достаточности дезинфляции — очевидно, чтобы в дальнейшем приступить к снижению ставки:
  • Устойчивость и скорость снижения текущей инфляции;
  • Динамика инфляционных ожиданий;
  • Более сбалансированная динамика потребительской активности, кредитования и импорта, а также снижение жесткости рынка труда;
Кроме этого, по словам главы ЦБ, на прогноз будет влиять вероятное уточнение среднесрочных параметров бюджета в связи с посланием президента. Когда правительство представит конкретные параметры новаций, то регулятор сможет оценить их эффект на экономику и инфляцию.
В оценке текущей ситуации ЦБ обращает внимание на постепенное ослабление текущего инфляционного давления, но при этом оно остается высоким — большинство устойчивых показателей текущего роста цен, по оценке Банка России, находятся в диапазоне 6–7% в пересчете на год, а базовая инфляция в феврале даже повысилась. При этом тенденции расходятся: рост цен на товары значимо замедляется, а на услуги ускоряется — повышенную динамику цен на услуги ЦБ считает одним из индикаторов высокого спроса. Отмечая замедление текущих темпов инфляции в марте, Эльвира Набиуллина сказала, что преждевременно судить о дальнейшей скорости дезинфляционных тенденций (здесь нужно отметить, что недельная инфляция считается по усеченной корзине товаров и услуг, там недостаточно представлены услуги, которые дали вклад в инфляцию зимних месяцев). Ситуация на топливном рынке, по словам Набиуллиной, пока существенно не влияет на прогноз инфляции.
 
Важные выводы релиза:
  • Жесткость рынка труда вновь усилилась;
  • После некоторого замедления в конце прошлого года экономика в I квартале 2024 года ускорила рост при высокой потребительской и инвестиционной активности. Это нехарактерно для прежних периодов существенного ужесточения денежно-кредитной политики;
  • Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности увеличения предложения товаров и услуг;  
  • Дефицитный рынок труда — главное ограничение для наращивания производства;
  • Отклонение экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным;
Что касается внешнего спроса, то улучшение ситуации в мировой экономике и рост цен на сырье окажут поддержку экспорту, но в целом платежный баланс складывается в рамках прогноза ЦБ. Жесткая денежно-кредитная политика позволяет сдерживать импорт в соответствии с экспортными возможностями.
По-видимому, с точки зрения ЦБ, высокий внутренний спрос, при котором возросшие доходы позволяют населению одновременно наращивать сбережения и потребление, а также усиление жесткости рынка труда компенсируют произошедшее ужесточение денежно-кредитных условий. Поэтому, несмотря на некоторое снижение инфляции и инфляционных ожиданий, ЦБ не смягчает риторику в отношении сроков начала снижения ключевой ставки. В то же время риторика пресс-конференции показалась несколько мягче, чем тональность релиза.
Мы полагаем, что, с учетом сегодняшней риторики ЦБ, снижение ставки ранее II полугодия 2024 года маловероятно, однако вариант начала снижения в июне остается возможным. Все будет зависеть от устойчивости снижения инфляции и в целом от экономических данных. Многое будет зависеть от II квартала 2024 года: новые макропрогнозы ЦБ, формирование нового правительства, возможно — появление предложений правительства по параметрам бюджетно-налоговой политики, а также проявление реакции экономики на предыдущие решения ЦБ по денежно-кредитной политике. Пока же представляется, что намерение ЦБ достичь цели по инфляции в этом году труднореализуемо. Ожидаем на конец года ключевую ставку в диапазоне 12-14%.
 
 
Автор: Ольга Беленькая,  руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
 
 

Наши проекты