Динамика и масштаб происходящих в мире и в нашей стране процессов заставляют все чаще возвращаться не только к оценке результатов нашей деятельности, но и к ее целям, задачам, смыслам.
Это утверждение в полной мере относится к сфере финансового просвещения.
На итоговом заседании Межведомственной координационной комиссии по вопросам реализации стратегии развития финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. говорилось, что задачи по формированию базовой системы развития финансовой грамотности в целом выполнены.
Совместными усилиями федеральных министерств, ведомств, органов исполнительной власти регионов, образовательных и некоммерческих организаций удалось создать тренд на продвижение финансовой грамотности. Накоплен гигантский опыт, выявлены лучшие практики.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности хоть и растет, но все же отстает от вызовов и стремительных изменений в экономике, на потребительском и финансовом рынке. Закредитованность населения, объем потерь из-за действий мошенников, проблемы с финансовым благополучием многих семей говорят о необходимости новых форм финансового просвещения.
Стартовала работа по формированию новой стратегии развития финграмотности на период до 2030 г. Очевидно, необходимо, опираясь на то, что создано, исходить из прогноза интересов и потребностей граждан, более широких подходов, позволяющих выходить за рамки узкой сферы «финансовая грамотность» и использовать возможности других сфер и систем, усиливая желаемые эффекты.
В статье предлагаются подходы к развитию финансового просвещения с учетом возможностей и ресурсов (в первую очередь интеллектуального) участников и организаций финансового рынка. Во многом они формировались в связи с развитием деятельности Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), созданной в 2019 году наиболее крупными участниками финансового рынка с целью объединения усилий.
Любая экономическая и просветительная деятельность должна соотноситься со стратегией развития страны. В этой связи ключевыми являются положения. сформулированные 21 февраля 2023 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Попытаемся посмотреть на них под углом развития финансового просвещения.
Новые вызовы, новые задачи. Работа вдолгую
В своем послании президент ориентировал на работу вдолгую. И государству, и бизнесу нужно быть эффективными, но ориентироваться не только на привычные и понятные быстрые результаты. Такой подход относится и к финансовому просвещению.
У управленцев есть такое понятие: «срывать низко висящие яблоки». Это значит: воздействовать на процессы и объекты, которые гарантированно дадут быстрый и заметный эффект. Но часто таких «яблок» просто нет – их сорвали другие до нас. В финпросвещении такими «низко висящими яблоками» могут быть привычные действия: создание координирующих структур, принятие программ и планов, не обеспеченных в полной мере ресурсами, достижение цифр охвата различных аудиторий.
Работа вдолгую не дает быстрых результатов, о ней трудно «рапортовать», трудно сформировать цифровой след, по которому видно: активность действительно была. Сознательно или вынужденно мы ориентируемся на тезис: если факт не нашел отражения в СМИ, то его и не было.
Работа вдолгую предполагает постановку и переосмысление целей, анализ эффективности принятых мер, создание эффективных инструментов, установление обратной связи с объектами воздействия.
Со временем могут меняться люди, которые отвечали за тот или иной участок работы, вместе с ними меняются и приоритеты. Ясно одно: тезис «быстро или никогда» на нынешнем этапе не может быть установкой для развития финансового просвещения.
Произвести необходимый объем информации не так трудно. Сложно пробиться «к уху и разуму» пользователя. Сформировать доверие к правильной, достоверной информации, «перековать» знания в умения, навыки, поведенческие установки. Решение этой задачи требует совершено другого масштаба усилий и иных инструментов по сравнению с используемыми традиционно.
Работа вдолгую предполагает определение и реализацию стратегических задач. Как говорили великие, тактика без стратегии бесполезна, а стратегия без тактики – суета перед неуспехом.
Финансовая устойчивость
Финансовая устойчивость экономики, бизнеса, гражданина, о которой говорил президент, во многом зависит от уровня доверия населения к принимаемым на государственном уровне решениям и к финансовым организациям. За последние годы многое сделано для того, чтобы восстановить и повысить доверия к банкам, сейчас на очереди – пенсионные фонды как источник долгосрочного финансирования экономики. Доверие формируется на основе знаний, которые подтверждаются практикой.
А что знает население про деятельность пенсионных фондов, в том числе негосударственных? Насколько граждане умеют пользоваться возможностями, которые предоставляются? Думаю, ответ очевиден. Безусловно, в просветительной деятельности эта тема должна заиграть новыми красками.
Если уровень доверия невысок, то все участники вынуждены страховаться, уходить от оперативных решений, «размывать» ответственность. Доверие позволяет действовать быстро, четко, уверенно, слаженно. Это касается всех сфер, но финансовой – особенно.
Не секрет, что доверие к финансовому рынку и по объективным, и по субъективным причинам не на столь высоком уровне, как хотелось бы. Но это – улица с двусторонним движением и опытным регулировщиком в лице Банка России.
Если нет понятной информации, проверенных источников, грамотного и системного разъяснения любых даже самых сложных вопросов, то нет и почвы для формирования доверия. По большому счету финансовое просвещение не только помогает населению правильно распоряжаться своими деньгами, но и делает его более открытым к достоверной информации, а значит, формирует почву для доверия.
С другой стороны, нужно создавать такие условия, чтобы финансовым организациям (не вообще в перспективе, а уже сейчас) было выгодно доводить объективную и понятную информацию, заботиться об интересах клиента, заботиться о клиенте, быть на деле социально ответственными. Шаги в этом направлении делаются, но еще есть огромный потенциал, чтобы они были более системными.
Все вопросы на государственном уровне отрегулировать невозможно. Да и не нужно: все мы знаем, что такое зарегулированность. Нужны другие, дополнительные инструменты: саморегулирование – общественно-экспертная, общественно-профессиональная, собственная оценка своей деятельности, открытость, совершенствование корпоративных стандартов, в том числе регулирующих конфликт интересов. Крайне важна активная деятельность НКО, различных общественных институтов.
АРФГ как раз действует на поле НКО. Задача состоит не только в том, чтобы нести финансовую грамотность в массы, но и выявлять, транслировать, тиражировать и масштабировать лучшие практики финансовых организаций по формированию финансовой культуры у потребителей финансовых услуг.
Эта работа уже ведется, но сделать предстоит многое.
Развиваются специальные инструменты. Например, премия «Финпрестиж», которая предусматривает голосование граждан за понравившиеся им финансовые организации и их услуги. В прошедшем году премия прошла в трех регионах: Томской, Новосибирской и Калининградской областях. Более 35 тысяч граждан отдали свои голоса. Что интересно, на первые строчки рейтинга попали далеко не те организации, которые обычно на слуху.
В этом году премия «Финпрестиж» поддержана такими уважаемыми организациями, как Минфин, Банк России, Роскачество и Роспотребнадзор. Уверены, это позволит подключить большее число территорий и реализовать проект на еще более высоком уровне.
При АРФГ действует система общественно-профессиональной добровольной аккредитации организаций, реализующих на системной основе программы финграмотности. В настоящее время уточняются базовые критерии аккредитации просветительных, образовательных и медиапрограмм в сфере финграмотности.
Пройти аккредитацию непросто. Но аккредитованные программы включаются в перечень рекомендованных АРФГ. Это влияет на доверие к ним и их востребованность.
Хорошо зарекомендовала себя система аккредитации программ для начинающих инвесторов, которую мы запустили в конце 2021 г. На сегодня более 75% всех обучающихся розничных инвесторов делают это по программам, аккредитованным АРФГ.
Отделить зерна от плевел непросто. На рынке ведется колоссальная «работа»: иногда под видом гуру выступают люди, которые сами не до конца понимают, о чем говорят. Есть и те, кто умышленно вводит начинающих инвесторов в заблуждение. Порой таким образом невольно или намеренно действуют и легальные финансовые организации.
Поддержать путем добровольной аккредитации добросовестные компании, а также помочь частным инвесторам сориентироваться в мире инвестиций, получить информацию из первых уст – это наша задача, которую мы решаем совместно с Банком России и участниками финансового рынка.
Инвестиционная грамотность
В послании была отмечена важная роль граждан как частных инвесторов.
Мы неоднократно проводили конференции, встречи, рабочие группы по вопросам защиты прав инвесторов. На протяжении последнего года не раз задавался вопрос: заинтересовано ли государство, чтобы у нас развивался фондовый рынок?
Ранее в выступлениях руководителей Банка России и Правительства РФ уже звучали тезисы в поддержку развития фондового рынка. Однако на высшем политическом уровне столь явный призыв к розничным инвесторам прозвучал после известных событий впервые. Важность этого тезиса трудно переоценить. Не секрет, что фондовый рынок России оказался заложником геополитических потрясений. Возникли проблемы, каких не ждали, и не были к ним готовы. Я имею в виду так называемую блокировку бумаг зарубежных эмитентов.
Строго говоря, деньги не потеряны, но доступ к активам, возможность ими управлять отсутствуют. Разумеется, это тревожит и возмущает инвесторов.
Организации финансового рынка, брокеры еще никогда не были в такой ситуации. Понятно, что нежелательные процессы порождают много вопросов, на которые не всегда находится хороший ответ. Эти проблемы, конечно, снижают мотивацию инвесторов.
Чтобы реализовать шанс укрепить доверие розничных инвесторов к фондовому рынку, необходимо четко и внятно объяснять, по каким правилам идет работа. В то же время часть информации остается закрытой. Во многом это вынужденная мера. Но нужны компенсанционные механизмы, которых, похоже, пока нет.
В этой связи тезис о заинтересованности в розничном инвесторе, прозвучавший из уст президента, – хороший знак.
Другое дело, каким образом эти установки претворить в жизнь. Всем участникам фондового рынка предстоит большая работа: и регулятору, и бизнесу, и общественным организациям.
При АРФГ с прошлого года эффективно работает специальная экспертная группа, целью которой является создание условий для качественной коммуникации между участниками инвестпроцесса.
Собирая участников инвестиционного процесса за одним столом, пытаясь объективно разобраться в ситуации и профессионально обсуждая те или иные вопросы, нам уже удалось разрешить ряд из них, ранее казавшиеся неразрешимыми.
Убежден, совершенствование коммуникаций – это правильный подход. Мало желать договариваться и слышать другую сторону, необходимо уметь это делать. Мы накопили опыт коммуникационных посредников, модераторов дискуссий и планируем активно его использовать в дальнейшем.
Налоговая грамотность
Финансовая культура гражданина, безусловно, включает элементы налоговой грамотности. Финансовое просвещение в первую очередь на страже интересов гражданина. Но стратегические его интересы связаны и с четким выполнением налогового законодательства. Добропорядочный гражданин заинтересован не только сам четко заплатить, что положено, но и чтобы все поступали таким же образом. Здесь и проявление гражданской позиции, и элементарная предусмотрительность, позволяющая быть более финансово устойчивыми.
В послании президента говорилось о налоговых льготах как о мерах поддержки предпринимателей, в том числе начинающих. Предприниматель, безусловно, должен знать свои обязанности и возможности в связи с налоговыми льготами.
Последние годы развитие налоговой системы, ее технологическая оснащенность, разумность привели к тому, что у большинства предпринимателей такие вопросы, как платить или не платить налоги, просто ушли с повестки.
В то же время закон предусматривает такой инструмент, как налоговые вычеты.
Анализ показывает, что в большинстве регионов РФ доля граждан, обратившихся за налоговыми вычетами, не превышает 5–7%.
Это значит, что люди не пользуются законной возможностью повысить реальный располагаемый доход. Они просто не знают о ней и не верят, что это технически сделать несложно.
Кто донесет до них эту информацию, особенно до тех, кто давно ушел со школьной скамьи и окунулся с головой в бытовые и профессиональные задачи? Ответ: волонтеры и эксперты финансового просвещения. Культуру правильной и грамотной работы с налогами с точки зрения пополнения налоговой базы и грамотного использования льгот предстоит развивать, и это часть нашей работы.
Растет роль общественного бюджетирования с точки зрения возможности сообщества влиять на управление теми ресурсами, которые выделяются государством, муниципалитетами на те или иные объекты. Это также становится важной темой финансового просвещения.
Муниципальный уровень
В послании президента отмечалась возрастающая роль муниципальной власти как наиболее близкой к гражданам.
На наш взгляд, вопросы повышения уровня финграмотности населения должны быть в повестке муниципальных образований. Но так ли это сегодня?
За прошедший год очень многое изменилось с точки зрения формирования системы развития финансовой грамотности на региональном уровне. Еще недавно можно было назвать не больше полутора десятков регионов, где финансовое просвещение было организовано на системной основе. Мы изучали и транслировали их опыт.
В прошлом году была поставлена задача, чтобы в каждом регионе такая система заработала. Это, по крайней мере с формальной точки зрения, удалось сделать. Вместе с тем не везде финансовое просвещение стало частью задач управленцев муниципального уровня.
Думаю, что в этом году нам предстоит с коллегами и партнерами научиться таким образом формировать наши программы, распределять наши ресурсы на поддержку частных инициатив, чтобы и на муниципальном уровне, и администрации, и население почувствовали пользу от внимания к этим вопросам.
Конечно, отчасти мы уже это делаем. Второй год проводится конкурс библиотек, благодаря которому многие библиотеки страны, в том числе муниципального уровня, получают и финансовую, и консультационную поддержку.
Такая поддержка позволяет развивать практики работы по продвижению финграмотности посетителей. Пока это всего лишь несколько десятков поддержанных проектов. Но вместе с нашими партнерами – организациями финансового рынка и органами культуры мы уверены, что в 2023 году это движение станет массовым.
На состоявшемся в середине марта круглом столе на площадке Комитета по развитию регионов и муниципальных образований Государственной думы РФ мы предложили свои возможности для продвижения лучших практик финпросвещения на муниципальный уровень и нашли понимание и поддержку.
Система образования
В послании был назван ряд инициатив, касающихся развития систем высшего и среднего специального образования. Первое ждет постепенное, но глобальное реформирование, второе – дальнейший рост востребованности со стороны работодателя. Финансовая грамотность нужна любому специалисту – и с точки зрения личной грамотности, и с точки зрения учета этого фактора при управлении коллективами.
Безусловно, рост качества образования должен сопровождаться и ростом уровня финграмотности студентов. Причем не только получающих экономические специальности.
Качество образования – везде и всегда крайне острый вопрос. Недовольство работодателей выпускниками вузов и организаций СПО ощущалось не только в последние годы. Еще в советские времена выпускнику на первом месте работы говорили: «Забудь все, чему тебя учили, будешь работать так, как мы скажем».
Сейчас, когда технологии обновляются ежегодно, требования к выпускникам и новым сотрудникам становятся все более сложными и комплексными, и любой системе образования трудно за этим успеть.
Но помимо обычных для образования проблем есть и другие. Не бывает хороших и плохих систем образования. Бывают соответствующие или не соответствующие приоритетам государства и чаяниям населения.
Болонская система, которая несколько десятилетий активно внедрялась в российском образовании, сама по себе, может, и не плоха. Но ее реализация, с моей точки зрения, привела к серьезным перекосам в системе российского образования. Надеюсь, настало время многое пересмотреть в системе образования с точки зрения региональной политики. Концентрация ученых, усилий, средств в центральных городах и областных центрах – это, с одной стороны, хорошо, поскольку позволяет сконцентрировать усилия и создать хорошую материальную и научную базу. С другой стороны, эта система, в сочетании с ЕГЭ, который, безусловно, упростил процедуру поступления в вузы в других регионах, вместе с плюсами принесла и минусы. Многие способные абитуриенты приезжали учится в Москву, Санкт-Петербург, а самые талантливые отправлялись на Запад – и не возвращались.
И польза для государства от такого перетока талантливых детей из регионов в федеральный центр и их дальнейшей релокации в другие государства, мягко говоря, неочевидна. Она не очевидна и для самих студентов. Рынок труда крупных городов перенасыщен. С этой точки зрения альтернатива – в развитии региональных вузов, в сотрудничестве с лучшими федеральными вузами, создании совместных научных команд для того, чтобы можно было использовать экспериментальную базу лучших учебных площадок, но при этом сохранять кадровый потенциал регионов.
Региональным вузам надо помочь, а не мешать, создавая условия и помогая не меньше, чем крупным и сверхкрупным вузам. Раз они большие и «умные», то со своими задачами должны справляться и без расслабляющей опеки государства.
На наш взгляд, остаточный принцип в отношении региональных вузов необходимо искоренить. Что касается СПО, то, на мой взгляд, авторитет этих учебных заведений в последние годы неуклонно растет. Я думаю, этот тренд сохранится.
Нам еще только предстоит подобрать ключи к студентам колледжей. Важно, чтобы система СПО была открыта для этой работы и осознавала необходимость финансовой и предпринимательской грамотности для каждого выпускника. Потому что это часть их будущей профессиональной квалификации. Думаю, что в новой отечественно ориентированной системе высшего и среднего профессионального образования места для финансовой грамотности становится все больше.
Волонтерское движение
В послании особый акцент был сделан на формирование патриотизма. Считаю, что настоящий патриотизм носит активный, практический характер. Патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Любое действующее волонтерское движение в интересах граждан – это точно патриотизм.
Когда эксперт вкладывает время, душу, знания, отдает себя с энтузиазмом и энергией, то и просветительный эффект намного больше, чем даже от суперпрофессионального, но «отрабатывающего свой номер» лектора.
Именно поэтому созданное при нашем участии движение волонтеров финансового просвещения – на деле патриотическое. Участие в нем требует не только времени, но и серьезной подготовки. В рядах волонтеров финпросвета примерно 40% – молодежь до 26 лет, а все остальные – уже сложившиеся в профессии люди: финансисты, педагоги, преподаватели вузов, сотрудники библиотек. Это специалисты, дорожащие своей профессиональной репутацией, уделяющие внимание профессиональному и личностному росту.
Занятия по финансовому просвещению – хороший практический инструмент, который позволяет не только повышать уровень личной финансовой грамотности, но и помогает понимать социально-экономические процессы, развитие финансовой сферы, в целом в общества.
Финансовая грамотность позволяет создать базу для формирования финансовой культуры как отдельного гражданина так и общества в целом. В свою очередь финансовая культура формирует поведенческие модели, позволяющие гражданину принимать правильные решения даже в незнакомых ситуациях.
Иногда на занятиях слушатели задают вопросы: вы говорите, как управлять тем, что уже есть, но как действовать, чтобы доходы были больше, чтобы заработок был стабилен и рос? Казалось бы, если не касаться инвестиций в фондовый рынок, этот вопрос не из арсенала финансовой грамотности. Но он очень правильный. Финансовое поведение во многом определяется доходной базой, тем, что человек может себе позволить. И этой темы неправильно избегать, если мы говорим о комплексном финансовом просвещении.
От финансовой культуры до потребительской культуры – совсем небольшое расстояние. Зачем нам финансы? Чтобы потреблять. Потреблять что? Как и почему мы принимаем те или иные потребительские решения? В чем заключается рациональное потребление? Что необходимо в первую очередь и без чего можно обойтись?
Каким бы ни был доход, количество ресурсов все равно ограничено.
Если потреблять больше, чем надо, это значит впустую расходовать не только личные, но общественные ресурсы. Научиться и научить потреблять разумно – это серьезная и важная задача с точки зрения не только финансового благополучия, но и с точки зрения личного здоровья и общественного блага.
А там, где наш слушатель начинает задумываться о своем месте как потребителя в общественной системе потребления, всего один шаг до необходимости определять свою гражданскую позицию. Только ли о себе я должен заботиться, или, может быть, и о тех, кто рядом, о коллективе, обществе в целом?
Ситуация с так неожиданно появившейся и не менее неожиданно исчезнувшей пандемией показала, насколько мы все зависим друг от друга. Волонтерское стремление помочь другим, осмысление своей роли в этом мире, в том числе в системе координат потребительской и финансовой культуры, позволяет говорить о настоящем патриотизме, о желании помочь гражданам, своей стране и быть максимально полезным.
Приведу пример деятельности волонтеров финпросвета Дальневосточного федерального университета. Уже третий год подряд студенты старших курсов вместе с преподавателями проезжают тысячи километров, чтобы посетить удаленные поселения, где не то что из краевого центра – из районной администрации давно никого не было.
Они приезжают, встречаются, проводят занятия в школах. Послушать их собираются, как правило, и дети, и взрослые.
Расставаясь, провожают со слезами на глазах. Ведь волонтеры привезли не только знания, они привезли с собой заботу и чувство гражданского единения. Это дорогого стоит. Сами волонтеры не только проверили свои компетенции в области коммуникаций, но и получили бесценный опыт, энергию добрых дел от взаимодействия с теми, кто нуждается в их помощи. Я уверен, что с таким зарядом и опытом шансов на благополучную карьеру у них заметно больше, чем у сверстников, которые экономили свои время и силы.
Роль участников финансового рынка
За более чем десятилетнюю историю активного развития темы повышения финансовой грамотности в нашей стране было много инициатив, проектов, практик. Ряд организаций финансового рынка не первый год и на системной основе реализуют проекты в сфере финансовой грамотности.
Так, например, в экосистеме Сбера несколько структурных подразделений и дочерних компаний развивают это направление.
Пожалуй, пионером развития движения финграмотности можно считать ПАО КБ «Центр-Инвест», активно действующее не только в Ростовской области, но и в других регионах юга России. Системно, совместно с образовательными организациями сотрудники банка проводят обучение студентов, школьников, начинающих предпринимателей. Казалось бы, благотворительная деятельность, но она приносит пользу и для развития бизнеса: банк во время занятий прекрасно узнает потенциал своих слушателей, это позволяет кредитовать их бизнес под более низкий процент, учитывая невысокие риски. Перечень таких организаций можно продолжить. Самое позитивное – их становится все больше.
Вместе с тем огромный потенциал есть и у других участников финансового рынка. Так, Московская биржа развернула масштабные программы обучения розничных инвесторов. Банк «Тинькофф» выпускает прекрасный журнал и развивает иные ресурсы для желающих повысить финграмотность. РТС организует конкурс для студентов, потенциальных стартаперов. Этот список тоже можно продолжить.
В то же время потенциал организаций финансового сектора далеко не исчерпан, в первую очередь интеллектуальный. Его можно активнее использовать для повышения финансовой грамотности. Прежде всего вовлекая тех, кто пока работает недостаточно системно, и повышая уровень координации деятельности.
Что для этого нужно сделать? Наш взгляд, необходимо следующее:
– популяризировать и поддерживать опыт лучших;
– формировать заказ на мероприятия финпросвета;
– объединять и распределять усилия на наиболее сложных участках (например, в работе с жителями удаленных территорий).
На решение этих задач направлены два новых проекта АРФГ.
Во-первых, начинается работа по сбору информации от всех участников рынка об их системной деятельности в сфере финпросвещения. На ее основе будет подготовлен аналитический доклад в адрес Правительства РФ и Банка России, а также будут сформированы предложения по развитию совместной деятельности.
С прошлого года активно действует проект «ПРОФИТ», который предусматривает организацию работы тысяч профессионалов финансового рынка в качестве волонтеров-экспертов с наиболее нуждающимися в этом целевыми аудиториями – пенсионерами, членами семей участников СВО, инвалидами, жителями удаленных территорий. Уже более 30 организаций финансового рынка подключились к проекту. Уверен, их число будет расти.
О смыслах
Как мы понимаем, формирование устойчивого финансового поведения гражданина зависит не столько от объема знаний, «обрушенных» на него, сколько от сформированных ценностных установок и финансового поведения. Последнее время их называют паттернами[МК2] . В этой связи подходы к развитию финансовой культуры, не связанные с формированием рационального потребления товаров и услуг, в том числе финансовых, потребительской культуры в целом, не в полной мере затрагивают сферу ценностных установок.
Потребительская культура диктует – что́ нам нужно. А финансовая культура – как мы сможем завладеть этим что. В этой паре, на наш взгляд, потребительская культура должна формироваться в первую очередь.
Для этого есть предпосылки. В частности, в ЦБ РФ действует Служба защиты прав потребителей финансовых услуг и развития финансовой грамотности. Роспотребнадзор стоит на страже прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг. Роскачество осуществляет меры по повышению качества процессов, товаров и услуг.
В этой связи считаем необходимым рассматривать формирование потребительской и финансовой культуры как единую задачу. Выход за рамки системы финансовой грамотности позволит привлечь внимание к этой теме тех, кто пока к ней равнодушен, воспользоваться возможностями других систем и партнеров.
Развитие волонтерского движения в сфере формирования потребительской культуры и финансового просвещения одновременно с формированием правильных установок позволяет формировать и развивать чувство патриотизма как у участников мероприятий, так и у самих волонтеров.
Организации финансового рынка, поощряющие участие сотрудников в волонтерской деятельности, тем самым способствуют росту финансового благополучия потребителей, населения страны, а значит – решению важнейших народно-хозяйственных и общественно-политических задач.
Об управленческой культуре
Развитие управленческой культуры – средство и результат любой управленческой деятельности. Система финансового просвещения – сложный управленческий объект. Сложность обусловливают следующие характеристики:
– многослойность структуры управления (федеральный, региональный, муниципальный уровень, помимо этого – отраслевой – образование, культура, информационные общество и СМИ);
– неоднородность – есть «продвинутые» регионы, а есть только начинающие системную работу;
– неоднородность корпоративной культуры – у ведомств она одна, у коммерческих структур – другая, у некоммерческого сектора – третья;
– неравномерность распределения ресурсов – задачи во всех уголках страны и показатели эффективности единые, но уровень финансовой оснащенности для решения проблем не одинаков;
– отсутствие системы и практики подготовки кадров для управления процессами развития финансовой грамотности;
– отсутствие научно-методических подходов к системе управления финансовым просвещением;
– недостаточность ресурсов на цели финансового просвещения;
– привлечение добровольцев и необходимость ресурсов для организации работы.
Очевидно, в этих условиях целесообразно уделять особое внимание развитию инструментов управления системой финпросвета, исходящих из имеющихся возможностей.
АРФГ использует управленческую модель, построенную на принципах теории «конвергентного лидерства». Теория формируется автором на основе использования лучших моделей с точки зрения их применимости для креативных индустрий, систем, находящихся в условиях повышенной неопределенности. Автор предлагает «конвергентное лидерство», построение управленческих моделей исходя из необходимости учитывать сильные стороны и ограничения всех участников процесса с делегированием лидерской ответственности на тех или иных участках деятельности, с динамичной подстройкой под меняющиеся условия и возможности. Предлагается рассмотреть возможность использования подходов «конвергентного лидерства» для управления развитием системы финансового просвещения в стране.