Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Владимир Гамза Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тезисы выступления на круглом столе в Совете Федерации ФС РФ 07.07.2020 по теме "Серая" заработная плата: проблемы и пути их решения".

A A= A+ 11.07.2020

Теневая экономика и «серая» зарплата:

глубинные причины и комплексные решения:

  • Объем «серых» (неофициальных, скрытых) зарплат сегодня составляет более 10% ВВП – это фундаментальная проблема государственного управления и социальной справедливости, которую надо решать безусловно
  • Чтобы принять объективное и исполнимое решение, необходимо понять причины этой проблемы (недостоверная исходная информация всегда дает неверное решение). И надо осознавать, что в основе данной проблемы лежат глубинные причины:
  • Исторические причины:

– в 1991-1992 годах абсолютное большинство граждан было лишено средств к существованию заморозкой всех их сбережений (в соответствии с Федеральным законом 73-ФЗ от 10.05.1995 – это более $500 млрд)

- в результате граждане вынуждены были выживать, занимаясь неучтенным трудом и бизнесом без уплаты налогов

- так возникла и существует до сих пор огромная теневая (неучтенная) сфера экономики, эмитирующая «серую» зарплату в колоссальных объемах

  • Социальные причины:

- приватизация 90-х годов, лишившая граждан возможности получить достойную долю в созданном ими национальном богатстве и породившая необоснованно богатых«олигархов», создала основу для морального оправдания правового нигилизма и неуплаты налогов

- уже 25 лет государство не выполняет свои обязательства по восстановлению и возврату замороженных сбережений граждан в соответствии с 73-ФЗ 1995 года, что не способствует возникновению у населения и частного бизнеса желания быть добросовестным исполнителем обязательств перед государством

  • Экономические причины:

- стремясь наполнить бюджет и внебюджетные фонды в условиях массовой неуплаты налогов, государство пошло ошибочным путем повышения сборов обязательных платежей, снижая конкурентоспособность бизнеса (изъятия государства из ВВП в России около 40%, в США – 32%, в Китае – 21%)

- возникшая ситуация массовой неуплаты налогов в сфере МСП породила замкнутый круг, когда предприятие, желающее платить все обязательные платежи в полном объеме, объективно становится неконкурентоспособным

  • Необходим комплекс мер устранения названных причин (обнуления сложившейся ситуации):
  • В первую очередь провести всеобщую безусловную уголовно-правовую экономическую и налоговую амнистию для всех без исключения российских граждан и предприятий (нанесенный формально преступными действиями экономический ущерб возмещать в гражданско-правовом порядке)
  • После проведения амнистии и декларирования (легализации) всего имеющегося имущества, финансовых активов и интеллектуальной собственности граждан надо разорвать порочный круг взаимосвязи коррупции и теневой экономики - обязать всех граждан России с 14 лет ежегодно сдавать декларацию об имуществе и доходах (незадекларированные имущество и доходы подлежат изъятию в доход государства по решению суда)
  • В течение трех лет осуществить восстановление и возврат путем эмиссии целевых государственных облигаций замороженных сбережений граждан в строгом соответствии с 73-ФЗ 1995 года
  • Провести налоговую реформу: установить предельный размер в 33% ВВП всех видов платежей в консолидированный бюджет государства, включая все виды внебюджетных фондов; ограничить федеральный бюджет до 50% всего консолидированного бюджета; уплату налогов юридических лиц осуществлять исключительно по месту деятельности их обособленных подразделений, а физических лиц – исключительно по месту их постоянного жительства (уплачивают самостоятельно)
  • Регулирование деятельности и налогообложение малого бизнеса, ИП и самозанятых передать в исключительное ведение муниципалитетов, а среднего бизнеса – в ведение субъектов Федерации, установив федеральным законом лишь самые общие условия для МСП
  • Установить значительно пропорционально дифференцированный НДФЛ и минимальный размер почасовой оплаты труда
  • Завершить пенсионную реформу: установить минимальный размер государственного пенсионного обеспечения граждан по возрасту и потере трудоспособности (на уровне прожиточного минимума) за счет взимания специального пенсионного налога, а также сформировать систему добровольного государственного и частного пенсионного страхования
  • Ввести специальный социальный налог на иностранных граждан, работающих или длительно проживающих в России

Наши проекты