Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Интернет-банки для бизнеса стоят на пороге полной цифровизации пользовательских задач. Кластер лидеров расширяется с каждым годом, в нем уверенно закрепились не только цифровые, но и традиционные банки: лидеры рынка по объему клиентских портфелей.

A A= A+ 09.12.2021

Для лидерства на рынке необходимо инвестировать в развитие банка как платформы в целом и в функциональность отдельных продуктов: кредиты, эквайринг, депозиты, зарплатный проект, корпоративные карты, ВЭД, документооборот и экосистемы. Это подтверждает рейтинг, составленный нами в рамках исследования Business Internet Banking Rank 2021.

Сейчас на рынке восемь цифровых лидеров: Делобанк, Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Точка Z, СберБанк, Ак Барс Банк, Открытие и Модульбанк. У них есть отличительные черты:

  • Ролевая модель для управления доступами: Альфа-Банк, Сбербанк
  • Прохождение всей процедуры валютного контроля в чате: Модульбанк, Точка, Сбербанк
  • Функциональный конструктор закрывающих документов, интегрированный с лентой операций и справочником контрагентов: Делобанк, Тинькофф, Ак Барс Банк, Альфа-Банк
  • Гибкая настройка уведомлений практически о любых событиях: Делобанк, Альфа-Банк

В числе догоняющих — ПСБ, Уралсиб, Райффайзенбанк, Совкомбанк и ВТБ. Они предлагают клиентам решение большинства задач в интернет-банке, но заметно отстают по уровню цифровой зрелости. Отстающие сценарии — восстановление пароля на странице авторизации, изменение номера телефона для ОТР-кодов, добавление нового пользователя, выдача доступов для создания и подписи документов, двойная подпись.

Сервисы на последних трех строчках рейтинга значительно отстают в плане удобства и функциональности. У Банка Казани нет экосистемности, эквайринга, встроенной бухгалтерии и документооборота. У Газпромбанка в дополнение к бухгалтерии и документообороту нет управления зарплатным проектом, корпкартами и депозитами. Банк Авангард предлагает набор решений во всех функциональных блоках, но существенно отстает по уровню удобства.

Как банки управляют цифровыми продуктами

Расчетно-кассовое обслуживание подтягивается к единому уровню пользовательского опыта. Удобное РКО в интернет-банке — это гигиенический минимум. С точки зрения удобства и диджитализации РКО лидером выступает Делобанк, рядом еще 4 банка. В этих интернет-банках предприниматель может увидеть статистику по оборотам на графиках, экспортировать реквизиты в виде QR-кода, отправить платеж по номеру карты или через СБП и сразу в форме увидеть комиссию.

Интернет-банки как платформы нуждаются в дополнительных инвестициях. Платформа — это своеобразный «контейнер» для отдельных продуктов, который связывает их в единое целое: онлайн-чат с оперативной службой поддержки, удобный вход и платежные операции, онлайн-выдача доступов, глобальный поиск, гибкая настройка уведомлений и единый календарь событий. Лучшую платформу предлагает Делобанк.

ВЭД и валютный контроль имеют высокий уровень цифровизации. Пять банков практически полностью перевели в диджитал задачи внешнеэкономической деятельности. Можно проводить платежи меньше 200 тыс.рублей без обосновывающих документов, хранить контракты, контролировать статус валютного платежа, формировать инвойсы, добавлять реквизиты из справочника и товары из базы, есть календарь валютного контроля. Абсолютный лидер — Альфа-Банк.

Высокий уровень UX управления депозитами поможет снижать стоимость привлечения пассивов. Клиенту важно быстро ознакомиться с условиями и разместить депозит в несколько кликов. Ставка второстепенна. Целевой процесс — когда интерактивная форма позволяет точно рассчитать условия и ожидаемый доход. Лидер рынка — СберБанк.

Банки могли бы выдавать большее количество кредитов, если бы улучшили UX процессов. Идеальный клиентский опыт выдачи кредита бизнесу реализован в Альфа-Банке. Есть интерактивная форма для точного расчета условий, полноценная информация о полученном кредите, ключевые даты в едином календаре, отдельная форма для досрочного погашения, заявка на овердрафт. Далеко не все банки уделяют должное внимание развитию цифрового сервиса по кредитным продуктам и упускают много возможностей.

Удобное управление эквайрингом — способ привлечения в банк торговых предприятий. Половина банков не обеспечивает удобное подключение эквайринга и управление услугой, три банка значимо опережают рынок, причем два из них дают практически идеальный клиентский опыт. Можно быстро заказать онлайн-кассу и подключить QR-платежи, реализовано создание торговых точек и распределение терминалов. Точка роста для всего рынка — подача информации об эквайринге.

Чтобы сделать зарплатный проект преимуществом, нужны аргументы не только для ЛПР. Возможности по управлению зарплатным проектом есть в интерфейсе всех интернет-банков, но больше других преуспел Тинькофф Банк. У 8 банков ЗПП подключен по умолчанию, как форма создания платежа или выписка. Появляются новшества: выплаты по номеру телефона и самозанятым, формирование реестра из 1С, история выплат по отдельному сотруднику и многое другое.

Интернет-банк становится точкой входа в продажу бизнес-карт. Управление корпоративными картами в интернет-банке до сих пор находится на среднем уровне. Не все предприниматели понимают преимущества продукта, и интернет-банк может решить эту проблему: показать условия подключения и обслуживания, дать возможность заказать карту для себя и сотрудника, выбрать виртуальную карту, платежную систему, способ получения. Ориентир на рынке — Сбер.

Бухгалтерия и документооборот — точка роста для всех игроков рынка. Конкурентное преимущество — развитие собственного конструктора документов. Лучшая на рынке реализация у Делобанка: создание документов из раздела и из справочника контрагентов, логическая группировка, автоматическая установка связей, раздел с входящими счетами.

При продаже партнерских сервисов важен персональный подход и простое подключение. Лидер по качеству экосистемы — СберБанк: интерактивное вовлечение в продукты, подборка сервисов на основе потребностей клиента, подробные описания условий и процессов, удобное подключение и управление: подача заявки в интернет-банке, единый логин и пароль для доступа, все сервисы на одной странице.

В 2021 году банки стремились обеспечить единую планку качества цифрового сервиса для бизнеса в отношении всех задач пользователя в интернет-банке и построить эффективную онлайн-коммуникацию. Результаты исследования показывают, что интернет-банк, как полная альтернатива офлайн-обслуживанию, становится нормой в России.


Наши проекты