В статье рассматриваются вопросы применения цифрового рубля в целях
финансового мониторинга, анализируется содержание концепции и понятия
цифрового рубля в контексте экономики Российской Федерации. Цифровой
рубль – третья форма национальной валюты. Для обеспечения высокого
уровня ПОД/ФТ/ФРОМУ государству необходимо использовать последние
достижения цифровых технологий. Цифровая национальная валюта одно-
временно обладает преимуществами наличных и безналичных денег.
Сочетание данных факторов открывает для государства новый инструмент
финансового контроля, способ мониторинга подозрительных операций, ста-
тистический инструмент и метод воздействия на кредитно-денежную поли-
тику. Интегрирование цифрового рубля в экономическую систему – слож-
ный процесс, затрагивающий множество аспектов взаимодействия между
участниками финансового рынка.
В научной и отраслевой литературе не только представлено несколько точек зрения на концепцию цифрового рубля, трактовку и классификацию цифрового рубля как третьей национальной валюты, но и рассматриваются вопросы применения цифрового рубля для целей финансового мониторинга. Внедрение цифрового рубля как принципиально нового решения на рынке финансовых технологий показывает вовлеченность государства в цифровизацию финтехсегмента, развитие цифровой экономики, более эффективное распределение ресурсов и противодействие действиям по легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Цифровые технологии в финансовой сфере с каждым годом становятся все актуальнее. Они оказывают непосредственное воздействие на финансовую сферу, выступают в роли драйвера цифровых инноваций, создают вектор трансформаций технологического, экономического и социального развития.
В макроэкономическом осмыслении феномена цифровых валют на первый план выходят вопросы обеспечения финансового и технологического суверенитета и безопасности страны. В условиях возрастания финансовых рисков власти различных стран рассматривают новые способы защиты национальных интересов от внешнего воздействия, а также противодействия внутренним негативным последствиям ОД/ФТ/ФРОМУ.
Концепция цифрового рубля
В Российской Федерации понятие «виртуальная валюта» появилось в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под цифровой валютой подразумеваются электронные данные в специальном сервисе. Данная классификация виртуальных валют важна в том контексте, что цифровой рубль и его концепция проистекают из концепции виртуальных валют, но имеют определенные отличительные особенности. Цифровой рубль – это национальная валюта, выпускаемая Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) [14]. Официально эмитируемая государством платежная единица, равнозначная наличным и безналичным средствам (1 наличная денежная единица равна 1 безналичной денежной единице и равна 1 цифровому рублю), становится инновационным инструментом в области финансовых технологий. Фактически цифровой рубль представляет собой уникальный цифровой код, хранящийся на платформе ЦБ РФ. Вместе с тем цифровой рубль обладает свойствами безналичных и наличных денег:
■ эмиссия валюты осуществляется государственным органом;
■ специальная маркировка цифрового рубля подобна маркировке наличных денег;
■ существует в форме цифрового кода;
■ курс цифрового рубля привязан к курсу национальной валюты;
■ обеспечивает доступ к индивидуальному цифровому кошельку.
Следует отметить, что данная позиция по отношению к цифровому рублю как третьему виду национальной валюты находит значимую поддержку. Ряд исследователей выделяют цифровой рубль в качестве третьего вида национальной валюты. Доктор экономических наук главный научный сотрудник Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Российской академии наук С. А. Андрюшин характеризует цифровую валюту как вариант официальной валюты в цифровом представлении национальной денежной единицы и как обязательство ЦБ РФ, выраженное в национальной валюте [1].
Доктор экономических наук А. В. Турбанов полагает, что цифровой рубль выполняет роль измерителя для счетов и платежного средства [2]. В качестве платежного средства цифровой рубль равнозначен другим валютам.
В то же время ряд исследователей полагают, что по своей природе цифровой рубль – криптовалюта, так как при рассмотрении правовых признаков наличие факта централизованной эмиссии и обращения валюты посредством распределенного реестра роднит природу цифрового рубля и криптовалюты. Доктор экономических наук, профессор В. В. Безпалов придерживается мнения, что цифровой рубль – это разновидность криптовалюты, отличная от категории криптовалют только централизованной эмиссией государства и обеспеченностью национальными платежными счетами [3]. Исторический контекст развития криптовалют показывает, что они возникли как частные квазивалюты, и появление нового частного эмитента в лице ЦБ РФ не изменит баланс сил из-за нерегулируемой природы криптовалют. Как отметила исследователь Е. Б. Чернобровкина, криптовалюта – средство обмена, накопления и перевода, при этом полноценного участия государства в эмиссии криптовалюты нет [4]. Криптовалюта эмитируется виртуальным сообществом, поэтому обладает статусом особенной международной единицы.
Ученые Д. А. Артеменко и С. В. Зенченко полагают, что цифровые рубли из-за наличия распределенного реестра, а равнозначно распределенной базы данных, являются криптовалютой, поскольку предоставляют доступ к сведениям о платежных средствах всем участникам сети [5]. Конечно, доступность просмотра сведений о балансе для всех лиц будет ограничена банковской тайной, но технология распределенного реестра по функциональным решениям требовательна к прозрачности трансакций. Кроме того, сходство с ключевым принципом криптовалют в плане исключения фальсификации данных и манипуляций с трансакциями позволяет рассматривать цифровые рубли как разновидность криптовалюты.
Однако необходимо отделять частные криптовалюты от цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ, англ. – Central Bank Digital Currence, CBDC). ЦВЦБ представляют собой цифровые деньги на платежных счетах. Следует подробнее рассмотреть дальнейшие концептуальные отличия цифрового рубля от криптовалют. Изначально распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-Р5 утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В ней обозначены направления государственной политики в области хранения и передачи данных в условиях становления цифровой экономики. Предполагается внедрение технологий и создание условий для передачи и обмена данными во всех сферах социально-экономической деятельности [1, 3]. В рамках цифровой экономики предполагается применение последних достижений научнотехнологического и информационного прогресса, к которым в том числе относятся цифровые валюты, цифровые рубли, цифровые финансовые активы и криптовалюты.
Принципиальное отличие цифрового рубля от криптовалюты состоит в том, что криптовалюты не обеспечиваются обязательствами эмитента. Стоимость криптовалюты формируется на основании закона спроса и предложения в момент времени. Напротив, цифровой рубль – это обязательства ЦБ РФ [4]. Так как курс национальной валюты обеспечивается золотовалютными резервами России, то и фундаментальным признаком цифрового рубля являются обязательства ЦБ РФ в обеспечении устойчивости национальной валюты и финансовой системы страны.
Исследователь Е. В. Синельникова-Мурылева выделила ряд конкурентных преимуществ цифрового рубля для экономики Российской Федерации: а) сокращение издержек коммерческих банков при осуществлении денежных операций благодаря единому принципу тарификации трансакций; б) доступность системы для всех агентов и работоспособность системы без подключения к Интернету; в) стимулирование коммерческих банков к развитию продуктовой линейки из-за появления цифрового рубля как конкурентного традиционным банковским продуктам [6].
Вместе с тем влияние цифрового рубля на денежно-кредитную систему России очевидно: происходит отказ от двухуровневой банковской системы, установленной Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Двухуровневая банковская система – классическая система и характерна практически для всего мира. Кроме того, двухуровневая банковская система встроена в мировую экономику. Доктор экономических наук, профессор В. В. Безпалов и исследователь А. Ю. Ремесленников описали ряд факторов, которые обусловили внедрение цифрового рубля [3]. Так, одним из факторов стал подрыв доверия к банковской системе из-за периодических банковских кризисов, сказывающихся на реальном секторе экономики.
Вторым фактором стало то, что англосаксонская модель в период перестройки не была масштабирована, из-за чего недоступными остаются многие инструменты финансирования экономического развития страны. Например, фондовый рынок не получил достаточного развития в 1990–2010 гг. и не стал востребованным домохозяйствами [3, 4]. Наоборот, была создана параллельная банковская система с региональным и отраслевым уклоном с высокими уровнями рисков. В частности, фундаментально нарушается система сдержек и противовесов в финансовой системе ввиду концентрации функций классического банка в лице ЦБ РФ и создания замкнутой финансовой системы на его платформе.
В связи с этим профессор Н. Н. Кузовлева определила, что цифровая валюта в первую очередь становится средством формирования системы финансовой безопасности России по аналогии с системой финансовой безопасности СССР. В системе с цифровыми рублями закрепляется право собственности физических и юридических лиц [5, 6].
Исследователь В. А. Бубнов пришел к мнению, что с внедрением цифрового рубля средства домохозяйств и организаций не могут использоваться для целей кредитования или инвестиций коммерческих банков, а следовательно, не могут быть запущены в оборот, чем гарантируется сохранность средств различных агентов [7].
С данным мнением следует согласиться, поскольку средства физических и юридических лиц находятся на депозитарных счетах банка и участвуют в обороте. При конвертации экономическими агентами средств в цифровые рубли происходит снятие средств с депозитарного счета. Вследствие этого создается риск ликвидности в банковской системе. Данные доводы были рассмотрены Государственной Думой РФ и профильными комитетами по экономике. С позиции макроэкономики рублевая масса выводится из денежного оборота, а посредники в лице коммерческих банков теряют комиссионные доходы, уменьшаются пассивы банков [2]. Традиционные инструменты кредитно-денежной и монетарной политики могут оказаться неэффективными в условиях внедрения цифрового рубля. Так как внедрение цифровой валюты предполагает изменение способа регулирования денежной массы и финансовых потоков, возникают риски инфляции, роста стоимости кредитов, которые повлияют на другие экономические процессы.
Снижение уровня пассивов искусственно создает зависимость коммерческих банков от Центрального банка как игрока банковского сектора и финансового рынка, а также уменьшает предельный объем кредитования бизнеса и населения. Отчасти отсутствие процентных выплат по цифровым рублям может уменьшить данный риск, но только в условиях, когда цифровой рубль не будет конкурировать со срочными депозитами и сберегательными или инвестиционными инструментами. В настоящий момент, по данным Банка России, наблюдается профицит ликвидных средств в России, но нет определенных гарантий, что заявленная ЦБ РФ ограниченная эмиссия цифрового рубля в долгосрочной перспективе не вызовет избыточные риски для банковской сферы. В случаях острой нехватки ЦБ РФ будет предоставлять ликвидные средства банкам, но только в пределах необходимого объема.
С целью балансировки макроэкономики и борьбы с возможными дисбалансами в финансовой и правовой системе цифровой рубль будет реализовываться на платформе ЦБ РФ. Банк России выступает в роли оператора платформы и оператора цифрового рубля.
Он обязан обеспечивать постоянную работоспособность платформы, оберегать средства физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и средства органов государственной власти на платформе от хищения, хранить и передавать корректную и актуальную информацию об операциях. Основными участниками платформы являются коммерческие банки (операторы по переводу денежных средств).
Присутствуют также технологические риски эмиссии и безопасности цифровых рублей. Предложенная ЦБ РФ двухуровневая структура эмиссии и обращения цифрового рубля предполагает постоянный обмен данными по блокчейн-технологии (распределенного реестра) [7]. Постоянный обмен требует наличия высокопроизводительных серверных мощностей для обработки трансакций. Кроме того, требования к технологическим мощностям предъявляются не только к ЦБ РФ, но и к коммерческим банкам и бизнесу, которые участвуют в процессах расчетов.
Из данных выводов следует, что цифровой рубль открывает определенные положительные перспективы для банковского сектора. Однако цифровой рубль как новая национальная валюта имеет ряд рисков. Эмиссия цифрового рубля может вызвать в долгосрочной перспективе отток ликвидности из банковской системы. К примеру, население из удаленных регионов в условиях нестабильного интернет-соединения и удаленности обменных пунктов и банковских отделений будет конвертировать валюты в цифровые рубли. Аналогичная ситуация может наблюдаться и в крупных городах.
По результатам анализа можно сказать, что цифровой рубль стал третьей формой национальной валюты Российской Федерации. Он также стал третьим обращаемым видом национальной валюты Российской Федерации наравне с билетами Банка России и безналичными денежными средствами. В своей сути третья национальная валюта – технический аналог наличных денег и средств на банковских счетах физических и юридических лиц. Цифровые рубли схожи с криптовалютами из-за технологического происхождения, но отличаются от них тем, что данная валюта обеспечена обязательствами ЦБ РФ и
золотовалютными резервами России.
Применение цифрового рубля в целях финансового мониторинга
Технологические основы современного подхода к финансовому мониторингу в Российской Федерации должны обеспечивать надежность, безопасность и работоспособность системы и структуры ПОД/ФТ/ФРОМУ. Инновационные формы денег, в соответствии с позицией ЦБ РФ и ряда исследователей, подразумевают высокий уровень защиты от мошеннических и фальсификационных действий, легализации преступных доходов, нецелевого использования бюджетных средств и несанкционированного доступа. Ключевыми элементами, определяющими технологическую основу применения инновационных продуктов и решений в области финансового мониторинга, являются технологии блокчейна и криптографической защиты [15]. Цифровой рубль опирается на централизованную, но безопасную систему проведения финансовых операций за счет хранения данных по операциям с цифровым рублем на серверах ЦБ РФ и централизованной эмиссии.
Вместе с тем отслеживание движения и эмиссии цифрового рубля на серверах и сервисах ЦБ РФ для целей финансового мониторинга позволяет иметь полноценную картину перемещения средств по клиентам и аффилированным лицам, оперативно формировать цепочку перевода средств, определять вовлеченные в денежные операции стороны. Тем самым повышается уровень контроля и мониторинга с целью предупреждения коррупционных схем и отслеживания конфликта интересов. Благодаря данному способу управления трансакциями банки получают возможность настраивать параметры цифрового рубля и блокировать платежные поручения не по назначению на уровне проведения операции в программе. То есть при настройке платформы ЦБ РФ открывается возможность блокирования (неисполнения) платежных поручений. Исследователь Д. В. Тарасов при анализе потенциала цифрового рубля в финансовом мониторинге обратил внимание на то, что централизованность системы и мгновенное перемещение или обмен средств создают риски вследствие необратимости операций [8]. Классифицируя цифровой рубль как цифровой финансовый актив (ЦФА), Д. В. Тарасов выявил определенный риск потери средств участниками операций из-за возможности конвертации в фиатные деньги. Так как цифровой рубль – обеспеченная фиатная валюта, этот аспект становится значимым для финансовой системы. Данная ситуация позволяет избегать уплаты налогов, получать незаконные доходы, а времени реакции на предотвращение таких операций не предусмотрено по условиям технологии блокчейна. Исходя из данного замечания открытым остается вопрос идентификации участников сделки и создания нового средства мониторинга и системного запрета на переводы между счетами лиц, подозреваемых в совершении операций, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Однако следует обратить внимание на одно из инструментальных и программных решений ЦБ РФ и методологию Росфинмониторинга. Так как предполагается, что любой пользователь цифрового рубля может получить доступ к собственному кошельку из банковского приложения, а обмен данными о балансе средств осуществляется из тестового контура платформы цифрового рубля Банка России, то появляется опция выделения времени для контроля за операциями с подозрениями на ОД/ФТ/ФРОМУкак на уровне коммерческих банков, так и на уровне ЦБ РФ.
Кроме того, нельзя исключать, что стратегические планы Правительства РФ и ЦБ РФ предусматривают осуществление перевода бюджетных ассигнований и межбюджетных переводов, социальных пособий, пенсий, заработной платы работников бюджетной сферы, а также проведение банковских переводов между юридическим лицами посредством цифрового рубля, что потенциально увеличивает уровень, качество и охват контроля за финансовыми операциями [16]. Отчасти данные планы позволяют сделать вывод, что усилится безопасность национальной валюты, а также появятся новые возможности бороться с теневым сектором экономики.
Следует отметить, что, по расчетам Международного валютного фонда, объем теневой экономики в России составляет около 33,7% ВВП, а по данным Росстата – до 15–16% ВВП, а потому подобное решение о применении цифровой национальной валюты имеет обоснованный характер [8]. Вместе с тем в исследованиях А. Е. Волобуевой, Н. Ф. Кузовлевой [9] и Е. С. Зеленевой [10] отмечается, что ряд развитых и развивающихся стран с целью противодействия теневой экономике и ОД/ФТ/ФРОМУ рассматривают отказ от наличных денег в пользу цифровой валюты.
Замещение наличных средств на цифровые рублипозволяет государству и надзорным органам контролировать распределение и перемещение средств по целевому назначению. В качестве примера указанные исследователи описывают возможность использования следа и уникального цифрового кода цифрового рубля для целей программного предотвращения использования социальных выплат не по назначению.
Ключевым аспектом, препятствующим возникновению рисков ПОД/ФТ/ФРОМУ с использованием цифрового рубля, служит то обстоятельство, что цифровой рубль нельзя обналичить. Как отметил профессор Н. В. Унижаев, цифровой рубль позволяет избежать конфликта интересов между финансовыми учреждениями, частным и государственным секторами и правоохранительными органами [11]. Выделяя ключевую проблему в хищении бюджетных средств и нецелевом использовании бюджетных ассигнаций и практику обналичивания средств, Н. В. Унижаев приходит к мнению о необходимости разработки методологического аппарата и правил нормативного регулирования обращения цифрового рубля органами финансовой безопасности. Будучи новым средством платежа, меры стоимости и средством сбережения, цифровой рубль имеет высокий потенциал как технологическое решение и как способ финансового мониторинга. Н. В. Унижаев подчеркивает, что за счет применения сквозных технологий на базе сервисов ЦБ РФ государство может осуществлять оперативный ежесекундный контроль за переводами средств, проводить постоянную проверку бюджетных средств, личных средств физических и юридических лиц [11]. Кроме того, благодаря применению алгоритмов обработки данных с использованием искусственного интеллекта значительно сокращается время на обработку данных по финансовым операциям.
Еще одним преимуществом цифрового рубля в контексте финансового мониторинга становится подготовка и обработка статистических данных о трансакциях на серверах ЦБ РФ. Исследователь Е. С. Тихомирова частично затрагивает данный вопрос в своей научной работе [12]. Существующая система статистической отчетности банков для Росфинмониторинга предполагает периодический сбор данных о текущих операциях и истории операций и их передачу в надзорные органы. Между тем существует некоторое временное отставание между передачей, обработкой, загрузкой и передачей на хранение статистических данных. Платформа цифрового рубля позволяет в онлайн-режиме получать статистические данные и принимать оперативные финансовые решения.
Налоговое администрирование с использованием цифрового рубля также может быть значительно улучшено. Каждый цифровой рубль может быть отслежен, а уплата налогов автоматизирована. Цифровой рубль способен укрепить систему сбора налогов за счет усиления надзора за кредитно-денежной и монетарной политикой через присвоение уникального номера каждому рублю и трансакции. Во всех представленных случаях развития финансового мониторинга с использованием цифровых рублей существует серьезная опора на техническую сторону реализации и нормативно-законодательный аппарат. Ученый А. Б. Шагуч отмечает тесноту связи финансового мониторинга и законодательного регулирования финансовой отрасли и степени согласованности законов и подзаконных актов с реальной практикой применения ПОД/ФТ/ФРОМУ [13]. При этом было отмечено, что наблюдается внедрение цифрового рубля в экономику без законодательного регулирования и в короткие сроки: в декабре 2022 г. законопроект был зарегистрирован и уже в марте 2023 г. был принят в первом чтении. Следует отметить стремительность рассмотрения закона о цифровом рубле, так как существует необходимость в формировании системы национальной финансовой безопасности и гарантии сохранности финансовых средств частных домохозяйств и организаций от внешнего воздействия.
В совокупности финансовый мониторинг с использованием цифрового рубля является технологическим и экономическим новшеством. С внедрением цифрового рубля государственные правоохранительные и финансовые органы получают возможности оперативного управления информацией, контроля за состоянием счетов и распределением бюджетных средств. Цифровой рубль позволяет финансовым органам и ЦБ РФ существенно повысить прозрачность финансовых операций практически во всех сферах экономики. Объективно можно выделить потенциал цифрового рубля в скорости обработки платежных данных, системном учете движения бюджетных средств, средств домохозяйств и юридических лиц и блокировании подозрительных операций на уровне платформы, сокращении рисков ОД/ФТ/ФРОМУ и возможности полностью контролировать процесс эмиссии третьей национальной валюты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье была проанализирована концепция цифрового рубля, определены ключевые характеристики и отличия цифрового рубля от других национальных валют. По результатам исследования определены отличия цифрового рубля от криптовалют, описаны способы, механизмы и методы применения цифрового рубля для целей финансового мониторинга. Цифровую валюту и криптовалюту связывает только форма, но не правовой статус. В то же время благодаря данному решению предполагается, что бюджетная, налоговая и правовая политика станет эффективнее за счет применения новых правил ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объективно прослеживается внедрение нового эффективного механизма контроля за бюджетными средствами: цифровые рубли из государственного бюджета можно будет потратить только по назначению адресной программы и только для тех целей, что указаны в программах финансирования.
Список литературы
1. Андрюшин С. А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. № 1. С. 56.
2. Турбанов А. В. Цифровой рубль как новая форма денег // Актуальные проблемы российского права. 2022.№ 5. С. 73–90.
3. Безпалов В. В., Ремесленников А. Ю. Предпосылки и условия введения цифрового рубля на основе системы блокчейна как инструмента повышения экономической безопасности в финансовой сфере // Современные технологии управления. 2021. № 1 (94). EDN WXAJQW.
4. Чернобровкина Е. Б. Цифровизация национальной валюты // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2023. № 1. С. 73–86. DOI: 10.55959/MSU2413-631X-26-14-1-04. EDN CUBLME.
5. Артеменко Д. А., Зенченко С. В. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом // Финансы: теория и практика. 2021. № 25. DOI:10.26794/25875671-2021-25-3-90-101.
6. Синельникова-Мурылева Е. В. Цифровой рубль: риски и выгоды // Экономическое развитие России. 2021.№ 5. С. 36–39. EDN LUVJQT.
7. Бубнов В. А. Финансовая безопасность домашних хозяйств через призму цифрового рубля // Известия Байкальского государственного университета. 2023. Т. 33. № 2. С. 209–219. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).209-219. EDN QTRHSM.
8. Тарасов Д. В. Современный этап развития финансовой системы России с применением финансовых технологий (Fintech): прогноз изменения экономических отношений при использовании нового инструмента цифровой рубль // Финансовый бизнес. 2024. № 2 (248). С. 118–121. EDN YIGTRX.
9. Волобуева А. Е., Кузовлева Н. Ф. Цифровой рубль как инструмент повышения экономической безопасности в финансовой сфере // Хроники цифровых трансформаций : сборник научных тезисов и статей по материалам межкафедральных круглых столов, Москва, 03–29 марта 2022 года. Вып. 2. – Волгоград : Сириус, 2022.
10. Зеленева Е. С. Факторы и тенденции развития финансовых технологий в России и в мире // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 7. С. 2615–2632.
11. Унижаев Н. В. Анализ преимуществ финансового контроля с использованием цифрового рубля // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 2. С. 821–836. DOI: 10.18334/vinec.13.2.117191. EDN LLOVTJ.
12. Тихомирова Е. С. Перспективы применения цифрового рубля в реализации предварительного и текущего контроля // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 7. С. 481–486. EDN UDGRDI.
13. Шагуч А. Б. Концепция правового регулирования оборота цифрового рубля в Российской Федерации //Научное образование. 2022. № 1 (14). С. 246–249. EDN RHRYWE.
14. Цифровой рубль: концепция Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Банк России. – Режим доступа: www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 04.04.2024).
15. Порхачев С. К. Цифровой рубль: проблемы и перспективы внедрения // Весенние дни науки : сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых. 2022. С. 548–551.
16. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы [Электронный ресурс] // Банк