5 ключевых тенденций в развитии бизнес - аналитики
Максимально глубокое проникновение бизнес - аналитики произошло в финтехе, совместившем преимущества разных финансовых сервисов и претендующего на роль безальтернативной модели для удобной обработки платежей, оплаты товаров и услуг, денежных переводов. Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_bank Роман Ромашевский рассказал о трендах, которые определят развитие инструментов бизнес – аналитики.
По данным ЦБ, в 2018 году было совершено более 31,7 млрд. операций по платежным картам, из них 24 млрд. – торговый и интернет-эквайринг. Каждая операция несет большой массив ценнейших данных для банка, платежной системы, финтех-компании. Дополнительно, бизнес-аналитика предоставляет возможность для анализа рисков, фрод-мониторинга, противодействия незаконным операциями и так далее.
Последние годы все больше и больше компаний из разных сфер экономики с одной стороны, видят потенциал работы с большими данными: массивами клиентских транзакций, финансовыми операциями, данными по производительности своих сотрудников, а с другой – «тонут» в потоке данных.
А ведь при правильном подходе, бизнес-аналитика станет не только инструментом оперативного мониторинга, подсчета различных показателей бизнеса, но и активным помощником в стратегическом управлении компанией.
Опираясь на собственный опыт и опыт наших партнеров и клиентов из разных отраслей, мы выделили несколько ключевых трендов в развитии бизнес-аналитики на ближайшие 1-2 года.
- Требования к оперативности данных будут расти еще быстрее. Чем меньше времени уходит на анализ, тем быстрее и качественнее станут принятые решения. Компании используют оперативную память для обработки данных, стремятся переводить анализ и решения в режим реального времени. Загрузка в оперативную память действительно необходимых данных позволяет бизнесу бережно относится к серверным ресурсам и экономить одновременно человеко-часы и расходы на ИТ-инфраструктуру.
- Как никогда, становится важна визуализация данных. Анализ информации, представленный строго в числовом виде, требует дополнительного времени на обработку, которого сейчас уже ни у кого нет и, к тому же, просто неудобен. Поэтому бизнес-аналитика стремительно развивается в сторону визуальной аналитики, к которой, кстати, предъявляются дополнительные требования в части удобства использования. Вокруг визуализированных данных должны находится «ниточки», управляя которыми, можно инициировать новые действия, связанные с данными. Например, провалиться в детализацию, просто выделив область на большом графике.
- Повышается точность прогнозной аналитики. Во многом благодаря развитию и росту проникновения технологий интеллектуального анализа данных. В результате внедрения Predictive Analytics можно автоматизировать прогнозирование поведения потребителей, затрат на привлечение заказа и другие маркетинговые метрики. Развитие технологий машинного обучения и искусственного интеллекта уже сейчас позволяют проводить качественный и по-настоящему глубокий анализ, отвечая, пожалуй, на главный вопрос бизнеса при планировании «что, если?». Например, последние версии аналитической платформы Qlik, теперь больше сконцентрированы не на составлении отчетов, а на глубинной аналитике, благодаря использованию интеллектуального анализа данных.
- Растет число потребителей бизнес-аналитики. Если в прошлом использование аналитических платформ было прерогативой отделов аналитики, финансового департамента, то сейчас умение работать с данными и грамотность (Data literacy) является одной из ключевых компетенций все более широкого круга людей на разных уровнях принятия решений. Бизнес стремительно двигается к будущему в котором каждый менеджер на своем телефоне в онлайн режиме будет видеть визуальную карту проделанной работы, процент нерешенных задач и сможет автоматически рассчитанную сумму своей премии на базе выполненных KPI.
Аналитические продукты становятся доступнее. Если раньше крупные компании закупали лицензии на продукты бизнес-аналитики единицами и десятками, то сейчас счет нередко идет на тысячи и даже десятки тысяч. Решения стали доступны по цене для малого и среднего бизнеса, появляются продукты, специально рассчитанные для предприятий таких форм собственности и даже отдельных отраслей.