Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Регулирование рынка цифровых валют в России: применение японского опыта и возможности Центрального банка. Е. А. РАЗУМОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета А. В. ЛЕБЕДЕВ, кандидат экономических наук, президент Ассоциации саморегулиру- емой организации оценщиков «Свободный Оценочный Департамент», президент Ассоциации судебных экспертов «Сумма Мнений», президент Фонда развития ква- лификаций и компетенций в Уральском регионе Н. И. ФЕТИСОВ, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета

A A= A+ 20.06.2022

Статья посвящена исследованию текущего состояния регулирования и использования цифровых валют в России. Авторами
проведен анализ российского законодательства в отношении рынка криптовалют, рассмотрен зарубежный опыт, в частности
Японии. Предложены меры по применению на отечественном рынке виртуальных валют и развитию российской криптовалютной индустрии.

По состоянию на конец 2021 г. в российском законодательстве есть определенная нехватка принципиальных положений, позволяющих говорить о прозрачности и понятности регулирования и использования цифровых валют. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 259-ФЗ) содержит недостаточно определенные регуляторные процедуры, в частности это относится к требуемой рынком правовой определенности, необходимому уровню законодательного регулирования прав и обязанностей субъектов рассматриваемых правоотношений. Криптовалюты по-прежнему остаются серьезным вызовом для существующей финансовой системы, тем не менее стабильное игнорирование наличия рынка цифровых валют не способствует развитию его экономического и инвестиционного потенциала. При этом ожидать самопроизвольного «угасания» рынка, очевидно, не приходится.
Перспективы падения рынка виртуальных валют просматривались во второй половине 2018 г. и в 2019 г., но несмотря на высокую волатильность, экспансия криптовалютной индустрии продолжается, растущая капитализация виртуальных валют, множественные исследования центральных банков в области цифровой экономики и блокчейна дополнительно характеризуют скорый возможный переход в эру иной, новой экономики [1, 2, 3, 4].
Сегодня уже понятно, что «криптовалюты», «виртуальные валюты», или же «цифровые валюты», «цифровые деньги» – это финансовый инструмент, тесно сопряженный с рисками, и не только инвестиционными и предпринимательскими, но и с риском вытеснения традиционных институциональных участников финансового рынка, а возможно, и свержения существующей мировой валютной системы. И в этой связи следует стремиться минимизировать возможные болезненные последствия, а в идеале – извлечь выгоды, учитывая специфику грядущих изменений экономической системы.
Первые трансакции с использованием Bitcoin были осуществлены в 2009 г. при реализации технологической конструкции криптографии, технологий распределенных реестров и блокчейна. Далее началось активное формирование криптовалютных рынков. Факт появления новых финансовых инструментов не мог быть проигнорирован национальными властями и мегарегуляторами, в результате сформировались три возможных подхода к криптовалютам: официальный запрет с привлечением к уголовной и/или административной ответственности, разрешение на операции с криптовалютой и нейтральная «выжидательная» позиция.
В России первые официальные заявления были сделаны в 2014 г., и по большому счету их характер был и остается пессимистичным по отношению к проведению операций с криптовалютой (табл. 1). 

Таблица 1
Заявления российских регуляторов по отношению к криптовалютам в 2014–2017 гг.

Появление новых цифровых возможностей вызвало интерес у физических и юридических лиц, но поскольку эти отношения недостаточно четко урегулированы законодательством, возникла очевидная угроза предпринимательских рисков. Развитие законодательства в области цифровых активов и цифровых прав должно обеспечить правовые условия для совершения сделок в цифровом экономическом пространстве и предоставления защиты данных операций для граждан и юридических лиц. В связи с этим в 2017 г. началась работа над проектом закона о цифровых финансовых активах, который, по задумке инициаторов, должен был внести ясность в регулирование криптовалютной отрасли в стране. В мае 2018 г. законопроект был одобрен в первом чтении Государственной Думой. В мае 2020 г. был опубликован целый ряд законопроектов, которые были посвящены регулированию криптоактивов в России и представляли целый пакет законов: закон о цифровых финансовых активах, закон о цифровой валюте; законы, предполагающие внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Однако вопреки ожиданиям криптовалютного сообщества столь долгожданные законопроекты продемонстрировали весьма неопределенные перспективы развития рынка цифровых валют в стране. Принятие законов в предложенной редакции фактически прекращало любой оборот криптовалют.
31 июля 2020 г. был опубликован Закон № 259- ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2021 г. Но данный закон не внес никакой ясности в отношении регулирования криптовалютного рынка в стране. Законом были отдельно введены такие понятия, как цифровые финансовые активы и цифровые валюты (по сути, все существующие криптовалюты) (табл. 2).

Таблица 2
Сравнительная характеристика цифровых финансовых активов, цифрового рубля и цифровых валют


Содержание закона предполагает запрет на операции с цифровой валютой для физических и юридических лиц, в том числе они не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары и оказываемые работы (услуги). При этом предусмотрены следующие исключения:
■ получение цифровой валюты в порядке универсального правопреемства;
■ получение цифровой валюты в качестве удовлетворения своих требований в рамках процедуры банкротства владельца цифровой валюты;
■ получение цифровой валюты при обращении взыскания на имущество обладателя цифровой валюты в рамках исполнительного производства.
В перечисленных ситуациях обладание криптовалютой предполагалось допустимым при условии ее декларирования в налоговом органе. По существу, Закон № 259-ФЗ целиком посвящен совершенно определенному финансовому инструменту – цифровым финансовым активам (ЦФА). К регулированию рынка криптовалют он имеет крайне опосредованное отношение. Законом введены определения для криптовалют и блокчейна, при этом такие понятия, как майнинг и ICO1, не получили определений. Цифровые валюты признаются имуществом, и сделки с ними необходимо декларировать, но при этомнет конкретно обозначенного порядка действий, который стоит четко сформулировать в законодательстве ввиду особой специфики и уникальности криптовалют как финансового инструмента. Одновременно с внедрением Закона № 259-ФЗ активное развитие получил вопрос создания цифрового рубля. Позиция России в отношении создания собственной государственной цифровой валюты была выражена еще в 2017 г. в распоряжении о необходимости введения в обращение «крипторубля», тем не менее впоследствии проект довольно продолжительное время не развивался. Только в октябре 2020 г. Банком России был опубликован для общественного обсуждения доклад о внедрении и применении цифрового рубля в российской экономике.
Цифровой рубль, при обеспечении «бесшовности платежного пространства в России и простоты конвертации рубля из одной формы в другую» [2], в перспективе может дополнительно обеспечить жизнеспособность нашей экономики, учитывая возникшие риски отключения нашей страны от системы SWIFT, и удержать на плаву функционирование экономической инфраструктуры. Модель эмиссии цифровой валюты центрального банка на основе распределенных реестров предполагает возможность хранения цифровой валюты в специализированных электронных кошельках. Реализация такой модели влечет за собой необходимость создания и тестирования центральным банком соответствующей системы расчетов, разработки интерфейса, обеспечения защиты информации. Альтернативный вариант – открытие специализированных счетов напрямую в центральных банках государств с использованием их платежных систем. В такой ситуации основной обязанностью центральных банков явится выполнение функций по хранению, зачислению и списанию электронных валют [10, 11].
На фоне новостей о создании собственной российской обеспеченной цифровой валюты довольно перспективным направлением также было бы встраивание «крипторубля» в структуры рынков цифровых валют, однако до настоящего времени о таких планах ничего не известно. 

Зарубежный опыт 

Зарубежные финансовые регуляторы также увлечены исследованием вопроса о создании и внедрении цифровых денег центральных банков. Наиболее успешным, по мнению авторов, примером встраивания уже распространенных криптовалют в экономическую систему страны стали действия Японии. Вплоть до марта 2014 г. Национальный банк Японии занимал промежуточную позицию, не имея существенных планов в отношении регулирования криптовалютного рынка. Однако затем власти Японии серьезно исследовали новый рынок. Одним из поводов для этого стал крах японской криптовалютной биржи Mt. Gox. В результате в апреле 2017 г. был принят закон «О криптовалюте», который конкретизировал порядок использования криптовалют, а также установил специфику допуска данного финансового инструмента на рынок. Под термином «виртуальная валюта», введенным данным законом, подразумевается следующее [12]:
■ финансовый а к тив (регис трируемый посредством электронных устройств, за исключением любой фиатной валюты и активов, номинированных в такой валюте), который может быть использован для оплаты приобретенных или взятых в аренду товаров или оказанных услуг, которые могут быть приобретены и/или проданы неопределенному кругу лиц (1-й тип);
■ финансовый актив, который может быть использован в качестве средства обмена с неопределенным кругом лиц на любой иной финансовый актив, указанный в предыдущем пункте, и который передается через электронную базу данных (2-й тип) [14].
Помимо конкретизации виртуальных валют с точки зрения возможности использования их как платежного средства, тем же законом были установлены основные аспекты регулирования криптовалютного рынка и налогообложения виртуальной валюты. С целью создания цивилизованного криптовалютного рынка японским криптовалютным биржам вменены в обязанность получение специализированной лицензии на торговлю виртуальными валютами, а также регистрация в Агентстве по финансовым услугам Японии (JFSA) – уполномоченном органе по контролю финансового рынка. Кроме того, биржа обязана применять стандарты KYC (Know Your Client – знай своего клиента – обязанность идентификации контрагента) и AML (Anti-Money Laundering – противодействие отмыванию денег).
При этом даже зарегистрированная биржа имеет ограничения по видам криптовалют, с которыми разрешены операции. Каждая разновидность криптовалюты также должна быть одобрена в JFSA. [12]

Таблица 3
Ведущие страны по проведенным ICO в 2016–2020 гг.

Специфика налогообложения криптовалюты в Японии подразумевает необходимость уплаты налога на прибыль, поскольку она расценивается как доход от ведения бизнеса. При этом японские власти освободили виртуальную валюту от налога на потребление (аналог в России – налог на добавленную стоимость).
Результаты
Рассматривая тенденции развития цифровых валют в России, можно сделать вывод о заинтересованности частных инвесторов и бизнеса в использовании криптовалют. Причем популярность данного сегмента финансового рынка наблюдалась в нашей стране в прошлом и сохраняется сегодня. В 2017–2018 гг. произошел прорыв для рынка криптовалют, эти годы стали наиболее весомыми как по количеству предъявленных всеобщему взору проектов, так и по объему привлеченных средств. Следует обратить внимание на получившее в то время развитие сегмента ICO [13]. Такая форма сотрудничества, как ICO, оказалась весьма интересной и для инвесторов, и для эмитентов токенов (табл. 3). При этом даже падение рынка криптовалют в 2018 году не оказало существенного влияния на объемы средств, инвестированных в ICO-проекты. Россия является одной из лидирующих стран по количеству проведенных ICO, несмотря на то что правовой статус криптовалютной индустрии был в то время весьма неопределенным. Справедливо отметить, что на сегодняшний день сегмент ICO не имеет столь же существенного влияния в сравнении с периодом пятилетней давности, тем не менее эти данные показывают высокий уровень конкурентоспособности российских разработчиков и существенный вклад России в мировую криптоиндустрию на тот момент. В настоящее время на основании результатов исследований [16], [17] также можно говорить о стабильно высокой популярности цифровых валют у отечественных инвесторов. Так, Россия является одной из лидирующих стран по объему майнинга биткоина (рис. 1).

Рис. 1. Доли ведущих стран в объемах майнинга биткоина, %

В частности, по состоянию на август 2021 г. потребление электроэнергетических мощностей России составляло 11,23% от общего числа вычислительных мощностей, затрачиваемых на добычу биткоина в мире, что говорит о высокой вовлеченности отечественных криптоинвесторов. Надо отметить, что долгое время несомненным лидером был Китай, однако введение запрета на майнинг криптовалюты в данной стране скорректировало расклад.
По оценке Банка России [16], объем операций российских граждан на криптовалютном рынке составляет около 350 млрд руб. в год, в указанную сумму входят не только переводы сбережений из фиатных валют в криптовалюты, но и перепродажа цифровых валют в результате майнинга. В сравнении с вложениями частных инвесторов на рынках долевого и долгового финансирования этот показатель ниже. В частности, по данным наиболее крупного организатора торгов на фондовом рынке в России – Московской биржи, инвестиции граждан в акции в 2021 г. составили 532 млрд руб., в облигации – 819 млрд руб. [18]. С учетом того, что оборот криптовалют до сих пор в значительной степени теневой, а возможность инвестиций в цифровые валюты не освещается в принципе, такой показатель следует признать достаточно солидным, демонстрирующим существенную заинтересованность граждан в обороте данного финансового инструмента. Результаты анализа, по мнению авторов, говорят о том, что в отношении российского криптовалютного рынка следует применить (адаптировать) комплекс мер, перечисленных ниже, с целью интеграции цифрового сектора в структуру национального финансового рынка, учитывая возможные риски и шансы, возникающие с построением цифровой экономической системы (табл. 4).

Таблица 4
Риски и перспективы цифровой экономики

Конкретизация статуса цифровой валюты в стране. Японское законодательство рассматривает виртуальные валюты как два обособленных вида: доступные для осуществления платежных операций и виртуальные валюты, предназначенные для инвестиционных целей. Эта законодательная практика, с учетом активных разработок в области внедрения «цифрового рубля», представляется вполне реализуемой в нашей стране.
Авторам видится следующая структура разграничения цифровых валют: 1-й тип – цифровая валюта для осуществления платежей – цифровой рубль. Также цифровой рубль становится посредником для приобретения иных цифровых валют (тип 2). Дополнительно цифровой рубль как посредник между фиатными валютами и криптовалютами позволит минимизировать риск, связанный с анонимностью использования цифровых валют. 2-й тип – цифровые валюты, целевое предназначение которых – инвестиции, осуществление ими платежей следует оставить под запретом. Криптовалютный рынок по-прежнему остается интересен инвесторам, в том числе из России, поэтому ввиду снижения потенциальных рисков имеет смысл узаконить данную отрасль.

Банк России как мегарегулятор финансового bрынка будет осуществлять контроль и надзор за допуском цифровых валют на торги. Предлагает- ся следующая схема функционирования рынка цифровых валют (рис. 2).

Рис. 2. Схема встраивания цифровых валют в финансовый рынок России

Опубликование конкретной схемы налогообложения оборота криптовалют. В своем нынешнем виде Закон № 259-ФЗ не предусматривает конкретики в отношении уплаты налогов на операции с цифровыми валютами. Включение производства цифровых активов в налогооблагаемую базу (преимущественно для юридических лиц), обязанность уплаты налога на прибыль вследствие инвестиционного дохода (для физических и юридических лиц) усилит рост поступлений в бюджет, направление инвестиций в отрасль от институциональных инвесторов и государства. Параллельно повысится транспарентность отрасли. Альтернатива – полное освобождение производства цифровых валют от налогообложения, что потенциально приведет к более активному развитию отрасли, возможно привлечение внешних стейкхолдеров.
Обязательное лицензирование криптобирж, осуществляемое Банком России. Возможны несколько вариантов функционирования криптовалютных бирж. Во-первых, это может быть площадка для торгов виртуальными валюта-ми на базе существующей Московской биржи.
В результате опыта взаимодействия Банка России и Московской биржи уже были реализованы совместные проекты, например, функционирует финансовый маркетплейс. Можно рассматривать и вариант лицензирования деятельности обособленных российских и зарубежных криптобирж. Так, опыт экспансии зарубежной криптобиржи уже имеется в Сингапуре. Блокировку доступа для нелегализованных организаторов торгов допустимо осуществлять при взаимодействии с Роскомнадзором. Характерный пример очистки рынка от недобросовестных операторов был продемонстрирован при взаимодействии Роскомнадзора и Федеральной налоговой службы при освобождении рынка от черных букмекеров. Внедрение системы лицензирования букмекерских контор в России и параллельная блокировка сайтов и зеркал сайтов нелицензированных букмекеров изначально привели к оттоку игроков из данных букмекерских контор (сложности с авторизацией на сайте, необходимость постоянного использования сторонних сервисов, анонимайзеров) и в конечном счете вынудили легализоваться букмекеров, желающих осуществлять деятельность в нашей стране.
Обязательное лицензирование допускаемых на российский финансовый рынок цифровых валют. Помимо регламентирования и установления требований к операторам рынка, важным действием для обеспечения более надежной финансовой среды для инвесторов будет и конкретизация финансовых инструментов для допуска на рынок с целью минимизации инвестиционных рисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительное и неизбежное распространение криптовалют и использование блокчейн-технологий, скорее всего, приведет к существенным изменениям структуры международной финансово-экономической системы. Создание благоприятного инвестиционного климата наряду с активным улучшением инфраструктуры цифровой экономики способно наделить страну, готовую к таким серьезным структурным экономическим изменениям, богатым потенциалом социально-экономического роста. Цифровизация финансовой сферы – явление неизбежное, и чем раньше будет достигнута прозрачность в данном направлении, тем выше вероятность ухватить лакомый кусочек в складывающейся специфике новых глобальных финансовых рынков, тесно взаимосвязанных и зависимых от влияния информационных технологий.

Список литературы
1. Report on a digital euro / European central bank [Электронный ресурс] – URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/Report_on_a_digital_euro~4d7268b458.en.pdf#page=4 (дата обращения 14.05.2022).
2. Цифровой рубль : доклад для общественных консультаций / Банк России [Электронный ресурс] –URL: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения 15.05.2022).
3. The Bank of Japan`s Approach to Central Bank Digital Currency [Электронный ресурс] – URL: https://www.boj.or.jp/en/announcements/release_2020/data/rel201009e1.pdf (дата обращения 15.05.2022).
4. A solution for the e-krona based on blockchain technology has been tested [Электронный ресурс] – URL:https://www.riksbank.se/en-gb/press-and-published/notices-and-press-releases/press-releases/2021/asolution-for-the-e-krona-based-on-blockchain-technology-has-been-tested/ (дата обращения 15.05.2022).
5. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности Биткойн / Банк России, 27.01.2014 [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158121/ (дата обращения 15.05.2022).
6. Об использовании криптовалют : информационное сообщение /Росфинмониторинг [Электрон-ный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158661/ (дата обращения15.05.2022).
7. О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют) : письмо от 03.10.2016 № ОА-18-17/1027 / ФНС России [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=162766#06892490061194492 (дата обращения 15.05.2022).
8. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) / Банк России, 04.09.2017 [Элек-тронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256266/ (дата обращения 15.05.2022).
9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения 15.05.2022).
10. Кочергин Д. А., Янгирова А. И. Цифровые валюты как новая форма денег центральных банков //ЭКО, 2019. № 10. С. 148–171.
11. Кочергин Д. А., Янгирова А. И. Центробанковские цифровые валюты: ключевые характеристики и направления влияния на денежно-кредитную и платежную системы // Финансы: теория и практика, 2019. № 4. C. 80–98.
12. Japanese Law Translations [Электронный ресурс] – URL: http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail/?id=3078&vm=02&re=02 (дата обращения 15.05.2022).
13. Лукасевич И. Я. ICO как инструмент финансирования бизнеса: мифы и реальность // Экономика. Налоги. Право, 2018. № 2. С. 41–51.
14. Ручкина Г. Ф., Березин М. Ю., Демченко М. В. И др. Внедрение и практическое применение современных финансовых технологий: законодательное регулирование: монография. – М. : ИНФРА-М,2020. 161 с.
15. ICObench [Электронный ресурс] – URL: https://icobench.com/report (дата обращения 15.05.2022).
16. Криптовалюты: тренды, риски, меры : доклад для общественных консультаций / Банк России [Электронный ресурс] – URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения 15.05.2022).
17. The Cambridge Centre for Alternative Finance. Bitcoin Mining Map [Электронный ресурс] – URL:https://ccaf.io/cbeci/mining_map (дата обращения 15.05.2022).
18. Частные инвесторы вложили в 2021 году в российские ценные бумаги на Московской бирже 1,35 трлн рублей / Московская биржа [Электронный ресурс] – URL: https://www.moex.com/n39552 (дата обращения 15.05.2022).

1 Initial Coins Offering – первичное размещение коинов на финансовом рынке.

 


Наши проекты