Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Для развития бизнеса важны менталитет населения и бизнес-среда

A A= A+ 27.02.2020

О развитии малого и среднего предпринимательства в России, роли женщин в бизнесе, особенностях ведения бизнеса в России и за рубежом первый заместитель главного редактора журнала «Банковское дело» М. Ю. Нестеренко побеседовала
с председателем Комитета по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Московской торгово-промышленной палаты, генеральным д и р е к т о ром ком п а н и и «Национальная Дистрибьюция» А. М. Вовк.

М. Н.: Анна Мартиновна, выступая на банковско-лизинговом саммите, вы рассказали, что в стране действует очень много программ помощи малому и среднему бизнесу, которые, к сожалению, малый и средний бизнес не использует в полной мере. В частности, такая ситуация сложилась и в сфере лизинга, поскольку лизингодатели не всегда информируют клиентов о возможной дополнительной финансовой поддержке, например, со стороны государства. Нашим читателям было бы интересно узнать об этих мерах поддержки бизнеса.
А. В.: Существуют две адресные меры поддержки, о которых представители бизнеса мало информированы: по программе импортозамещения Минпромторг компенсирует лизинговые платежи за приобретение оборудования и автотранспортных средств российского производства; корпорация МСП поддерживает определенные виды деятельности, предоставляет гарантии и государственные субсидии. Предприниматели, которые не работают с крупнейшими банками, обычно об этом не знают, потому что небольшие коммерческие банки не информируют их. Наше предприятие на практике столкнулось с этой проблемой, информацию мы смогли получить только в крупных банках. Для принятия взвешенного решения по лизинговому проекту надо собрать обширные данные, провести большую подготовительную работу. Нам понадобилось около двух месяцев, чтобы правильно пополнить парк автомашин. Мы купили сначала одну машину в порядке пилотного проекта, затем все остальные. Мне для того, чтобы понять, как это работает, нужно было пройти все стадии бизнес-процесса: кредитование, рефинансирование, пополнение оборотых средств, общение с частными инвесторами. Лизинг интересен тем компаниям, которым требуются новые машины и оборудование, но одновременно нужно существенно снизить себестоимость продукции, не пользоваться заемными средствами, получить дополнительные преимущества, например, сервисное обслуживание оборудования. При создании, расширении или реструктуризации бизнеса необходимы капиталовложения, и такой финансовый инструмент, как лизинг, может быть очень полезен.
Лизинг позволяет обойтись без кредита, залога и поручителей, и его несомненная польза для бизнеса наблюдается в различных отраслях экономики. Несмотря на то что в последние годы в рамках политики импортозамещения государство стало реализовывать различные программы поддержки российского бизнеса, информирование предприятий о новых возможностях оставляет желать лучшего, это относится и к программам поддержки в сфере лизинга.
М. Н.: По официальным данным, за последний год в стране закрылось более 700 тысяч малых и средних предприятий, фактически мы теряем средний бизнес, который в цивилизованных странах играет роль локомотива экономики. Этому способствуют различные негативные факторы, в том числе недостаточная финансовая грамотность и населения в целом, и предпринимателей в частности. Что нам нужно делать с предпринимателями, чтобы не потерять их?
А. В.: Для развития бизнеса важен менталитет населения, бизнес-среда. Например, в Германии семейный бизнес – основа основ, развиты разделение труда и аутсорсинг. Если ты, скажем, всю жизнь выпускал какую-то деталь для мерседеса, ты и дальше будешь ее выпускать. Ты не будешь думать, что тебе завтра придется производить, например, горчицу, поскольку ты умеешь идеально делать шпунтик для мерседеса. В России – совершенно другая ситуация. В народе говорят: «Если хочешь испортить все, возьми на работу родственника». И еще: «Хочешь потерять друга, дай ему взаймы». К сожалению, такие ситуации часто бывают и в жизни. Я, когда училась в российском вузе, одновременно работала в западной компании и хорошо изучила, как у них строится бизнес. Там ценятся профессиональные качества сотрудника, в то же время стараются не переходить границу его личного пространства. В России свои правила ведения бизнеса.
Сейчас в России такие экономические условия, что часто очень маленькое предприятие не может успешно развиваться, поскольку его руководство и сотрудники не обладают всеми необходимыми компетенциями. Таким предприятиям не хватает гибкости в условиях быстро меняющегося рынка. Вот пришел Яндекс в такси и «убил» других участников рынка своими ценами, половина таксопарков не выжила, вторая половина осталась, но работает с трудом.
Я написала книгу о природе бизнеса. Бизнес – это искусство, это жизнь. Возвращаясь к теме родственников в бизнесе. Если бизнес не умер в первые годы, развился, то появляется дилемма: либо надо поменять всех сотрудников (в том числе родственников) с учетом новых задач, либо они начинают учиться новым компетенциям. Я вырастила 4 компании с нуля, и все они существуют и по сей день. Я наблюдаю, как конкуренты в это время развивают бизнес, у всех очень разная история, все спотыкаются на одних и тех же кочках. Либо бизнес купил крупный инвестор, но дело не пошло, потому что менеджмент не был готов к изменениям, либо кто-то постепенно рос и овладел новыми компетенциями, но ему понадобилось 15–20 лет, очень большой срок, что несет свои риски. В российских условиях оптимальное время для развития бизнеса –3–5 лет, лучше 2 года, так как все очень быстро меняется. Кроме того, непросто и получать кредиты для развития бизнеса. Можно еще привлечь средства от частных инвесторов, но стоимость таких заимствований будет очень высокой. Правда в России есть и свои преимущества для ведения бизнеса. Например, у нас с помощью электронной регистрации можно бизнес открыть быстрее, чем, например, во Франции или Израиле. В России развит онлайн-банкинг, принимают документы с электронной подписью. А, например, в Германии наша компания смогла воспользоваться онлайн-банкингом только через три года работы.
М. Н.: Сейчас модна тема женского предпринимательства. Возникают различные ассоциации женщин-предпринимателей, например, «Женщины в советах директоров». Мне, наверное, так повезло, что у меня никогда не возникало никакой гендерной проблемы ни разу в жизни, я бы сказала даже наоборот. Я использовала внешние данные и поэтому никогда не выходила с неподписанным контрактом. Как вы относитесь к вопросу повышения роли женщин в бизнесе, не надуманна ли эта тема?
А. В.: Куда эффективнее, я считаю, уметь использовать преимущества своего пола. Особенно если переговоры становятся жесткими, заходят в тупик. Хотя я умею хорошо вести переговоры, в том числе жесткие, могу улыбаться, а могу всех жестко «построить», прервать переговоры, потом снова вернуться к ним. К сожалению, еще существует мужской шовинизм, особенно у пожилых руководителей, чиновников. Кстати, такой шовинизм отмечается не только в России, но за рубежом. Я с ним сталкивалась, например, в Швейцарии, Германии. Женщины могут и должны использовать свои возможности. Флирт дает эмоциональную подпитку, а там, где есть эмоциональная подпитка, возникает доверие, где есть доверие, там успешно идут переговоры.

 


Наши проекты