Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
06.08.2024
В Международном банковском форуме в Сочи примут участие представители Банка России, Госдумы, Совета Федерации, Минфина На XXI Международном банковском форуме 25-28 сентября 2024 года в Сочи выступят Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, её заместители Ольга Полякова, Алексей Гузнов, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, заместитель Председателя Совета Феде...

Владимир Гамза Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тезисы выступления на круглом столе в Совете Федерации ФС РФ 07.07.2020 по теме "Серая" заработная плата: проблемы и пути их решения".

A A= A+ 11.07.2020

Теневая экономика и «серая» зарплата:

глубинные причины и комплексные решения:

  • Объем «серых» (неофициальных, скрытых) зарплат сегодня составляет более 10% ВВП – это фундаментальная проблема государственного управления и социальной справедливости, которую надо решать безусловно
  • Чтобы принять объективное и исполнимое решение, необходимо понять причины этой проблемы (недостоверная исходная информация всегда дает неверное решение). И надо осознавать, что в основе данной проблемы лежат глубинные причины:
  • Исторические причины:

– в 1991-1992 годах абсолютное большинство граждан было лишено средств к существованию заморозкой всех их сбережений (в соответствии с Федеральным законом 73-ФЗ от 10.05.1995 – это более $500 млрд)

- в результате граждане вынуждены были выживать, занимаясь неучтенным трудом и бизнесом без уплаты налогов

- так возникла и существует до сих пор огромная теневая (неучтенная) сфера экономики, эмитирующая «серую» зарплату в колоссальных объемах

  • Социальные причины:

- приватизация 90-х годов, лишившая граждан возможности получить достойную долю в созданном ими национальном богатстве и породившая необоснованно богатых«олигархов», создала основу для морального оправдания правового нигилизма и неуплаты налогов

- уже 25 лет государство не выполняет свои обязательства по восстановлению и возврату замороженных сбережений граждан в соответствии с 73-ФЗ 1995 года, что не способствует возникновению у населения и частного бизнеса желания быть добросовестным исполнителем обязательств перед государством

  • Экономические причины:

- стремясь наполнить бюджет и внебюджетные фонды в условиях массовой неуплаты налогов, государство пошло ошибочным путем повышения сборов обязательных платежей, снижая конкурентоспособность бизнеса (изъятия государства из ВВП в России около 40%, в США – 32%, в Китае – 21%)

- возникшая ситуация массовой неуплаты налогов в сфере МСП породила замкнутый круг, когда предприятие, желающее платить все обязательные платежи в полном объеме, объективно становится неконкурентоспособным

  • Необходим комплекс мер устранения названных причин (обнуления сложившейся ситуации):
  • В первую очередь провести всеобщую безусловную уголовно-правовую экономическую и налоговую амнистию для всех без исключения российских граждан и предприятий (нанесенный формально преступными действиями экономический ущерб возмещать в гражданско-правовом порядке)
  • После проведения амнистии и декларирования (легализации) всего имеющегося имущества, финансовых активов и интеллектуальной собственности граждан надо разорвать порочный круг взаимосвязи коррупции и теневой экономики - обязать всех граждан России с 14 лет ежегодно сдавать декларацию об имуществе и доходах (незадекларированные имущество и доходы подлежат изъятию в доход государства по решению суда)
  • В течение трех лет осуществить восстановление и возврат путем эмиссии целевых государственных облигаций замороженных сбережений граждан в строгом соответствии с 73-ФЗ 1995 года
  • Провести налоговую реформу: установить предельный размер в 33% ВВП всех видов платежей в консолидированный бюджет государства, включая все виды внебюджетных фондов; ограничить федеральный бюджет до 50% всего консолидированного бюджета; уплату налогов юридических лиц осуществлять исключительно по месту деятельности их обособленных подразделений, а физических лиц – исключительно по месту их постоянного жительства (уплачивают самостоятельно)
  • Регулирование деятельности и налогообложение малого бизнеса, ИП и самозанятых передать в исключительное ведение муниципалитетов, а среднего бизнеса – в ведение субъектов Федерации, установив федеральным законом лишь самые общие условия для МСП
  • Установить значительно пропорционально дифференцированный НДФЛ и минимальный размер почасовой оплаты труда
  • Завершить пенсионную реформу: установить минимальный размер государственного пенсионного обеспечения граждан по возрасту и потере трудоспособности (на уровне прожиточного минимума) за счет взимания специального пенсионного налога, а также сформировать систему добровольного государственного и частного пенсионного страхования
  • Ввести специальный социальный налог на иностранных граждан, работающих или длительно проживающих в России

Наши проекты