Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Переход к безуглеродной экономике потребует инвестиций в малый и средний бизнес в размере 50 трлн долларов США

A A= A+ 03.11.2021
  • BCG и HSBC подготовили исследование и дорожную карту по декарбонизации компаний-участников цепочек поставок  

Москва, 29 октября 2021 г. Половина из необходимых 100 триллионов долларов США для декарбонизации цепочек поставок должна быть инвестирована в компании малого и среднего бизнеса. Этот шаг поможет в борьбе с изменением климата, – таковы выводы исследования BCG и HSBC. 

 

Для углеродной нейтральности цепочек поставок в компании МСБ нужно инвестировать от 25 до 50 трлн долларов США, полагают авторы исследования. Также потребуется преодолеть дополнительные барьеры – нехватку экспертизы у компаний МСБ, ограниченный доступ к финансированию для трансформации бизнеса и его перехода на нулевой выброс углерода.

 

Одних только мер по стимулированию малого и среднего бизнеса для внедрения технологий, предоставления ресурсов и методик перехода к экономике нулевого выброса недостаточно. Более серьезной задачей станет необходимость изменить привычные бизнес-модели, организационную культуру и способы разработки новых продуктов. Авторы исследования полагают: обеспечение углеродной нейтральности бизнеса компаний-участников цепочек поставок станет ключевым фактором перехода к безуглеродной экономике в условиях взаимозависимости компаний и необходимости целостного подхода к такой трансформации. 

 

Только совместными усилиями всех участников рынка можно добиться успеха. Корпорации не могут просто устанавливать новые стандарты и требовать их выполнения от своих поставщиков, поскольку это снизит скорость трансформации и приведет к тому, что часть целей перехода к безуглеродной экономике не будет выполнена. Вместо этого крупным игрокам стоит соинвестировать и обеспечивать ликвидность компаний-участников цепочек поставок, а также делиться с ними опытом, ресурсами и экспертизой. Это поможет распространению инноваций и технологий для компаний-участников цепочек поставок.

 

Авторы исследования также определяют меры, которые будут способствовать переходу компаний-участников цепочек поставок к безуглеродной экономике: от государственных органов ожидается применение экономических стимулов или единых для разных юрисдикций политик, в частности, в области раскрытия информации; отраслевые и неправительственные организации должны распространять опыт и ресурсы и лоббировать изменения, используя свои знания для поддержки поставщиков и разработки новых отраслевых стандартов; потребителям необходимо будет пойти на компромисс и пожертвовать некоторыми привычками, «проголосовав рублем» за продукцию компаний, которые более ответственно относятся к переходу к экономике нулевого выброса. 

 

Банки обладают обширными возможностями поддержки как больших, так и малых компаний в процессе трансформации. Они могут помогать с финансированием во время переходного периода, поддерживать значимые проекты в этой области, а также делиться экспертизой в сфере управления рисками при переходе к нулевому выбросу на основе обширного опыта и данных. Они также могут сотрудничать со своими клиентами в рамках программ финансирования перехода компаний-участников цепочек поставок и снижать для них стоимость кредитования. Помимо поддержки инвестиций в МСБ через рынки капитала и синдицирование, банкам также необходимо более тесно сотрудничать с правительствами и банками развития в сфере государственно-частного партнерства, чтобы увеличить объемы финансирования.

 

Натали Блит, глобальный руководитель направления финансирования торговли и международного бизнеса Группы HSBC, сказала: «Мы рады видеть, что все больше крупных компаний принимают решение перейти к нулевому выбросу углеродов. Это внушает оптимизм. В то же время выполнение организациями обязательств по сокращению косвенных выбросов «третьей группы» (Scope 3) остается чрезвычайно сложной задачей, если не принять срочных мер по поддержке малого и среднего бизнеса в переходе к безуглеродной экономике. Выводы нашего исследования подчеркивают необходимость объединить усилия для борьбы с изменением климата и устранения барьеров между компаниями-участниками цепочек поставок и всеми заинтересованными сторонами на пути к экономике нулевого выброса».

 

Дорожная карта перехода

 1.         Переосмыслите, как вы разрабатываете продукты.Пересмотрите дизайн продукта и принципы его разработки, а не просто оптимизируйте существующие процессы. Нулевых выбросов углерода в цепочках поставок невозможно достичь только за счет небольших доработок. Этот процесс потребует полной переоценки того, как люди используют продукты и как они производятся.

 2.         Сотрудничайте. Цепочки поставок асимметричны: на одном конце находятся высококлассные специалисты со знаниями и ресурсами, на другом – множество менее опытных владельцев МСБ, которые нуждаются в помощи. Чтобы добиться успеха, всем им необходимо сотрудничать: обмениваться знаниями, технологиями, инвестициями и ресурсами.

 3.      Создавайте возможности для изменений. Малому и среднему бизнесу сложнее переходить к нулевым выбросам из-за нехватки знаний и навыков. Обучение и тренинги помогут им восполнить эти пробелы.

 4.      Инвестируйте в климатические технологии. Для достижения нулевых выбросов к 2050 году уже сейчас необходимы инвестиции в НИОКР, а также тесное сотрудничество между промышленными предприятиями, научно-исследовательскими и финансовыми организациями. Это ускорит развитие инноваций.

 5.         Разрабатывайте более совершенные структуры данных. Необходимо создание систем сбора операционных данных по всей цепочке поставок для обеспечения доступности открытых, сопоставимых и последовательных показателей ESG. Это также важно и для потребителей, которые смогут принимать обоснованные решения в момент покупки.

 6.         Пересмотрите политики и стандарты. Исторически сложившееся отсутствие последовательности в разработке политик, стандартов и рыночных практик привело к тому, что компании вынуждены соответствовать постоянно меняющимся требованиям со стороны своих партнеров. Это приводит к усложнению операций и увеличению затрат. Разработка согласованной стратегии поможет решить эту проблему. Цепи поставок пересекают национальные границы и потому нуждаются в единых международных стандартах - высоких, но выполнимых.

 7.         Сделайте финансирование доступным. Целевой, обособленный, доступный капитал является ключевым катализатором перехода к нулевым выбросам. Однако такое финансирование зависит не только от банков. Им потребуются механизмы для совместной работы, такие как синдицирование, а также механизмы для совместного с корпорациями инвестирования и формирования ГЧП. Благодаря этому станет возможным финансировать те проекты, которые больше всего в этом нуждаются. Для этого потребуются соответствующие структуры данных, которые обеспечат прозрачность и отслеживаемость финансирования: куда оно направляется, как используется и кем. 

 

Суканд Рамачандрам, управляющий директор и старший партнер BCG, сказал: «Мы не сможем достичь климатических целей без преобразования малого и среднего бизнеса. Наше исследование предлагает дорожную карту для такой трансформации. Дальновидные правительства и представители бизнеса из разных отраслей обратят внимание на имеющиеся экономические возможности для тех, кто может вдохновлять и мотивировать, а также перейти от слов к делу».


Наши проекты