Статья посвящена новеллам Договора о ЕАЭС об услови-ях развития предпринимательства и привлечении инве-стиций в страны ЕАЭС. Исследуются возможности инве-стирования в сферу услуг и имеющиеся трудности на этом пути. Приводится краткий анализ потоков прямых инвестиций в страны ЕАЭС за последние два года.
Каждое государство стремится привлечь потоки капитала. Инвестиции – это одна из ключевых целей региональной интеграции, при этом не принципиально, какие инвестиции в итоге получит государство – региональные или не из интеграционного блока. Инвестиции повышают конкурентоспособность страны путем повышения капиталоемкости производства и содействуя технологическому прогрессу. Влияние региональных процессов на приток инвестиций не однозначно. С одной стороны, интеграционные проекты привлекательны для инвесторов, с другой стороны, инвестиции могут реагировать на региональные интеграционные процессы по-разному: в зависимости от их источника (в пределах или вне схемы интеграции) или в зависимости от мотивов инвестора (например, позиций на рынках или поиска эффективности). Отдельные интеграционные соглашения заключаются с целью стимулировать потоки прямых инвестиций или же создать единый рынок капитала. Последнее представляется наиболее привлекательным.
У ЕАЭС есть очевидные преимущества для всех типов инвесторов. Какими бы мотивами ни руководствовался инвестор, каждый из них в той или иной степени может быть реализован в ЕАЭС. Причем инвесторы, заинтересованные в получении доступа к использованию природных ресурсов стран-членов, – наиболее характерный тип для евразийского пространства. Если интерес инвестора обусловлен стремлением извлечь выгоду за счет факторов, позволяющих компании конкурировать на международных рынках, то ЕАЭС имеет удачное географическое расположение, которое позволяет инвестору выбрать оптимальное место локализации его производства и работать сразу с несколькими регионами и странами. Эта категория особенно важна для стран, желающих интегрироваться в мировую экономику и двигаться вверх по цепочке создания стоимости.
Единое таможенное пространство способствует выстраиванию эффективных каналов сбыта и соответственно привлекает инвесторов, чей интерес обусловлен наличием внутреннего или регионального рынка и желанием обойти таможенные барьеры.
Если интерес инвесторов направлен на приобретение стратегических активов (человеческий капитал, бренды, распределительные сети и т. д.), которые позволяют фирме конкурировать на данном рынке, то знание местными специалистами специфики ведения бизнеса на сопредельных территориях, сходная система образования, единая транспортная инфраструктура, а также интеграция на рынке услуг, труда и капитала повлияют на его выбор.
Договор о ЕАЭС – об инвестициях
Для инвестора при принятии решения об инвестировании наиболее значимы законы, которые действуют в стране-реципиенте, так как именно они определяют условия и порядок возврата капитала в будущем. У стран ЕАЭС есть серьезный потенциал для конкуренции на мировом рынке: во-первых, положения Договора о ЕАЭС гарантируют права различных субъектов хозяйствования, во-вторых, нормы Договора о ЕАЭС способствуют открытости внутреннего рынка ЕАЭС и стран, его образующих.
Нормы Договора о ЕАЭС содержат важные условия для развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, реализация которых в полном объеме станет ключевым фактором изменения инвестиционной среды всех стран-участниц. Основными крупными инвесторами являются транснациональные корпорации, средний и малый бизнес не осуществляют крупных капиталовложений. Ранее только
крупные и государственные компании в условиях действующих межправительственных соглашений могли быть защищены от непредвиденных изменений условий ведения бизнеса и присвоения их имущества. Договор о ЕАЭС создал правовую защищенность вложений, в том числе и для среднего и малого бизнеса. Договор о ЕАЭС не только определяет, что такое инвестиции, но и расширяет это понятие, в связи с чем объем прав и гарантий инвестора в государствах – членах ЕАЭС значительно увеличен.
Положения Договора о ЕАЭС распространяются на все инвестиции с 1991 г., то есть охватывают прямые и портфельные инвестиции, все категории инвесторов. В Договоре о ЕАЭС не используются такие термины, как «прямые
инвестиции» и «портфельные инвестиции». Вместо этого употребляются термины «учреждение», «инвестиции» и «деятельность в связи с инвестициями».
Первое по своему содержанию включает все возможные способы вложения капитала, в частности, создание, приобретение юридического лица на территории страны-члена в соответствии с его национальным законодательством;
затем приобретение контроля над юридическим лицом, дающего возможность определять его решения; далее открытие филиалов и представительств, а также регистрация индивидуального предпринимателя. И ключевой момент – такое учреждение охватывает не только сферу услуг, но и производство товаров и любую другую деятельность. Второй термин охватывает все остальные виды инвестиций, а также перечисляет, что к ним относится, – это все материальные и нематериальные ценности, которые могут быть вложены в объекты инвестирования: ценные
бумаги, деньги, имущество, права, имеющие денежную оценку, права на ведение предпринимательской деятельности, права на разведку и добычу природных ресурсов. Деятельность в связи с инвестициями – третий термин –означает владение инвестициями, пользование и распоряжение.
Инвестиции и деятельность в связи с ними регулируются 7-й частью Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС, а прямые инвестиции (то есть учреждение) – 6-й частью Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС Согласно п. 24. Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС в отношении учреждения и деятельности любые лица государства-члена имеют право на национальный режим, то есть режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен своим собственным юридическим и физическим лицам. Этот пункт имеет широкий охват, под его действие подпадают бизнес стран – членов ЕАЭС, созданные им филиалы в других странах-членах, а также любые обособленные подразделения, созданные этими филиалами. Также в отношении деятельности и учреждения (прямых инвестиций) не вводятся новые
ограничения, за исключением перечисленных отдельных ограничений и изъятий в согласованных сторонами перечнях. Инвестор, осуществляющий прямые инвестиции, имеет право на режим не менее благоприятный (РНБ), чем режим предоставленный инвесторам из третьих стран при сходных условиях.
Действие РНБ распространяется на самого инвестора, объекты инвестирования и учрежденные ими объекты, а также в отношении предпринимательской и иной деятельности инвестора странычлена. Изъятий или ограничений из РНБ в отношении учреждения не предусмотрено. Инвестиционные меры, которые количественно ограничивают деятельность инвестора в связи с учреждением, также не применяются странами – членами ЕАЭС.
Это очень важные пункты для инвестора, они открывают новые рынки для инвестирования и предоставляют гарантии неухудшения условий в течение всего инвестиционного периода. Согласно нормам Договора о ЕАЭС инвесторы, заинтересованные в портфельных инвестициях, имеют право на равноправный и справедливый режим в отношении как самих инвестиций, так и деятельности в связи с ними, на национальный режим и РНБ, при этом такой инвестор решает, какой из этих двух режимов использовать. Договором о ЕАЭС предусмотрено (п. 73 Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС), что государства-члены оставляют за собой право ввести ограничения или изъятия из национального режима. Несомненно, этот пункт создает ограничения для потоков инвестиций или непредвиденное изменение условий для инвестора, но важно понимать, что такие меры могут быть введены в отношении портфельных инвестиций и не касаются прямых. Важным для инвестора является наличие гарантии возврата своих капиталов, возмещения ущерба, отсутствия экспроприации. Такие ключевые положения также содержатся в новеллах Договора о ЕАЭС.
Таким образом, Договор о ЕАЭС стимулирует осуществление как прямых инвестиций, так и портфельных. В процессе либерализации потоков инвестиций в странахчленах действует ряд принципов: оптимизация, пропорциональность, взаимовыгодность, последовательность и экономическая целесообразность. Государствачлены взяли на себя обязательства по упрощению, упразднению избыточного внутреннего регулирования, гармонизации законодательства, налаживанию сотрудничества между регуляторами, справедливому распределению выгод и обязательств, сокращению изъятий. Последовательная реализация этих принципов направлена на создание максимально привлекательных условий для инвестирования в экономику стран-членов.
Отдельно следует рассмотреть возможности для инвесторов стран-членов в сфере услуг. Сфера услуг стран – членов
ЕАЭС, конечно, не столь привлекательна крупному инвестору, как энергетика или металлургический комплекс, исключением являются услуги связи и информационные технологии (9,6% взаимных инвестиций в 2016 г.). Тем не менее роль сферы услуг в экономике постоянно возрастает и отдельные виды услуг как факторы производства оказывают значительное влияние на конкурентоспособность товаров, отраслей производства и экономик [1]. Единый рынок услуг в перспективе может улучшить позиции тех секторов, которые в него входят в качестве инвестиционно привлекательных. Де-юре с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС единый рынок услуг ЕАЭС включал 43 сектора, сегодня он расширен до 50 секторов. В единый рынок услуг вошли такие сектора, как строительство (1,5% накопленных ПИИ в 2016 г.), оптовая и розничная торговля (3,6% накопленных ПИИ в 2016 г.), на туристический сектор приходится 3,4% взаимных ПИИ. Причем на туристический сектор в России приходится 14% накопленных инвестиций из стран – членов ЕАЭС [2]. В перечисленных секторах проходит процесс углубленной интеграции и максимальной либерализации, ключевые для экономик сектора, такие как транспорт, финансы, естественные монополии, выведены из-под действия раздела 15 Договора о ЕАЭС и Приложения № 16 к Договору о ЕАЭС. То, что в Договоре о ЕАЭС зафиксированы действующие на момент подписания условия взаимного доступа на рынки стран-членов в секторах услуг и видах деятельности, является важным позитивным сигналом для бизнеса. Если в национальных документах стран-членов не было зафиксировано то или иное ограничение или требование в отношении конкретного сектора услуги, то страна не может ввести такое ограничение для этой услуги в настоящем и будущем времени, например разрешительный порядок.
Деятельность участников рынка усложняется отсутствием единых процедур и требований финансовых регуляторов. Многие предприятия другой страны – члена ЕАЭС не могут вести бизнес на таких же условиях, что и национальные компании. Так, примером избыточного контроля и регулирования служат различные требования коммерческих банков (на основании методических требований регуляторов) при открытии счетов для ведения коммерческой деятельности в отношении нерезидентов – юридических и физических лиц, различный подход в отношении идентификации личности заявителя, ограничения по валютным операциям и другие.
Важным для инвесторов является создание общего финансового рынка к 2025 г., но как отмечает ряд исследователей, говорить о каких-либо результатах преждевременно по причине того, что интеграция в этой области не входит в круг приоритетов регулирующих их национальных органов [3]. Для ЕАЭС задача построить в такой короткий срок общий финансовый рынок является жизненно необходимой, прежде всего для повышения эффективного функционирования других рынков, например, единого рынка услуг. Если бы государства ЕАЭС в первую очередь приступили к интеграции в финансовом секторе по примеру Европейского союза, но без единой валюты, то интеграция в других сферах экономики определенно не имела бы такого количества барьеров и препятствий и реализовывалась бы значительно успешнее.
Инвестиции в ЕАЭС сегодня Международные рейтинги стали инструментами оценки инвестиционной привлекательности экономик государств. Позиции в рейтингах «Ведение бизнеса» и «Глобальный рейтинг конкурентоспособности» сегодня выступают в качестве целевых ориентиров для определения направлений развития институтов государства в средне- и долгосрочной перспективе. Рейтинги позволяют провести сопоставительный анализ развития стран и выявить как конкурентные преимущества, так и существующие проблемы. Отдельно стоит заметить, то в рейтингах инвестиционного и делового климата влияние интеграции на экономическое развитие стран не рассматривается. Рейтинг «Ведение бизнеса» оценивает открытость экономик и представляет наиболее либеральные системы для предпринимательства. Место страны в данном рейтинге существенно влияет на выбор инвестора. Например, в 2012 г. страны Союза находились в конце рейтинга «Ведение бизнеса». Принятие мер, обеспечивающих легкость ведения бизнеса, позволило повысить их позиции.
Так, в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2010 г. Россия заняла 28-ю позицию, Беларусь 49-ю и Казахстан занял 25-ю позицию, став лидером среди стран ЕАЭС по легкости ведения бизнеса на текущий год. Положительная динамика наблюдается и в Армении, которая заняла 47-ю позицию. Кыргызстан на 80-й позиции Тем не менее динамика инвестиционных потоков в страны – члены ЕАЭС показывает, что основные инвестиции эти страны получают из государств вне интеграционного объединения (рис. 1).
Крупнейшими по объемам ПИИ в ЕАЭС являются экономики России и Казахстана. Наиболее значительную динамику в
инвестировании с начала создания Союза показали Казахстан и Беларусь. За рассматриваемый период в структуре взаимных прямых инвестиций наибольший приток наблюдался в Беларуси (703 млн долл. США). Основным источником взаимных прямых инвестиций в ЕАЭС являлась Россия (1 586 млн долл. США). На Казахстан пришлось 619 млн долл. США. Запасы взаимных прямых инвестиций на начало 2019 г. в целом по Союзу увеличились за год на 2,5% и составили около 24 млрд долл. США. Из этого объема на долю Беларуси приходилось 48,0% [5]. Главным экспортером капитала по-прежнему выступает Россия, ее доля составляет около 80% в общем объеме взаимных инвестиций. На долю Казахстана приходится 17%, на Беларусь – 2%. Пары Россия и Беларусь, Россия и Казахстан наиболее интенсивно обмениваются прямыми иностранными инвестициями в рамках Союза, что часто объясняется воздействием гравитационной модели взаимоотношений между странами на интеграционные процессы в Союзе.
Структура взаимных прямых инвестиций потоки на чистой основе с IV квартала 2017 г.
по IV квартал 2018 г., млн долл. США
Общие выводы по потокам прямых инвестиций в 2017–2018 гг.
География белорусских инвестиций направлена в страны ЕАЭС, где основная доля прихо\дится на Россию. Однако объем инвестиций из страны в 2018 г. (28,2 млн долл. США) сократился по сравнению с 2017 г. (52 млн долл. США) в 1,8 раза. Тем не менее в качестве реципиента взаимных инвестиций Беларусь занимает лидирующие позиции: 617 млн долл. США. Казахстан имеет значительные капиталовложения, в том числе и за пределами региона. Объем полученных инвестиций в 2018 г.вырос до 605,3 млн долл. США по сравнению с 2017 г. (500,6 млн долл. США). Динамика инвестиций в Казахстан имеет положительную тенденцию и за время существования Союза с 2015 г. объем инвестиций вырос в 3 раза. Инвестиции в Россию сократились с 513,1 млн долл. США в 2015 г. до 176,5 млн долл. США в 2018 г. Основной объем инвестиций в Россию из стран ЕАЭС приходится на Казахстан. Доля казахстанских инвестиций в Россию на протяжении четырех лет неуклонно снижается, сокращение составило 30%. Прямые инвестиции из России по своему направлению представляют в основном вывоз собственного капитала в страны с более благоприятным инвестиционным климатом, и основные страны-партнеры находятся вне интеграционного объединения. Кыргызстан в данной группировке длительное время будет выступать в качестве реципиента инвестиций. Армения получила крупные инвестиции в размере 161,6 млн долл. США из России в 2018 г. Доля инвестиций в Армению из стран Союза составила около 64% в
2018 г. от объема всех инвестиций. Отраслевая структура взаимных капиталовложений в ЕАЭС на протяжении последних лет не претерпела существенных изменений. Ведущими секторами взаимных прямых инвестиций в ЕАЭС остаются топливный комплекс и цветная металлургия. Данные отрасли являются инвестиционно привлекательными и входят в сферу стратегических интересов государств. Интерес инвесторов обусловлен получением доступа к использованию природных ресурсов. Несмотря на то что условия инвестиционной привлекательности зависят от внутренней политики каждой конкретной страны, катализатором роста инвестиций для стран – членов ЕАЭС может сработать формирование как единого рынка капитала, так и единого рынка услуг. Уже сегодня на услуги приходится 52,5% от всего объема взаимных инвестиций в основной капитал, в то время как доля инвестиций в производство составляет 45,8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая специфику инвестиций отдельных стран ЕАЭС, а именно ориентированность на инвестиции из третьих стран и высокую конкуренцию за инвестиционные проекты на отдельно взятых рынках, необходимо открывать новые сектора для инвестиций и осуществлять сближение правил регулирования режима инвесторов, что в свою очередь позволит перераспределить инвестиции в масштабах интегрированных групп. Важным критерием привлечения инвестиций остается макроэкономическая стабильность в странах ЕАЭС, существенная роль в данном вопросе отводится экономике России, которая в условиях неблагоприятной внешней среды сократила объем инвестирования в страны ЕАЭС. Устранение торговых барьеров между государствами – членами Союза и сближение режимов регулирования позволит снизить трансакционные издержки между странами Союза. Необходимо продолжать работы по оценке регулирующего воздействия на условия ведения предпринимательской деятельности в странах – членах ЕАЭС, по вопросу имплементации положений Договора о ЕАЭС в национальные законодательства урегулированию взаимодействия уполномоченных органов государств Союза при проведении контрольно-надзорных и административно-процессуальных действий. Это наиболее достижимые цели в кратко- и среднесрочный период. Интеграционные процессы, направленные на либерализацию торговли товарами, услугами, создают благоприятные условия для наращивания объемов инвестиций и тем самым способствуют преобразованиям во внутренней экономике. А формирование общего финансового рынка поспособствует повышению эффективности функционирования рынка капитала, стимулирует экономический рост и обеспечит финансовую устойчивость в регионе.
Список литературы
1. Журова А. В. Региональные торговые соглашения и их роль в развитии международной торговли // Вестник РТА. 2015. № 4.
2. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. – ЕАБР, 2017.
3. Лансков П. М. Внутренние инвестиции в финансовые инструменты рынков капитала стран ЕЭП. – Аналитический обзор Евразийского банка развития, Алматы, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eabr.org.
4. Прямые инвестиции в Евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. – Евразийская экономическая комиссия, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Documents/finstat_5/finstat_5_2018.pdf.
5. О взаимных инвестициях в государствах – членах Евразийского экономического союза за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/express_information/Documents/mutual_investments/express_mi_4Q2018.pdf.