Треть компаний в будущем планируют частично отказаться от аренды офисов. Двое из трех опрошенных полагают, что гибкий график станет новой нормой для сотрудников после пандемии
38% респондентов планируют более эффективно использовать офисы и производственные площади, 29% хотят освободить часть арендуемых помещений.
69% считают, что гибкий график работы станет обычной практикой, 34% ожидают снижения числа командировок.
61% полагают, что совместная работа в режиме онлайн в течение следующих двух лет станет обычной практикой. При этом 57% уверены, что деловые встречи в формате онлайн — внутренние и внешние — останутся и после полного снятия карантинных ограничений.
91% планируют восстанавливать бизнес за счет более активного внедрения программ устойчивого развития, почти треть (27%) намерены в течение ближайших двух лет повысить экологичность своих цепочек поставок.
#Компании по всему миру пересматривают модели #операционной деятельности с акцентом на повышение гибкости после того, как эпидемия #коронавируса показала недостаточную эффективность существующих планов кризисного управления в условиях пандемии, – таковы выводы исследования «Навигатор: Бизнес после карантина. Курс на восстановление».
Авторы исследования проанализировали данные, полученные в ходе опроса более 2 600 представителей компаний из 14 стран мира. Результаты отчета показывают, что до начала пандемии многие организации недостаточно серьезно относились к разработке планов кризисного реагирования в таких ключевых областях операционной деятельности, как технологии, финансы и устойчивое развитие, — почти половина опрошенных (47%) заявили, что могли бы лучше подготовиться к вызовам в результате распространения глобальной эпидемии.
К чему бизнес оказался не готов во время пандемии?
Во многих случаях переход на удаленную работу выявил слабые стороны обеспечения непрерывности функционирования бизнеса в кризисных условиях: только 57% респондентов сказали, что в последние два года сделали своим приоритетом инвестиции в технологии для повышения операционной гибкости. Поддержание необходимого уровня свободных средств также оказалось вызовом для многих компаний — лишь 44% рассматривали укрепление финансового положения в качестве одной из главных задач.
Кризис заставил многие компании безотлагательно адаптироваться к новой ситуации. Почти две трети (63%) респондентов уже изменили операционную модель бизнеса. Без малого половина (44%) планируют продолжить изменение продуктов и услуг или путем диверсификации (33%), или посредством сокращения предложения и повышения специализации (17 %).
Какие возможности для дальнейшего развития рассматривают владельцы компаний?
В более долгосрочной перспективе предприниматели будут добиваться большей гибкости при найме персонала и использовании офисных площадей, одновременно уделяя больше внимания технологиям и устойчивому развитию. Девять из десяти (91%) респондентов стремятся оптимизировать бизнес-процессы и реорганизовать деятельность компаний, чтобы сделать их более устойчивыми, в то время как около трети (27%) намерены сделать свои цепочки поставок более экологически безопасными в течение ближайших двух лет.
Более трети опрошенных (38%) планируют эффективнее использовать офисы и производственные площади, а 29% участников исследования хотят освободить часть занимаемых их организациями помещений. При этом руководители компаний стали более открыты к предоставлению сотрудникам возможности работать удаленно: более двух третей (69%) считают, что гибкий график станет новой нормой; треть (34%) планирует сократить дальние командировки; две трети (61%) считают, что совместная работа в режиме онлайн в течение следующих двух лет станет обычной практикой. При этом 57% уверены, что деловые встречи в формате онлайн — внутренние и внешние — никуда не уйдут и после полного снятия карантинных ограничений.
Председатель Правления HSBC в России Малаки Макаллистер, сказал: «Компании не ждут, когда им скажут, как перестроить бизнес-процессы, они начинают действовать уже сейчас. Согласно результатам нашего исследования, 63% респондентов уже изменили операционную модель ведения бизнеса, что является хорошим показателем, так как опыт показывает, что оперативные изменения по трансформации бизнеса делают его более гибким и позволяют успешнее преодолеть последствия кризиса».
Пандемия способствовала более тесному сотрудничеству больших компаний с малым бизнесом
Исследование указывает на важность взаимодействия между компаниями в период кризиса, так как именно оно помогло многим пережить пандемию.
В течение последних шести месяцев почти все (93%) компании поддерживали своих партнеров, в первую очередь это относится к представителям крупного бизнеса, активно помогавшим небольшим компаниям.
Почти шесть из десяти (58%) респондентов сказали, что делились информацией, четверть (25%) – экспертизой, 26% помогали советами, 13% – предоставляли офисные помещения.
40% сотрудничали с другими компаниями для доставки своих товаров клиентам.
Несмотря на то, что дух сотрудничества помог компаниям выжить в период кризиса, многие предвидят в течение ближайших шести месяцев ряд сложностей на пути повышения устойчивости бизнеса. Две трети компаний назвали слабую финансовую (62%) и кадровую (также 62%) ситуацию главным препятствием для проведения необходимых изменений, при этом 31% респондентов с трудом удается поддерживать необходимый приток денежных средств. Кроме того, треть компаний (33%) считают, что низкий моральный дух сотрудников в ближайшем будущем станет проблемой для повышения устойчивости бизнеса.
После пандемии: как изменится бизнес в ближайшие два года?
В исследовании также говорится о том, какие изменения компании планируют в ближайшие два года внести в свои цепочки поставок для повышения их безопасности и прозрачности. Трое из десяти (29%) намерены диверсифицировать свои цепочки поставок и работать с большим количеством партнеров, а четверть (26%) хотят сотрудничать с компаниями с более стабильных и надежных рынков. Треть, наоборот, планируют ограничить или сократить цепочки поставок для снижения рисков. Более двух третей (67%) для укрепления безопасности цепочек поставок хотят установить долгосрочные отношения с наиболее важными поставщиками, треть (31%) планируют провести проверку своих поставщиков на способность справиться с будущими кризисами.