Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

МФО обвинили заемщиков в недобросовестности

A A= A+ 06.07.2016

По данным крупнейшей микрофинансовой организации, до половины дефолтных клиентов могут, но не хотят возвращать долг.

Злостный неплательщик микрофинансовых организаций (МФО) — социально активный человек, имеет работу, стабильный доход, образование и семью, а решение не возвращать деньги он принимает еще не стадии получения займа. К такому выводу пришла компания «Домашние деньги», проанализировав портфель дефолтных займов за 2015 год и первое полугодие 2016 года. По данным МФО, почти половина дефолтных заемщиков в состоянии обслуживать долг, но не хочет. Однако в организации, которая защищает права потребителей, приводят результаты своего опроса, в соответствии с которым половина заемщиков действительно не в состоянии погасить долги и огромные проценты по ним. Поэтому люди вынуждены обращаться в другие МФО и к близким, всё глубже опускаясь в долговую яму. Проанализировав портфель дефолтных долгов, компания «Домашние деньги» пришла к выводу, что в большинстве случаев злостный неплательщик МФО — это заемщик, который уже на этапе оформления займа принимает решение не платить по нему. «При этом на момент возникновения просрочки у заемщика есть работа и стабильный заработок. Доля таких должников, или мошенников, способных оплачивать долг, но избегающих финансовой ответственности, достигает 48% от всех дефолтных заемщиков. При этом доля людей, действительно испытывающих трудности, то есть малообеспеченных, — 28%, безработных — 15%», — отмечается в исследовании МФО, с которым первыми ознакомились «Известия». В целом, указывается в исследовании, портрет злостного неплательщика МФО выглядит внешне вполне респектабельно: в основном это в равных долях мужчины и женщины  25–35 лет со средним или средним специальным образованием, с одним или двумя детьми. Подавляющее большинство злостных неплательщиков владеют недвижимым имуществом, большинство имеют автомобили. Также МФО отмечает, что средняя сумма займа (большинство неплательщиков оформляли займы на неотложные нужды) потенциального неплательщика (29,5 тыс. рублей) превышает среднюю сумму займа дисциплинированного заемщика (22,5 тыс. рублей).
— К сожалению, злостные неплательщики — социально состоявшиеся люди, имеют работу, постоянный доход, имущество, но применяют иждивенческий подход к обслуживанию финансовых обязательств, — отметил главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. Если судить по портрету, написанному МФО «Домашние деньги», большинство женщин-неплательщиц работают продавцами, диспетчерами и операторами call-центров. На их долю приходятся 18%. Среди мужчин-неплательщиков наибольшая доля приходится на водителей, менеджеров, охранников и рабочих, что составляет в совокупности 26%. По количеству неплательщиков лидируют Центральный федеральный округ (32%), Уральский федеральный округ (20%) и Южный федеральный округ (12%). Наименьшее число неплательщиков проживает в Северо-Западном федеральном округе (5%). Причем в МФО усматривают влияние географии на поведение заемщиков. — По нашим наблюдениям, в крупных городах с населением от 50 тыс. человек зачастую считают почти почетным не платить по банковским кредитам и займам МФО, — отметил Андрей Бахвалов. Более того, он отметил, что чем хуже платит человек, тем больше жалуется на МФО, чья репутация в последнее время сильно пострадала на фоне скандалов с возвращением долгов «черными коллекторами». Действительно, на МФО жалуются часто. Как рассказал в интервью «Известиям» руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута, МФО находятся на втором месте (после ОСАГО) по количеству жалоб потребителей финансовых услуг. В I квартале 2016 года доля жалоб на них составила 12%. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, утверждение МФО, что половина заемщиков не гасит долг, поскольку не хочет возвращать деньги, это лишь попытка выгородить себя на фоне возрастающего недовольства, связанного с их деятельностью.
— Мы тоже опрашивали клиентов МФО. Половина из них действительно испытывает трудности с возвратом заемных средств, но не потому, что не хочет их отдавать, а просто не имеет финансовой возможности, поскольку микрофинансовые организации устанавливают огромные ставки, которые могут доходить до 800%. И это официально разрешенный уровень, — оппонирует Дмитрий Янин. По его словам, чтобы отдать деньги одному МФО, люди обращаются в другие организации или к своим близким. Кстати, в компании «Домашние деньги» тоже отмечают, что зачастую дефолтные заемщики занимают у других организаций. «Как правило, на момент возникновения просрочки клиент успевает оформить в банках или в МФО два или три кредита или займа», — отмечается в исследовании компании, которая делает из этого вывод, что и эти займы клиенты заведомо не планируют оплачивать. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления МФО «МигКредит» Динара Юнусова тоже не поддержала коллег, отметив, что большинство заемщиков всё же ориентированы на выполнение обязательств, хотя и признала, что у части клиентов могут возникать проблемы со своевременным внесением платежей в силу недостаточной финансовой дисциплины.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/620965#ixzz4DcQ2Qh24


Наши проекты