Потенциальная эмиссия цифровых валют центральных банков находится под
пристальным вниманием международных организаций, финансовых регулято-
ров и экспертного сообщества. В 2021 г. три центробанка уже запустили валюты
для розничных потребителей, а 25 активно тестировали пилотные проекты.
Между тем фокус внимания сторон, заинтересованных в использовании цифро-
вых денег, сместился от платежей внутри отдельной страны к возможности
использования цифровых денег центробанков для международных платежных
трансакций. В статье анализируются два возможных подхода к использованию
цифровых валют – использование цифровых валют отдельных центробанков в
международных трансакциях. Второй – это кооперация центробанков и созда-
ние совместных платежных систем для упрощения международных платежей.
Цифровые деньги центральных банков: от концепции до практики
Понадобилось почти 30 лет, чтобы предложенная Д. Тобином концепция прямого доступа к счетам центробанка со стороны широкого круга лиц [1] начала воплощаться в повседневную жизнь. Развитие новых финансовых технологий в платежной индустрии, опыт успешных проектов в области частных цифровых денег (Bitcoin и др.), перспектива появления глобальных стейблкоинов (Libra) и намерение властей ряда стран полностью отказаться от использования наличных денег подтолкнули центробанки к активному участию в работе по созданию собственных цифровых денег для розничных потребителей.
Еще в 2014 г. Центральный банк Эквадора запустил проект под названием Dinero electrónico (электронные деньги), позволяющий физическим лицам осуществлять мобильные платежи через систему, управляемую центральным банком. Однако центробанковская система не смогла привлечь достаточное количество пользователей и прекратила свою деятельность в 2016 г. [2].
Одновременно с ростом популярности Bitcoin и технологии распределенного реестра ряд центральных банков начали внутренние проекты, чтобы лучше понять технологии распределенного реестра и перспективы их применения в валютах. Нидерландский банк (De Nederlandsche Bank) начиная с 2015 года проводил внутренние эксперименты с монетой на основе технологии распределенного реестра под названием Dukaton. Название она получила в честь дуката, золотой монеты, которая использовалась во времена независимости Голландии от Испании в XVI в. Примерно в это же время Банк Англии, Валютное управление Сингапура, Банк Канады и другие проводили аналогичные внутренние эксперименты. В целом они пришли к выводу, что технологии распределенного реестра были на тот момент недостаточно зрелыми для использования в платежных системах крупных центральных банков [3].
С 2016 г. ряд центральных банков запустили исследовательские проекты применения цифровых валют для конкретных целей. Банк Канады открыл проект Jasper (названный в честь национального парка «Джаспер» в Альберте) в начале 2016 г. и
опубликовал первый отчет о проделанной работе в следующем году. Первоначально этот проект был ориентирован на урегулирование крупных межбанковских платежей. Валютное управление Сингапура внедряло собственный проект «Убин» (названный в честь острова Пулау-Убин) на Сингапурском фестивале FinTech в ноябре 2016 г. Этот проект был также сосредоточен на межбанковских платежах, в частности, на токенизированной форме сингапурского доллара. Валютное управление Гонконга тестировало проект LionRock (названный в честь горы в Гонконге) в январе 2017 г. Европейский центральный банк и Банк Японии продемонстрировали первый известный пример сотрудничества между двумя центральными банками в области цифровых денег центральных банков в 2017 г. Их проект, ориентированный на трансграничные платежи, назывался Stella [4].
Первая публично объявленная работа по созданию розничных цифровых денег центробанка была проведена шведским Риксбанком (Sveriges Riksbank) в 2017 г. В Швеции использование наличных денег сокращается в последние годы, и Riksbank инициировал общественное обсуждение доступа к платежному инструменту центрального банка для широкой публики. Со временем проект «е-крона» получил дальнейшее развитие [4].
Хотя об этом было стало широко известно немного позже, возможно, наиболее продвинутым проектом цифровых денег центральных банков в настоящее время является проект Народного банка Китая. На протяжении 2021 г. Народный банк Китая проводил регулярные эксперименты с собственной цифровой валютой – e-CNY. Электронный юань представляет собой цифровую версию фиатной валюты, выпускаемой Народным банком Китая, и реализуется авторизированными операторами. Электронный юань – это гибридный платежный инструмент со статусом законного платежного средства. Его предназначение – обслуживать внутренний розничный платежный спрос. Электронный юань будет доступным для широкой публики и для иностранных посетителей Китая через интерфейсы на основе учетных записей.
Банк России приступил к публичному обсуждению потенциальной эмиссии цифрового рубля в октябре 2020 г., выпустив доклад для общественныконсультаций «Цифровой рубль».
В 2021 г. официально было начато 3 проекта эмиссии цифровых денег центральных банков. Цифровые деньги выпустили два центробанка из офшоров (Багамы и Восточные Карибы). А Нигерия первая в Африке 25 октября реализовала проект электронных денег центрального банка – eNaira. Первоначальная эмиссия цифровой валюты составила 500 млн eNaira, примерно 1,21 млн долл. США. Цена eNaira привязана к курсу найры в соотношении 1:1. Владение валютой центрального банка не предусматривает процентных начислений при изменении курса.
Возможности использования цифровых валют отдельных центробанков для международных платежных трансакций розничных клиентов
Несмотря на то что большинство проектов выпуска цифровых валют центробанков осуществлялись для внутренних целей, в 2021 г. получили развитие проекты, ориентированные на международные платежи, в которых расчеты происходят между резидентами и нерезидентами. Возможно два варианта подобных расчетов: когда резидент и нерезидент рассчитываются цифровой валютой одного из центробанков и когда резидент и нерезидент имеют счета (электронные кошельки), открытые в платежных системах разных центробанков. Во втором случае необходимы различные формы кооперации между центральными банками, чтобы подобные платежи стали возможными.
Наиболее очевидный вариант – это использование цифровых денег одного из центробанков как резидентами данной страны, так и нерезидентами для совершения платежных трансакций. И тут мы должны вспомнить, что различают цифровые деньги центробанков, базирующиеся на так называемых токенах (англ. – token-based) и на счетах (англ. – account-based).
При использовании денег в форме записей на специальных счетах4, открытых в самом центральном банке, первостепенная задача заключается в необходимости идентификации владельца счета для предотвращения возможного несанкционированного перечисления или выведения денег со счета без разрешения владельца счета. Данная форма центробанковских денег является аналогом денег, хранящихся на счетах в коммерческих банках.
Таблица 1
Формы цифровых денег центральных банков и потенциальные пользователи
Источник: составлено автором.
Деньги центрального банка в форме цифровых токенов зависят от возможности получателя платежа верифицировать (установить подлинность) получаемого объекта (денег) в целях недопущения электронной подделки денег и многократной отправки одних и тех же токенов различным пользователям. В определенной мере цифровые токены центрального банка близки к частным криптовалютам и служат альтернативой наличным деньгам, так как могут передаваться непосредственно между пользователями без центрального контрагента, что обеспечивает конфеденциальность трансакций.
В случае если речь идет о токенизированной форме цифровых валют центральных банков, то практически любой пользователь из любой страны, имея выход в интернет, сможет подключаться к платежной сети конкретного центрального банка и использовать токены для совершения платежных трансакций как внутри страны, так и за ее пределами. Подобная ситуация возможна, так как центробанк практически не имеет возможности идентифицировать конкретного пользователя. Таким образом, токенизированные валюты центральных банков могут использоваться потребителями по всему миру, а не только внутри страны благодаря технологически заложенной в них анонимности.
В случае же использования модели, основанной на счетах (account-based) для эмиссии цифровых денег, центральные банки смогут сами выбирать, разрешат ли они подключать к своей платежной сети пользователей из других стран, или давать им временное разрешение, например, во время нахождения нерезидента на территории данного государства в целях туризма (табл. 1).
Какая из двух доступных опций более вероятна? Безусловно, пальма первенства для развитых стран (страны ЕС) и крупных развивающихся (Китай, Индия и др.) принадлежит проектам, основанным на условной account-based-модели, ввиду того что идентификация пользователя денег является глобальным трендом и вряд ли центробанки ведущих стран пойдут на отказ от данного принципа. Что же касается развивающихся стран, возможны варианты с выбором модели, но страны, которые предпочтут анонимные токенизированные модели эмиссии цифровых валют, будут наверняка в меньшинстве, к тому же их валюты вряд ли будут пользоваться большим спросом на международной арене кроме, возможно, теневых платежных трансакций.
Таким образом, модель, основанная на счетах, более популярна для реализации будущих проектов эмиссии цифровых денег центральных банков. Тогда возникает следующий вопрос: а готовы ли центробанки открывать счета в своей платежной системе нерезидентам? Ответ на него зависит от контекста.
Технически центральные банки могут открывать счета как резидентам, так и нерезидентам непосредственно сами или через банки-агенты, но вот с политической точки зрения могут возникнуть серьезные затруднения, так как массовое открытие счетов гражданам и компаниям из других стран будет рассматриваться другими центробанками как вторжение на их территорию, которое угрожает потерей денежной автономии и репутации, поскольку резиденты многих стран могут предпочесть пользоваться деньгами, номинированными в твердых валютах, в ущерб слабым национальным. Трения в монетарной сфере могут перерасти в валютные войны и политические конфликты уже между правительствами. Поэтому многие центробанки при разработке собственных цифровых валют указывают, что их проект будет ориентирован исключительно на собственных граждан и компании. Исключения могут делаться для туристов и лиц, временно проживающих на территории данного государства, но не имеющих гражданства.
Подведем краткий итог.
Центробанки могут выпускать цифровые валюты как для резидентов, так и нерезидентов, что может сделать международные
платежные трансакции более быстрыми, дешевыми и безопасными. Однако политические аспекты выступают в роли серьезного препятствия на этом пути. В этой связи рассмотрим возможные варианты кооперации между центральными банками, которые не подразумевают отказ от собственной автономии.
Возможные модели кооперации между центральными банками при выпуске собственных цифровых денег
Цифровые деньги центральных банков должны воплощать три принципа:
■ сосуществовать с другими формами денег,
■ не вредить финансовой стабильности,
■ обеспечивать инновационность и эффективность платежей.
Цифровые деньги центральных банков способны повысить эффективность международных платежей, если центральные банки смогут работать совместно. Многосторонние соглашения об эмиссии цифровых денег центральных банков могут облегчить и ускорить трансграничные переводы за счет улучшения совместимости, установления взаимосвязей и интеграции национальных платежных систем. Сегодня принято выделять три базовые модели возможной кооперации центральных банков для облегчения международных трансакций в цифровых валютах.
Первая модель предполагает согласование нормативно-правовой базы, рыночной практики и форматов обмена сообщениями, что поможет облегчить взаимодействие двух платежных систем цифровых валют центральных банков.
Вторая модель предусматривает частичное связывание двух национальных платежных систем посредством единых технических интерфейсов и создание общего клирингового механизма. При этом сохраняется автономия платежных систем.
Третья модель, наиболее амбициозная, предполагает создание единой платежной системы с несколькими цифровыми валютами центральных банков. Объединенная платежная система будет совместно управляемой со стороны нескольких участников, каждый из которых будет выпускать собственную цифровую валюту.
Каждая из трех моделей призвана усовершенствовать действующие сегодня корреспондентские межбанковские соглашения для трансграничных платежей (табл. 2).
Модели, представленные в табл. 2, вышли за рамки обычных теоретических концепций, и центральные банки уже начали их тестировать, создавая консорциумы. В табл. 3 представлены пилотные проекты, которые центробанки запускают под брендом инновационного центра Банка международных расчетов.
Таблица 2
Потенциальные улучшения различных соглашений между центробанками
в корреспондентские отношения для трансграничных платежей