Одной из главных проблем российской экономики называют нехватку в ней «длинных» денег. Но ситуация улучшается, в том числе, за счет инвестирования средств страховых резервов.
В. ЧЕРНИКОВ, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», член президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
Один из основных источников «длинных» денег в экономике – это страховые резервы, формируемые по долгосрочным
страховым программам. В этой области российский рынок длительное время отставал от развитых стран, однако сегодня страховщики жизни обеспечивают ощутимый приток «длинных» денег. Для того чтобы наглядно убедиться в этом тезисе, достаточно посмотреть на ситуацию, разворачивавшуюся на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ), поскольку этот инструмент является одним из источников привлечения государством «длинных» денег в экономику страны. Точнее,
проанализировать поведение на этом рынке иностранных инвесторов и российских страховщиков.
Начиная со II квартала прошлого года, когда была зафиксирована максимальная доля нерезидентов в ОФЗ (34,5%, или более 2,3 трлн руб. по состоянию на 01.04.2018), она планомерно снижалась и к началу 2019 г. достигла своего минимума, лишь немногим превысив 24% рынка. С одной стороны, произошло это за счет роста самого рынка – за период со II по
IV квартал включительно он увеличился более чем на 0,5 трлн руб. за счет новых выпусков бумаг. С другой – падала не только относительная доля нерезидентов, но и абсолютные показатели их вложений в ОФЗ. За апрель – декабрь 2018 г. иностранные инвесторы сократили свои портфели ОФЗ более чем на 560 млрд руб.
Частично компенсировать эти потери помогли как раз страховые резервы компаний, работающих в сегменте страхования жизни: из 480 млрд руб. собранных ими в 2018 г. премий более половины (порядка 250 млрд руб.) были инвестированы именно в приобретение долгосрочных государственных долговых обязательств. Таким образом, страховщики заместили
почти половину оттока средств нерезидентов, поддержав рынок ОФЗ, а следовательно, и стабильность ставок и валютного курса.
В целом же по итогам прошлого года, по данным Банка России, страховые компании ощутимо нарастили долю инвестиций в госбумаги: по сравнению с 2017 г. она выросла на 7 п. п. –почти до 20% активов рынка. Таким образом, на госдолг в страховых резервах пришлось более 580 млрд руб., из них почти 550 млрд руб. составили вложения в ОФЗ. Такие объемы стали возможными, в том числе, за счет роста сборов в сегментах накопительного и инвестиционного страхования жизни (НСЖ и ИСЖ). За прошлый год премии по ИСЖ превысили 280 млрд руб. Однако в этом году, в силу различных причин,
сегмент ИСЖ, скорее всего, перестанет быть драйвером рынка. Так, в первом полугодии 2019 г. страховщики жизни собрали по этому виду страхования 92,3 млрд руб., что на 32% ниже по сравнению с первым полугодием прошлого года. При этом сборы по НСЖ составили 44,7 млрд рублей, что на 55% больше, чем годом ранее.
В итоге доля ИСЖ в общем объеме премий по страхованию жизни в первом полугодии 2019 г. сократилась на четверть и составила 46% против 62 годом ранее, а накопительного страхования – выросла почти в два раза – до 23% против 13. Отметим, что средние темпы роста НСЖ за последние пять лет составляют около 30% ежегодно. Если они сохранятся даже на этом же уровне, к 2022 г. объем премий в этом сегменте может достичь 200 млрд руб. И потенциал роста пока не ограничен: у нас есть примеры европейских стран, где подобные продукты охватывают более 80% населения. В России
же полисы НСЖ имеет менее 1% граждан. Клиентская ценность НСЖ раскрывается именно на длительном сроке (больше накопления, выше инвестиционная доходность и пр.), то есть это как раз те «длинные» деньги, которые так необходимы экономике страны. Поэтому помимо усилий самих страховщиков необходима поддержка государства и регулятора рынка в популяризации НСЖ среди населения. Тем более что оно несет и важную социальную функцию, помогая обеспечить людям достойный уровень жизни.