Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Байден представил «план спасения Америки» на $1,9 трлн, Пауэлл не будет спешить со сворачиванием мягкой #ДКП.

A A= A+ 19.01.2021

В четверг вечером избранный президент США Джо #Байден представил предложения для Конгресса по новым мерам восстановления экономики США #AmericaRescuePlan. Общая стоимость этих предложений составляет $1,9 трлн, что сопоставимо с CARES Act на $2 трлн, принятым в марте прошлого года, и примерно вдвое превышает только что принятый пакет стимулирующих мер на $900 млрд.  

Укрупненно, план состоит из 3-х основных блоков – 1) $400 млрд на меры по борьбе с пандемией и открытию школ, 2) более $1 трлн на прямые выплаты населению, 3) $440 млрд на помощь штатам, местным органам власти и бизнесу. Цель – значительно ускорить процесс вакцинации населения (за 100 дней поставлена задача распределить 100 млн вакцин, т.е. вакцинировать 50 млн американцев), что позволит быстрее открыть экономику и вернуть людей на рабочие места, а на переходный период оказать населению и бизнесу финансовую поддержку. Сейчас вакцинировано около 10 млн американцев (примерно 3,4% населения). Меры должны оказать поддержку потребительскому спросу и ускорить восстановление американской экономики, что позитивно для рисковых активов (восстановление ВВП США к «доковидному» уровню может завершиться уже в этом году). При этом СМИ (CNN) сообщают, что в феврале Байден может представить еще один законопроект, касающийся заявленных им в предвыборной программе долгосрочных целей (создание рабочих мест, инфраструктура, здравоохранение, климатическая повестка).  

Однако рынок опасается, что затем, на выходе из экономического кризиса обратной стороной больших объемов стимулирования  (если действительно будет принят столь крупный объем расходов) может стать ускорение инфляции, более раннее и резкое повышение процентных ставок, а также серьезное повышение налогов, т.е. последствия, которые могут замедлить рост американской экономики в будущем и оказать давление на стоимость активов. На это указывает заметный рост доходностей 10-летних американских гособлигаций после того, как по итогам выборов в Джорджии 5 января демократы получили преимущество в обеих палатах Конгресса.  Вчера доходность UST-10 обновила максимум с марта прошлого года. превысив 1,13%, затем немного скорректировалась вниз. Между тем, глава ФРС Дж. Пауэлл вчера выступил с успокаивающими заявлениями, смысл которых сводится к тому, что ФРС не будет спешить ни с повышением ставок, ни со сворачиванием программ покупки активов.  

Мы полагаем, что в целом пакет мер был ожидаем рынком (Байден на прошлой неделе обещал анонсировать в четверг пакет мер на «триллионы долларов»), поэтому текущая реакция рынков носит смешанный характер, а фьючерсы на американские индексы даже корректируются вниз. Есть неопределенность, будет ли он принят в таком виде, либо будет выработан компромиссный вариант меньшего объема. Меры должны ускорить восстановление американской экономики и поддержать потребительский спрос, что в целом позитивно для рисковых активов, в т.ч. акций и курсов валют ЕМ к доллару. Однако, на фоне роста доходностей американских гособлигаций вместо ожидавшегося рынком ослабления доллара к мировым валютам происходит его коррекционное укрепление от почти 3-летнего минимума (и это может продолжаться, по крайней мере, еще в течение какого-то времени). Во-вторых, наблюдаемый в последние дни заметный рост доходностей долгосрочных гособлигаций США пока не вызывает беспокойства, т.к. доходность UST10 пока  остается заметно ниже среднего уровня за последние 5 лет (около 2%). Однако, если за относительно короткий период времени (в течение года) она закрепится заметно выше 2%, то гипотеза длительного сохранения низких процентных ставок, обосновывающая сейчас высокие значения мультипликаторов в акциях, может оказаться несоответствующей ситуации. Это может стать триггером для коррекции цен рисковых активов, к которым относятся и акции, и сырье, и активы стран с развивающимися рынками. 

Среди основных мер можно отметить следующие:

    Дополнительные прямые выплаты гражданам в размере $1400 на человека – в дополнение к $600, предусмотренным принятым недавно пакетом мер поддержки на $900 млрд.

    Увеличение дополнительных пособий по безработице с $300 до $400 в неделю и продление их с середины марта до конца сентября 2021 г. Актуальность этой меры сейчас усиливается на фоне сокращения в декабре числа рабочих мест на 140К и неожиданного скачка количества первичных заявок по безработице за неделю до максимального значения с августа.

    Повышение минимального уровня зарплат на федеральном уровне с $7,25 до $15 в час. Мера, давно лоббируемая Демократической партией, должна привести, с одной стороны, к увеличению потребления, а с другой – может способствовать росту безработицы, поскольку сфера услуг, и так находящаяся в трудном финансовом положении, будет искать способы сокращения издержек. 

    Помощь бюджетам штатам и муниципалитетов – $350 млрд (это позволит им смягчить последствия финансового кризиса, заставившего сокращать расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру).

    Финансовая поддержка открытию школ и университетов в соответствии с эпидемиологическими требованиями – $170 млрд

    Оплачиваемые пособия при временной нетрудоспособности из-за необходимости медицинского ухода

    Поддержка домохозяйств с низкими доходами, неспособных по причине потери работы оплачивать коммунальные услуги и арендные платежи (защита от выселения) – $30 млрд

    Распространение вакцин – $20 млрд., расширение программ тестирования на Covid – $50 млрд

    Поддержка малого бизнеса через льготные кредиты и гранты.

    Расширение налоговых кредитов для домохозяйств с низкими и средними доходами. 

Лидеры демократов в Конгрессе уже выразили поддержку предложениям Байдена. Однако без поддержки республиканцев, особенно в Сенате, прохождение такого масштабного пакета мер вызывает сомнения. Как отмечает Bloomberg, для принятия пунктов по финансовой помощи штатам и системе здравоохранения может потребоваться 60 голосов в Сенате (при раскладе сил между демократами и республиканцами 50:50 плюс решающий голос вице-президента К. Харрис), в то время как для одобрения прямых выплат населению, повышенных пособий по безработице и повышению минимального уровня оплаты труда может быть достаточно и простого большинства.

 

Глава ФРС Дж. Пауэлл, выступивший до публикации плана Байдена в ходе виртуальной дискуссии в Принстонском университете, сделал ряд значимых заявлений о намерении сохранять мягкий курс денежно-кредитной политики. По его словам, ФРС понимает опасность преждевременного сворачивания мер стимулирования и даже публичных разговоров об этом пока экономика далека от целевого состояния (так, в 2013 г. заявление Бернанке о намерениях начать сокращение QE вызвало серьезное падение рынков), поэтому представителям центробанка следует быть осторожными в коммуникации (на днях несколько руководителей региональных банков ФРС говорили о возможном снижении параметров программы покупок облигаций уже до конца 2021 г). В отличие от них, Пауэлл полагает, что сейчас не время думать о сворачивании объемов покупок активов (сейчас она составляет $120 млрд в месяц), а когда ФРС увидит явный прогресс в приближении к целям по инфляции и занятости, она даст четкий сигнал рынку о том, что постепенное сокращение интервенций активно рассматривается. Что касается повышения ставки, то, по мнению Пауэлла время для этого наступит не скоро (“no time soon”) – сейчас безработица находится на высоком уровне, а инфляция пока не находится на пути к достижению целевого уровня в 2% на устойчивой основе (даже если будет ее временное повышение на выходе из пандемии). Кроме того, ФРС планирует позволить  безработице опуститься даже ниже естественного уровня (соответствующего оценке полной занятости) и инфляции превысить 2% в течение некоторого времени без повышения ставки. Между тем, на наш взгляд, прогнозировать траекторию инфляции сейчас весьма затруднительно и нельзя исключить, что в случае ее резкого повышения (даже временного) ФРС все же может начать сокращение объемов покупок активов уже в 2021 г.  Ближайшее заседание ФРС состоится 26-27 января.


Наши проекты