Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
03.12.2024
Слышишь? Время гудит … 26 ноября в отеле Метрополь прошла XX юбилейная церемония награждения премии им. П.А. Столыпина, которую вот уже 20 лет проводит журнал «Банковское дело». По традиции церемония награждения посвящается одному из знаковых событий в истории страны. В этом году поводов было сразу два - 50 лет Байкало-Амурской магистрали и 30 лет журналу «Банковское ...

Треть представителей МСП берут взаймы у друзей и коллег, чтобы закупить товар

A A= A+ 10.10.2022

По данным исследования банка Точка, 72,3% предпринимателей из числа малого и среднего бизнеса продают товары или услуги с отсрочкой платежа со стороны покупателя. 44,1% из них берёт заёмные средства, чтобы не останавливать работу из-за отсутствия оплаты. При этом для финансирования закупок и платежей контрагентам они чаще всего используют не банковские кредиты, а овердрафты и заём у друга/контрагента/коллеги — так поступают 30,8% и 27,5% опрошенных соответственно.

Средний размер займа — от 1 до 3 млн рублей, их привлекают на срок от 30 до 90 дней под 10–15%. На ожидание постоплаты от заказчика у предпринимателя уходит также в среднем от 30 до 90 дней. 

Интерес предпринимателей к займам у знакомых и овердрафтам может объясняться недоступностью кредитов для МСП. По итогам опроса предпринимателей, проведённого Точкой, только 30% бизнесменов не сталкиваются с проблемами при привлечении дополнительных средств. Это подтверждает и официальная статистика: по данным ЦБ, кредиты для МСП стоят чуть дороже, чем для остального бизнеса: краткосрочные (до 12 месяцев) дороже на 1,98 п.п., а на срок от года дороже на 0,47 п.п. И только 9% МСП, которые обращаются за кредитами, получают одобрение. Возможно, банки скептически настроены по отношению к таким заёмщикам, потому что у них выше доля просроченной задолженности: у МСП она составляет 9,4% — это на 2,6 процентных пункта больше, чем по другим хозяйствующим субъектам, где процент задолженности составляет 6,8%. 

 

Мария Захарова, лидер продукта Точка Коммерческое Финансирование: 

— Наше исследование подтвердило официальную статистику, которая неутешительна: малому и среднему бизнесу непросто получить дополнительное финансирование на покрытие кассовых разрывов. Мы ожидаем, что в ближайшее время заёмные деньги для малого и среднего предпринимательства станут доступнее за счёт того, что банковский рынок адаптируется к запросу таких клиентов. Такой же путь проходил банкинг, когда только формировалась ниша банков для бизнеса: ещё в 2014 году таких банков на рынке не было, а сейчас океан уже красный.

  1. Большинство представителей МСП продают товары и услуги с отсрочкой платежа.
  2. Из них больше половины не привлекают заёмные средства.
  3. Респонденты, кто не привлекает заёмные средства делают закупки с отсрочкой и используют оборот от продажи других товаров и услуг.
  4. Такая потребность возникает у большинства респондентов один или несколько раз в месяц.
  5. Тратят заёмные средства преимущественно на закупку товаров.

Наши проекты