Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Московский экономический форум «Новый Курс. Время действовать. Деньги в Россию!»

A A= A+ 13.04.2020

17 марта 2020 г. состоялась специальная сессия Московского экономического форума «Новый Курс. Время действовать. Деньги в Россию!». Форум прошел в режиме телемоста в четырех регионах: Москве, Калуге, Самаре и Новосибирске. В мероприятии приняли участие известные российские ученые, политики, бизнесмены, представители профильных министерств и ведомств. В мероприятии приняли участие: основатель Московского экономического форума Константин Бабкин, академик РАН, действующий член коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской Экономической комиссии Сергей Глазьев, научный директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза и др.

С приветственным словом к у частникам сессии Московского экономического форума обратился председатель форума Константин Бабкин. Он сказал, что на фоне нового кризиса в экономике из-за коронавируса, рухнувших цен на нефть, обвала рубля, «замораживания» политической системы в России, Московский экономический форум возобновляет свою работу.

В Москве состоялось уже шесть форумов, но до сих пор на них просто критиковали существующую экономическую модель, лишь высвечивая ее недостатки. Сегодня участники форума предлагают придать Международному экономическому форуму идейную составляющую  – требование сменить курс развития страны.

Константин Бабкин отметил, что существующая экономическая ситуация  – это следствие современной либеральной политики, нацеленной на встраивание России в мировые производственные цепочки в качестве сырьевого придатка. Долгое время происходил активный вывод денег из страны, сотни миллиардов долларов вкладывались в золотовалютные резервы Центробанка, стабфонд, сбережения госкорпораций. Россия держит 82% резервов на банковских счетах за рубежом. Объем Фонда национального благосостояния составляет 14,3  трлн руб., если разделить его на всех жителей России, то получится полмиллиона рублей на каждого гражданина нашей страны. Это огромные деньги, и они должны работать на развитие России. П р е дс е д а т е л ь Мо с ко в с ко г о экономического форума убежден, что пришло время сменить экономическую парадигму развития страны, и рассказал о новом идеологическом дви жении «Новый курс», суть которого в том, чтобы рассматривать Россию как независимую цивилизацию, как ценность в культурном, историческом, экономическом плане. Это значит, что надо развивать российск у ю культуру, экономику, промышленность, сельское хозяйство и не стремиться куда-то влиться и кому-то понравиться. Задача на ближайшее время должна заключаться в том, чтобы добиться целостности политики России, ее нацеленности на усиление экономики и русской цивилизации. Константин Бабкин назвал конкретные предложения, как добиться рывка вперед.

Рецепт вывода экономики на новый мировой уровень базируется на трех принципах: реформирование принципов внешнеторговой деятельности (протекционизм), стимулирующая денежно-кредитная политика, стимулирующая налоговая политика. Академик РАН, действующий член коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской Экономической комиссии Сергей Глазьев поблагодарил Константина Бабкина за возрождение форума. Он сказал, что очень рад, что Московский экономический форум возобновляет свою деятельность. Это важная альтернатива той странной политике, которая ведется последние годы. У конференции очень хорошее название  – Новый курс, созвучное курсу Рузвельта. В ситуации, когда США оказались в хаосе, и фактически страна была уже за гранью социальной катастрофы, люди голодали, всего за несколько лет Рузвельту удалось вытащить страну из той глубочайшей депрессии, которая вошла в историю под названием Великой.

Исторические ситуации очень похожи. Мир сейчас живет в период смены технологического и мирохозяйственного укладов, который отличается от обычных режимов экономического роста как раз депрессивными тенденциями. Это обусловлено тем, что не работают ни прежние технологические траектории  – они достигли насыщения, ни прежние институты управления. Сегодня рождается новая система управления экономическим развитием. Блестящий образец  – Китай. По тем же принципам формируют сегодня свою политику развития Индия и страны Индокитая, которых никакой кризис, ни финансовый, ни эпидемиологический, сильно не сбивает с траектории опережающего экономического роста. Уже 30 лет они лидируют в мире, и в ближайшие 30–40 лет в ЮгоВосточной Азии будет сформирована принципиально новая модель управления экономическим развитием, будет формироваться центр развития глобальный экономики. Сергей Глазьев сказал далее, что все элементы денежно-кредитной политики должны работать на развитие.

Деньги  – это инструмент экономического роста, средство организации кредита, как кровь в организме, которой должно быть столько, сколько нужно для развития здорового организма, особенно если это растущий организм. Сегодня центральные банки стран «двадцатки» (кроме российского и бразильского со всеми вытекающими последствиями) создают самое простое, что может создать государство в рыночной экономике – обилие денежных ресурсов для кредитования и инвестиций. В этом задача денежных властей. В России этого не происходит. И несмотря на декларации, сделанные на самом высоком политическом уровне и призывающие нас к экономическому развитию, к рывку, к экономическому росту, в реальности Россия на фоне быстро растущих стран Азии выглядит очень бледно.

Фактически в течение многих лет в России не удается добиться нужных темпов экономического роста, которых требует президент. И происходит это как раз потому, что нет инвестиций. Президент ставил еще в 2012 г. цель – довести норму накопления до 27% ВВП, она по-прежнему на уровне 20%. Эта стагнация, связанная с крайне низкой нормой накопления, не позволяет выйти на устойчивый экономический рост. Политика высоких процентных ставок очень выгодна крупным коммерческим банкам, прежде всего государственным. Банковская маржа гигантская, государственные банки демонстрируют высокую прибыль благодаря высоким процентным ставкам. Даже когда они ошибаются с кредитными решениями, государства им компенсируют потери, банкиры сегодня чувствуют себя хозяевами жизни. Вошло в обиход такое понятие, как залоговое рейдерство, когда банки произвольно ухудшают условия кредитования здоровым промышленным предприятиям, просто отбирают активы, потому что предприятия после этого не могут свести концы с концами.

Без роста инвестиций и кредитов мы не можем рассчитывать ни на какое экономическое развитие. Каждое новое экономическое чудо в той или иной стране сопровождается более высокими темпами роста инвестиций. И каждая страна, которая хочет перейти от догоняющего развития к опережающему, должна совершить инвестиционный рывок. Россия действительно выступает донором в мировой экономике. У страны длительное время положительная позиция на мировом финансовом рынке, вывозится за границу гораздо больше денег, чем оттуда приходит. В результате такой странной ситуации экономика России работает на половине мощности, объем сбережений в полтора раза выше объема инвестиций. Этот избыток сбережений вместо того, чтобы вкладываться в развитие экономики, вывозится. И если бы эти деньги вкладывались в развитие, если бы использовались все имеющиеся в стране производственные мощности, то Россия могла сегодня удвоить темпы экономического роста.

Объем промышленного производства может быть существенно увеличен, темпы роста могут быть подняты в два-три раза, если кредитные ресурсы будут предоставлены промышленным предприятиям, которые сегодня задыхаются от нехватки оборотных средств и не могут делать долгосрочные инвестиции в связи с тем, что нет возможности привлечь для этого кредиты. О системном кризисе в здравоохранении рассказала руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Она подчеркнула, что сегодня в здравоохранении России сложилась катастрофическая ситуация, которая не позвол яет медицинским работникам выполнять долг перед пациентами, а пациентам – получать гарантированную государством медицинскую помощь. Г. Улумбекова полагает, что это результат губительных реформ и длительного недофинансирования здравоохранения. В 2018 г. государственные расходы на отрасль были в 1,9 раза ниже, чем в «новых» 8 странах Евросоюза, близких к России по уровню экономического развития. По ее мнению, для исправления сложившейся ситуации необходимо увеличить государственные расходы на здравоохранение до 5% ВВП к 2024 г. Как считает Гузель Улумбекова, дополнительные средства должны пойти в первую очередь на увеличение оплаты труда медицинских работ н и ков ( д л я п ри влечен и я кадров в первичное звено), на создание системы всеобщего лекарственного обеспечения и повышение квалификации медицинских работников.

Оценку существующей экономической политики дал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его мнению, без стимулирующей денежно-кредитной политики Россия не сможет стать развитой экономической державой. Только за 2019 г. отток капитала составил, по оценке ЦБ РФ, 40 млрд долл. Хоть это и меньше на треть, чем в 2018 году, но все равно большая сумма. При неразвитости российской инфраструктуры, при громадной территории, огромном спросе на многие товары и услуги и при достаточном интеллектуальном уровне наших сограждан капитал не находит места на российском рынке, ищет возможности инвестирования в других странах, где соответствующие доходы от вложения капитала никак не могут быть выше, чем в России. Основная причина такого положения вещей заключается в инвестиционном климате. Ведущие экономисты говорят, что без соответствующей экономической политики, которая стимулирует инвесторов к вложениям, развития экономики не будет. И вопрос стимулирования в первую очередь упирается в процентную ставку. При том уровне процентных ставок, который сложился в России, трудно ждать от бизнеса, что он согласится под двухзначные ставки брать кредиты и потом окупать их за короткое время, это невозможно, а за длительное время  – очень накладно. Поэтому проблема высоких процентных ставок  – это и проблема инвестиционного стимулирования, бизнес-климата.

Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза рассказал об инвестиционном потенциале международных резервов России. По его мнению, экономический рост в стране сдерживается проводимой денежнокредитной политикой. Внутренняя полная денежная масса, по самым ск ром н ы м оцен ка м экспертов, составляет 123,5  трлн руб. Национальная денежная масса М2 достигает 47,6 трлн руб., именно она создает ВВП. Вся остальная часть полной денежной массы не участвует в экономическом росте, сложена в кубышку. Валютные резервы сегодня в 8 раз превышают величину, рекомендованную Всемирным банком для государств. В России растут средства правительства, активы в иностранной валюте, много денежных средств вывезено за рубеж. И это все не работает на экономику. Россия  – бедная страна, сегодня валовый внутренний продукт в месяц на душу населения – всего 62 тыс. руб. (это 50-е место в мире). При этом государство в России изымает 40% ВВП, в то время как в США  – 32% ВВП, а в Китае – 21% ВВП. До тех пор пока избыточные накоп ленные резервы не буду т направлены на создание дополнительного ВВП, добавленной стоимости, ситуация не улучшится.

Низкий уровень доходов ВВП на душу населения не позволяет ему повышать свою покупательную способность. Отсутствие достаточной покупательной способности не позволяет производителям расширять производство, а следовательно, увеличивать добавленную стоимость. Отсутствие увеличения добавленной стоимости не позволяет повышать доходы населения. В этом замкнутом круге Россия находится 30 лет. При этом в России очень эффективный бизнес, который выживает в таких монетарных условиях. В экономике создается 1 рубль ВВП на 44 копейки вложений (денежная масса). Если увеличить инвестиции, вложения в экономику – производство вырастет существенно. Научный директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил, что все усилия финансово-экономического блока страны направлены на вытягивание из страны последних денег и складывание их в кубышку либо вложение средств в иностранные ценные бумаги. Причем такая политика накопительства напрямую увязана с целенаправленным ухудшением положения самых незащищенных слоев населения. По оценке Минфина РФ, неиспользуемые финансовые резервы достигли 14,5 трлн руб. При желании на эти деньги можно было бы искоренить бедность и заново отстроить страну. В финале дискуссии ее участники сошлись во мнении, что сегодня России необходима смена экономической парадигмы, стране нужен Новый курс. Константин Бабкин поблагодарил участников форума за активную и содержательную дискуссию и отметил, что Россия не может развиваться без четкой стратегии экономического роста. Он сказал, что надеется, что идеи Московского экономического форума приблизят момент экономического прорыва, будут способствовать социальному и технологическому развитию.


Наши проекты