Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Нефть отскочила, но риски переполнения хранилищ сохраняются

A A= A+ 27.04.2020

Оле Хансен, глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank

#Фондовый #рынок #США, особенно секторы высоких технологий, медицины и медиа, ведет себя так, как будто всё в порядке, но, если заглянуть чуть глубже, становится понятно, что это вовсе не так. Огромные суммы стимулирующих пакетов осели на фондовых рынках, не дойдя до обычных людей, среди которых растет безработица и падает потребительская уверенность. В результате возникает значительное давление на правительство и органы здравоохранения, чтобы они ослабили карантинные ограничения. 

 

У некоторых это может получиться, но многие страны к такому пока не готовы, поэтому состояние экономики и спрос продолжат ухудшаться. Более всего это заметно в ключевых сырьевых товарах, которые сильнее зависят от спроса, чем большинство других секторов. В таблице ниже показано влияние пандемии #COVID-19 на эти товары с того момента, когда вирус вышел за пределы Китая. Подешевели товары, зависимые от экономического роста и спроса, тогда как лучше всех себя вели немногие виды сельхозпродукции, а также золото. 

 

Беспрецедентный обвал нефти на прошлой неделе вошел в историю, а цены на природный газ выросли за счет ожидания, что закрытие нефтяных скважин приведет к снижению добычи попутного газа. Золото поднялось до почти семилетнего максимума: инвесторы продолжают уходить от акций и денег. Китай увеличил закупки пищевых товаров, а промышленные металлы удержало на месте связанное с коронавирусом снижение предложения, в некоторой степени компенсировавшее риск замедления спроса в ходе начинающейся рецессии. 

 

Одна тема на прошедшей неделе затмила все остальные новости сырьевого рынка. Майский контракт на нефть WTI в понедельник впервые в истории упал ниже нуля, продемонстрировав всем, какое напряжение сейчас царит на нефтяном рынке. Падение мирового спроса из-за COVID-19, которое, по оценке Международного энергетического агентства, достигнет в этом месяце 29 млн баррелей в сутки, заставило отправить миллионы баррелей в хранилища.  

 

Добытая нефть должна быть либо отправлена на НПЗ, либо помещена в баки, трубопроводы или на морские супертанкеры. Когда хранилища заполняются до отказа, нефтяные компании могут добыть лишь столько, сколько могут продать. Сейчас именно это самая серьезная угроза для нефтяной отрасли. Это может привести к сокращению добычи на миллионы баррелей в сутки, а в конечном счете – к банкротствам и кризису государственного долга.  Нефтедобытчиков такое падение цен застало врасплох, и они лишь с трудом смогли предпринять соответствующее снижение добычи. Крайне несвоевременное решение Саудовской Аравии нарастить добычу было отменено через считанные недели, когда во время пасхальных выходных страны ОПЕК+ договорились сократить ее на 9,7 млн баррелей в сутки, начиная с мая. Карантин в некоторых странах постепенно начинают снимать, но возврат спроса к прежним уровням может занять много месяцев.  Однако хранилища по всему миру могут переполниться уже в ближайшие недели. Сейчас достигли своего предела – 76 млн барралей – емкости в Кушинге, штат Оклахома. Это крупный торговый и транспортный хаб для нефти WTI, фьючерсы на которую торгуются в Нью-Йорке.

Строго говоря, объем хранимой там нефти достиг только 60 млн баррелей, но из поведения цен на истекающий в мае контракт было совершенно ясно, что остальные 16 млн баррелей уже забронированы для майских поставок. Не имея места, для хранения нефти в случае сохранения длинной позиции на май, трейдеры были вынуждены срочно закрывать свои позиции на всё более неликвидном рынке.  

 

Свой вклад в давление на нефть вносил и усиленный приток «розничных» денег в нефтяные индексные фонды (ETF). Я вполне понимаю тех инвесторов, которые видят в дешевой нефти отличную возможность для вложений. Но для этого нужно допущение, что удар пандемии по спросу будет недолгим, а сокращение добычи в ОПЕК+ и резкое снижение инвестиций в новые скважины поспособствуют восстановлению рынка.

 

Сама идея имеет смысл, а ее исполнение сейчас – нет. Нефтяные ETF склонны инвестировать во фронтальные контракты, которые в настоящее время дешевле всех. Провайдер фонда держит длинную позицию по такому контракту, и пока на рынке избыток предложения, он терпит убыток каждый месяц, продавая истекающий контракт и покупая новый по более высокой цене. Это явление называется «контанго», и оно представляет инвесторам серьезные трудности. На момент написания этого материала спред между июньским и сентябрьским контрактами составляет 60% – вот на сколько нефть должна вырасти всего за три месяца, чтобы такой ETF вышел в ноль.  Фонд United States Oil (USO:arcx), в котором сосредоточилась непропорционально большая часть рынка, внезапно оказался слоном в посудной лавке. Обвал рынка увеличил вероятность дефолта. Вот почему июньский фьючерс, который истекает только 19 мая, во вторник вдруг просел ниже 10 долл. США за баррель, утянув за собой марку Brent, достигшую нового минимума 16 долл. 

С тех пор, впрочем, рынок несколько восстановился. Из четырех причин только одна могла оказать долгосрочное позитивное влияние на цену. Эти причины таковы: 

  • Биржа CME, которая оперирует фьючерсами на марку WTI, подняла гарантийный взнос на один контракт (1 тыс. баррелей) до 10 тыс. долларов США. 
  • Несколько банков и брокеров ввели торговые ограничения на июньский контракт: существующие позиции можно закрывать, но нельзя открывать новые. 
  • Фонд USO, находящийся под угрозой краха, сократил долю июньских контрактов с 80% до 20%, перенеся фьючерсы на июль, август и даже сентябрь.  
  • Президент США Трамп пригрозил уничтожением иранских вооруженных катеров, если они продолжат доставлять беспокойство американским кораблям в Персидском заливе. 

 

В то время как последняя новость несет риски для безопасного прохода танкеров через Ормузский пролив, остальные имеют в основном технический характер. Поэтому мы продолжаем считать ограниченной перспективу подорожания нефти, пока либо не будут сняты карантинные меры и увеличится мировой спрос, либо (что, увы, более вероятно) многие производители с высокими затратами не будут вынуждены сократить добычу или просто закрыться.


Наши проекты