Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Банковское сопровождение государственных контрактов: российский опыт и перспективы использования цифровых активов. А. В. БОРОДУЛИН, бизнес-эксперт с 30-летним опытом в банковской сфере

A A= A+ 27.01.2025

Статья посвящена анализу законодательного обеспече-
ния банковского сопровождения государственных кон-
трактов (БСК), практике и перспективам развития БСК.

Банковское сопровождение государственных контрактов (БСК) стало важнейшим элементом финансового контроля за реализацией государственных закупок в России. В условиях сложной и масштабной системы государственных заказов, включающей многомиллиардные контракты, необходимость в обеспечении прозрачности, эффективности и законности исполнения стала насущной.
По данным Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), в 2021 г. было выявлено более 8,5 тысяч нарушений в сфере государственных закупок [1], значительная часть которых связана с оценкой заявок и установлением дополнительных требований к участникам закупок. Кроме того, согласно исследованию Высшей школы экономики [2], объем коррупционного рынка при госзакупках за 2020 год оценивается в 6,6 трлн руб., что эквивалентно трети бюджета России за указанный год. Эти данные подчеркивают масштаб проблемы и необходимость внедрения эффективных механизмов контроля, таких как БСК, для обеспечения прозрачности и законности в сфере государственных закупок.
С помощью БСК государство стремится снизить риски финансовых злоупотреблений, повысить прозрачность цепочек поставок и обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств. В этой статье мы рассмотрим законодательные основы БСК и уделим внимание реальным проектам, в которых эта система проявила себя на практике, а также оценим перспективы ее развития.


История и причины возникновения банковского сопровождения
Исторически проблема неэффективного расходования бюджетных средств в России стала одной из ключевых для государства. В 1990-х и 2000-х гг. многие проекты, финансируемые из государственного бюджета, сталкивались с проблемами перерасхода средств, затягиванием сроков и отсутствием должного контроля. Яркий пример – строительство комплекса «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге (ныне «Газпром Арена»), где проект, начатый в 2007 г., был завершен только в 2017 г., а его стоимость многократно возросла, превысив 40 млрд руб. Основные причины таких неудач – сложные и непрозрачные схемы финансирования, большое число подрядчиков и субподрядчиков, а также слабый контроль со стороны государства за исполнением контрактов.
Решение этих проблем стало одной из причин введения банковского сопровождения государственных контрактов. Этот инструмент был впервые внедрен в России с 2014 г. с принятием постановления Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (далее – Постановление № 963), кото-рое утвердило обязательное использование БСК для некоторых видов контрактов.

Законодательное регулирование банковского сопровождения Банковское сопровождение государственных контрактов регулируется несколькими основными нормативными актами:
■ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) устанавливает общие правила проведения государственных закупок и требования к их исполнению, включая возможность использования БСК для контроля за целевым использованием средств;
■ Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) регулирует вопросы размещения и выполнения оборонных контрактов, где банковское сопровождение используется как инструмент для защиты национальных интересов и контроля за расходованием средств в оборонной отрасли;
■ Постановление № 963 – основной документ, регулирующий вопросы БСК. Он устанавливает, что банковское сопровождение обязательно для контрактов на сумму более 10 млрд руб., а также для некоторых других категорий контрактов, связанных с национальной безопасностью и обороной.
Ключевые положения Постановления № 963 Согласно Постановлению № 963 механизм банковского сопровождения включает несколько ключевых элементов:
■ открытие отдельных банковских счетов для каждого участника контракта, на которые поступают средства для выполнения обязательств;
■ мониторинг расчетов – контроль за движением средств через отдельные счета, чтобы предотвратить нецелевое использование денег;
■ расширенное сопровождение – в ряде случаев банки могут осуществлять контроль за качеством и объемами выполненных работ (например, при строительстве объектов инфраструктуры).
Вышеуказанный механизм особенно важен для крупных государственных контрактов, поскольку позволяет снизить риски коррупции и нецелевого использования средств.
Несмотря на наличие нормативной базы, законодательное регулирование банковского сопровождения государственных контрактов остается несовершенным.
Нечеткость регулирования – существующие нормативные акты не охватывают в полной мере все виды контрактов, что создает правовую неопределенность и осложняет выполнение требований банковского сопровождения. Например, не охвачены контролем контракты с начальной (максимальной) ценой ниже установленных пороговых значений. Постановление № 963 устанавливает минимальные пороговые значения для обязательного банковского сопровождения: не менее 1 млрд руб. для субъектов РФ и 200 млн руб. для муниципальных образований. Контракты с ценой ниже этих порогов могут не подпадать под обязательное банковское сопровождение. Кроме того, Закон № 275-ФЗ устанавливает иные пороговые значения для обязательного банковского сопровождения государственных контрактов, связанных с государственным оборонным заказом.
Отсутствие единых стандартов для банков – законодательство не устанавливает четких требований к процессам банковского сопровождения контрактов, квалификации специалистов, внутреннему контролю и мониторингу, порядку информационного взаимодействия с государственными органами и оценке рисков. В результате каждый банк использует свои подходы и процедуры, что приводит к разнице в качестве оказания услуг и уровне контроля, снижая общую эффективность банковского сопровождения государственных контрактов.
Избыточная бюрократия – нормативные акты, такие как Закон № 275-ФЗ, требуют большого числа подтверждающих документов для проведения расчетов в рамках гособоронзаказа. Например, обязательное использование специальных счетов, представление актов приемки и сертификатов качества, строгий банковский контроль за платежами, отчетность по авансам и информация о субподрядчиках. Эти требования создают дополнительные барьеры для оперативного выполнения контрактов и увеличивают административную нагрузку на участников.
Для повышения эффективности банковского сопровождения государственных контрактов важно не только совершенствовать законодательство, но и внедрять современные технологии,которые могут радикально изменить подход к госзакупкам и контролю за их реализацией. Рассмотрим предложения по данным изменениям более детально.


Виды банковского сопровождения
Банковское сопровождение может различаться в зависимости от характера и масштаба государственного контракта. В частности, законодательство предусматривает следующие виды БСК:
■ мониторинг расчетов. Этот вид сопровождения включает базовый контроль за движением средств по счетам участников контракта. Банк проверяет поступление и расходование средств, следя за тем, чтобы деньги расходовались строго в соответствии с условиями контракта;
■ расширенное банковское сопровождение с финансовым контролем. Помимо базового мониторинга расчетов, банк также проверяет документы, подтверждающие выполнение работ или поставок. Сюда может входить проверка смет, актов выполненных работ и других документов;
■ расширенное банковское сопровождение со строительным мониторингом. В этом случае банк не только контролирует финансовые операции, но и привлекает специалистов для проверки качества и объемов выполненных работ. Например, строительный мониторинг может включать контроль за соответствием фактически выполненных работ проектной документации. Это особенно важно для крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, мостов или государственных объектов. Пример успешного применения расширенного банковского сопровождения со строительным мониторингом – строительство Крымского моста. Этот проект включал строгий контроль за выполнением всех этапов строительства, что позволило минимизировать риски срыва сроков и перерасхода средств.


Российский опыт реализации проектов с использованием банковского сопровождения
Российская практика показывает, что банковское сопровождение эффективно применяется для контроля за крупными инфраструктурными проектами и государственными оборонными заказами. Ниже приведены два ключевых примера. Строительство Крымского моста Крымский мост – один из крупнейших инфраструктурных проектов современной России. Стоимость строительства составила более 200 млрд руб., и проект был завершен в рекордные сроки. В процессе реализации проекта было применено расширенное банковское сопровождение, включающее строительный мониторинг. Это позволило контролировать как финансовую часть проекта, так и соответствие выполненных работ проектной документации. Банки, участвующие в сопровождении, имели право блокировать платежи, если работы не соответствовали утвержденному графику или качеству.
Объекты чемпионата мира по футболу 2018 г. Еще одним важным проектом, в котором использовалось банковское сопровождение, стало строительство объектов чемпионата мира по футболу в 2018 г. В рамках подготовки к чемпионату были построены и реконструированы стадионы, аэропорты и транспортные магистрали. Для большинства этих объектов применялось расширенное банковское сопровождение, что позволило обеспечить контроль за выполнением всех обязательств подрядчиками и снизить риски перерасхода средств.


Порядок взаимодействия сторон в рамках банковского сопровождения
Банковское сопровождение предполагает тесное взаимодействие между всеми участниками контракта: заказчиком, исполнителем и банком. Основные этапы взаимодействия включают:
■ открытие банковского счета исполнителем для расчетов по контракту (отдельный банковский счет);
■ проверку соответствия платежей условиям контракта, сметам и разрешенным операциям;
■ предоставление банком заказчику и исполнителю отчетов о движении средств и ходе выполнения работ;
■ взаимодействие банка с государственными органами.
Процесс согласования платежей включает несколько этапов. Исполнитель отправляет платежное поручение в банк, после чего банк проверяет документы на соответствие условиям контракта.
Если документы соответствуют, банк проводит платеж; в противном случае – отказывает и сообщает об этом исполнителю с указанием причин отказа. Возможны ситуации, когда платеж может быть проведен при согласовании его с заказчиком, если такой механизм предусмотрен в контракте.


Проблемы и вызовы банковского сопровождения
Несмотря на очевидные преимущества банковского сопровождения, на практике возникают определенные сложности. Среди основных проблем можно выделить следующие:
■ задержки в проведении платежей. Иногда банки слишком долго проверяют документы, что приводит к задержкам в выполнении контрактов. Это может быть вызвано недостаточной подготовленностью банка к ведению крупных проектов;
■ избыточная бюрократия. В некоторых случаях исполнители сталкиваются с чрезмерными требованиями по представлению подтверждающих документов, что замедляет процесс исполнения контракта;

■ недостаточная квалификация сотрудников банка. Не все банки обладают достаточным опытом и квалификацией для ведения сложных проектов, что может приводить к ошибкам в процессе контроля.


Пути решения проблем
Для решения вышеперечисленных проблем необходимы следующие шаги. Развитие цифровых технологий для автоматизации процесса мониторинга и контроля. Это позволит ускорить процесс согласования платежей и снизить нагрузку на участников контракта. Одно из ключевых направлений развития цифровых технологий – внедрение цифровых финансовых активов (ЦФА), которые могут значительно улучшить прозрачность и эффективность банковского сопровождения. О деталях применения ЦФА будет более подробно рассказано в следующем разделе.
Подготовка и сертификация работников банков. Государству необходимо внедрить отдельные программы подготовки и сертификации работников банков для работы с БСК, чтобы они могли эффективно контролировать реализацию крупных контрактов, а также использовать цифровые инструменты, такие как блокчейн и смарт-контракты.
Упрощение бюрократических процедур. Упрощение системы документооборота и введение стандартов для всех участников может сократить задержки в проведении платежей и упростить выполнение контрактов. Использование цифровых финансовых активов также может значительно сократить количество требуемой документации и автоматизировать многие процессы.
Все эти меры могут быть реализованы в рамках кардинального пересмотра подхода к государственным закупкам, включая использование цифровых финансовых активов для повышения прозрачности, скорости и безопасности процессов банковского сопровождения.


Цифровые финансовые активы как механизм улучшения банковского сопровождения контрактов
Важным направлением оптимизации процессов может стать внедрение цифровых финансовых активов. ЦФА открывают новые перспективы для управления государственными контрактами, особенно в сфере контроля за целевым использованием бюджетных средств и повышения прозрачности финансовых операций.
Цифровые финансовые активы – это форма представления прав в цифровом формате, которая обеспечивает возможность ведения финансовых операций с использованием технологии распределенных реестров (блокчейн). Использование ЦФА в банковском сопровождении способно принести следующие преимущества.
Прозрачность операций. Технология блокчейн, которая лежит в основе ЦФА, обеспечивает полную прозрачность всех трансакций, выполняя одновременно функции мониторинга и контроля. Все операции фиксируются в распределенном реестре, и каждая сторона может видеть движение средств в реальном времени. Это минимизирует возможность сокрытия нецелевых платежей и иных финансовых нарушений. Примером может служить отслеживание авансовых платежей, что позволяет гарантировать, что средства, выданные исполнителю, будут использованы строго по назначению. В случае нарушения целевого использования средств данные о трансакциях могут быть незамедлительно переданы заказчику для принятия мер.
Невозможность изменения данных. Одно из ключевых преимуществ применения ЦФА – невозможность изменения или удаления уже зарегистрированных трансакций. Это обеспечивает максимальную защиту от подделки финансовых документов и мошенничества, что особенно важно для государственных контрактов с высокими рисками. В рамках банковского сопровождения это может использоваться для отслеживания и фиксации всех операций по контракту, что гарантирует, что все действия сторон будут зафиксированы в неизменной форме.


Скорость и автоматизация процессов.

ЦФА могут значительно ускорить процесс согласования платежей. В традиционной системе банковского сопровождения процесс может занимать много времени из-за необходимости проверки документов, смет и выполнения условий контракта. Использо\вание смарт-контрактов на основе ЦФА позволяет автоматизировать этот процесс. Например, платеж может быть проведен автоматически после того, как система получит подтверждение выполнения определенного этапа работы или поставки товара. Это значительно сокращает задержки и снижает нагрузку на участников контракта.


Уменьшение затрат.

Использование ЦФА позволяет сократить затраты на операционные процессы. В традиционной системе необходимы значительные ресурсы для проверки каждого платежа и контроля за его соответствием условиям контракта. С помощью смарт-контрактов и автоматизированных процессов в системе ЦФА эти затраты могут быть снижены, так как проверка и контроль за условиями осуществляются автоматически. Это особенно важно для крупных проектов, где количество трансакций и необходимость их проверки может стать существенным барьером для оперативного выполнения контрактов.
Повышение доверия между участниками. Технология распределенного реестра и использование ЦФА могут повысить уровень доверия между участниками контракта. Все операции проводятся через открытую и защищенную систему, доступ к которойимеют все стороны. Это позволяет избежать недоразумений и споров, связанных с непрозрачностью расчетов и движением средств.


Интеграция с государственными системами.
ЦФА могут быть интегрированы с государственными системами мониторинга и контроля за исполнением контрактов, такими как Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), или системами электронных торговых площадок. Это создаст единую экосистему управления государственными контрактами, где ЦФА будут играть роль инструмента расчетов и контроля.


Безопасность данных. Использование блокчейна для хранения данных о трансакциях значительно повышает их безопасность. Благодаря децентрализованной природе блокчейна информация не хранится в одном месте, что снижает риск взлома или несанкционированного доступа к данным. Это важно для контрактов с государственным финансированием, где защита данных о финансовых операциях является ключевой задачей.


Примеры использования ЦФА
Внедрение ЦФА в России проходит начальную стадию, однако уже реализованы пилотные проекты, демонстрирующие потенциал этой технологии. ПАО «Сбербанк» активно развивает блокчейнплатформу, позволяющую участникам выпускать собственные токены и создавать смарт-контракты. Интеграция с информационными системами банка обеспечивает возможность расчетов по смартконтрактам в рублях. В ноябре 2023 г. Сбербанк реализовал первую сделку по предоставлению банковской гарантии, где традиционный договор был заменен смарт-контрактом на блокчейн-платформе банка. Клиент инициировал работу смарт-контракта через трансакцию из своего электронного кошелька, что повысило прозрачность и эффективность процесса [3].
ВЭБ.РФ также занимается разработкой блокчейн-решений для управления финансовыми потоками. В 2017 г. ВЭБ реализовал шесть проектов на базе технологии блокчейн, направленных на повышение прозрачности и эффективности финансовых операций [4].
Эти инициативы демонстрируют значительный потенциал использования ЦФА и блокчейн-технологий для улучшения управления государственными контрактами, повышения прозрачности и снижения рисков нецелевого использования бюджетных средств.
Внедрение ЦФА в банковское сопровождение государственных контрактов может стать следующим шагом в развитии этой системы. Использование цифровых финансовых активов позволяет интегрировать инструменты блокчейна в уже существующую систему БСК, что повысит прозрачность, эффективность и надежность контроля за исполнением контрактов. Банки смогут использовать ЦФА для мониторинга расчетов, автоматизации согласования платежей и создания единой системы отчетности, которая будет доступна всем участникам контракта и государственным органам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковское сопровождение государственных контрактов в России стало одним из ключевых инструментов для обеспечения прозрачности и законности в процессе выполнения крупных проектов. Этот механизм помогает контролировать расходование бюджетных средств, предотвращать злоупотребления и улучшать управление проектами. Российская практика, включая такие примеры, как строительство Крымского моста и объектов чемпионата мира по футболу, показывает, что БСК действительно работает эффективно. Тем не менее для дальнейшего развития этой системы необходимо совершенствовать законодательную базу, обучать банки и внедрять новые технологии автоматизации процессов контроля.
Использование ЦФА в рамках банковского сопровождения государственных контрактов открывает новые возможности для повышения эффективности и прозрачности финансового контроля. Внедрение ЦФА может значительно ускорить процесс исполнения контрактов, повысить уровень доверия между участниками и снизить операционные издержки. Важно, что ЦФА способны интегрироваться в существующие государственные системы управления контрактами, что делает их перспективным инструментом для дальнейшего развития системы БСК в России. Таким образом, для решения проблем, воз-
никающих в процессе банковского сопровождения, использование ЦФА должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.


Список литературы
1. ФАС: за 2021 год служба выявила более 8,5 тысяч нарушений в сфере госзакупок [Электронный ресурс] / ФАС, 08.04.2022. – URL: https://fas.gov.ru/news/31894.
2. Деготькова И. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках. Более 70% поставщиков сталкиваются с коррупционными выплатами [Электронный ресурс] // РБК, 20.12.2021. – URL: https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51.
3. Терский С. «Сбер» впервые реализовал сделку с применением смарт-контракта [Электронный ресурс] // РБК, 14.11.2023. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/65532c8d9a794783cf239a59.
4. https://www.rbc.ru/crypto/news/65532c8d9a794783cf239a59.


Наши проекты