Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Банки больше не хотят быть наказанными за желание пойти навстречу клиенту

A A= A+ 17.07.2019

По итогам обсуждений, состоявшихся 28 июня на научно-практической конференции на тему: «Вопросы судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг и проблемы цифровизации экономики» между судьями ВС РФ, представителями Банка России и банковским сообществом, Ассоциацией российских банков был разработан законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Законопроектом прямо предусматривается возможность изменения сторонами кредитного договора очередности погашения задолженности, предусмотренной ч. 20 ст. 5 Закона о потребительском кредите, с целью улучшения положения потребителя финансовых услуг.

В настоящее время банки нередко  идут навстречу добросовестным заемщикам и изменяют условия договоров потребительского кредита, касающиеся очередности погашения задолженности.

Однако органы Роспотребнадзора при проверке таких договоров привлекают банки к административной ответственности за несоответствие действующему законодательству таких изменений.

Очевидно, что Роспотребнадзор и некоторые суды применяют формальный подход к толкованию и применению ч. 20 ст. 5 Закона о потребительском кредите, согласно которому очередность, установленная законом, не может быть изменена даже если она ведет к улучшению положения заемщика.

Ситуация достаточна парадоксальная.

По мнению банков, формальный подход к применению нормы ч. 20 ст. 5 Закона о потребительском кредите, как к императивной норме, которая не может быть изменена соглашением сторон для улучшения положения слабой стороны (потребителя), недопустим. Ведь цель данной императивной нормы, состоящая в защите слабой стороны договора потребительского кредита, не будет нарушена при изменении по соглашению сторон очередности погашения задолженности, направленном на улучшение положения добросовестного заемщика.

Без сомнения, банки заинтересованы в создании для добросовестных заемщиков благоприятных возможностей для максимально полного и своевременного исполнения ими своих обязательств по погашению задолженности. А в сложившейся ситуации  наиболее оптимальный путь снятия спорных вопросов применения норм действующего законодательства, определяющих порядок погашения задолженности по кредитному договору при недостаточности у заемщика средств - это внесение изменений в Закон о потребительском кредите.

По мнению выступивших на конференции представителей банков, это приведет к улучшению положения добросовестных заемщиков и соблюдению баланса их интересов и интересов банков-кредиторов.

АРБ надеется на поддержку  инициативы банков со стороны Верховного Суда Российской Федерации и Банка России, ведь если государство откажется снять с банков риски, связанные с желанием пойти на уступки добросовестным заемщикам, то кредитным организациям придется отказаться от предоставления потребителям такой возможности.


Наши проекты