Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов: «Мы не работаем по шаблонам, мы их создаем»

A A= A+ 08.02.2016

Система онлайн-приема и обработки займов, которую использует МФО «Мани Фанни», уникальна. Не только из-за того, что ее разработала сама компания, но и из-за применения в ней новейших IT-технологий. Поэтому на рынке эту микрофинансовую организацию часто уважительно называют инновационной МФО

В начале нашей беседы генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов развеял миф о том, что компания вкладывает значительные средства в собственную IT-систему: «Мы не инвестируем средства в IT, потому что мы сами айтишники. Мы живем в современном мире, среди цифровых технологий. У нас есть понимание того, что и как должно выглядеть. И мы свободно это можем реализовать, в отличие от банков и других МФО. Поэтому мы одновременно разработчики и пользователи».

 

— Можно ли утверждать, что «Мани Фанни» – IT-компания, которая работает на микрофинансовом рынке?

— Да, для нас эта отрасль – место, где мы начали пробовать свои возможности. Эксперимент оказался успешным. В чем причина такого результата? Мы не берем пример с других МФО и банков. Мы не работаем по шаблонам, а сами их создаем. В этом наше главное конкурентное преимущество.

Точно так же, обладая нестандартным мышлением, мы разработали (по рекомендованным ЦБ РФ стандартам) регламент выдачи микрозаймов. Фактически это тоже технология. И мы можем заранее предсказать, как это будет работать. Наблюдая за всем микрофинансовым сектором, я могу утверждать: мы можем больше, чем другие.

 

— В одном из интервью в конце 2015 г. вы рассказали о том, что планируете на основе вашей IT-системы создать «облачный» сервис, доступный для других МФО. 

Да, мы сейчас работаем над реализацией данного проекта. Мы считаем, что такой «облачный» сервис облегчит участникам рынка микрофинансирования понимание того, как правильно выдавать займы. Мы намерены сделать максимально доступным этот «продукт». Нам интересны не только деньги, но и сам процесс развития нашей IT-системы. Каждый раз шаг за шагом мы усовершенствуем ее.

 

— В октябре 2015 г. было объявлено о планах по созданию мобильного приложения «Мани Фанни». Когда оно появится на рынке?

— Мы его уже разработали. Сейчас идет процесс тестирования. Первая версия выйдет в конце марта 2016 г. Мы будем его развивать и делать интересным для наших клиентов, чтобы пользователи с его помощью не только могли получать и погашать займы, но и решать множество других задач. Мы планируем сделать его интерактивным и добавить в него различные сервисы. Сейчас мы разработали оболочку, чтобы все привыкли к ней. А затем мы будем ее улучшать и внедрять в нее нестандартные решения.

 

— А какие сервисы вы планируете интегрировать в это приложение?

— Например, «напоминалки» о различных регулярных ежемесячных платежах. Таким образом, мы еще и финансовую грамотность у пользователей нашего приложения повышаем, чтобы они вовремя исполняли свои финансовые обязательства. Как говорится, долг платежом красен. Это один из будущих сервисов, будут и другие. И все эти опции в нашем приложении будут бесплатными.

 

— При работе с просроченной задолженностью вы привлекаете внешних коллекторов или используете внутренние ресурсы – штатных сотрудников? 

— Что касается коллекторских агентств, то сейчас мы не сотрудничаем с ними, так как наш опыт показывает, что большинство из них работают не в интересах заказчика, не на результат, а ради своего заработка. Такой подход создает для нас значительные репутационные риски, поскольку существует вероятность, что коллекторы будут «выбивать» долги из наших клиентов неправомерными и агрессивными способами.

 

— А как вы тогда решаете проблему возврата долгов?

— К каждому должнику мы применяем индивидуальный подход. Каждый из кредитных менеджеров следит за своей группой заемщиков. Хотя у нас онлайн-выдача займов, но чтобы получить в первый раз деньги, нужно прийти к нам в отделение и пройти процедуру – условно назовем ее «визуальный скоринг». Онлайн-общение – это хорошо, но для дальнейших действий. А в первый раз хотелось бы увидеть человека, просто пообщаться с ним. Мы не задаем потенциальному заемщику никаких специальных вопросов, просто наблюдаем за его поведением в незнакомой для него обстановке.

Должникам нужно помогать находить выход из той «долговой ямы», в которую они попали. Давать им понять, что то, о чем они думают – это ошибочное мнение. Направлять их мысли в правильное русло и тем самым способствовать их избавлению от просроченной задолженности. Как говорится, берешь в долг чужие деньги, а отдаешь – свои.

 

— Вы проводите воспитательную работу с должниками?

— Фактически это так. С должниками мы работаем сами. Самое важное – людей нужно обучить финансовой грамотности и дать понять, что долги нужно отдавать.

На сегодняшний день у нас уровень просрочки 15–18%. Эти те люди, которые испугались созданной ими самими же ситуации и на какое-то время «потерялись». Даже после вынесения судебных решений они не реагируют на приставов. Хотя и в этой категории должников есть те, кто все же сам приходит к нам и возвращает долги.

 

— Планируете ли вы в 2016 г. развивать сеть своих отделений?

— Сейчас все уходит в онлайн, но мое первоочередное желание – видеть заемщика вживую – остается неизменным. Мы можем, в принципе, всегда авторизовать клиента, заключить с ним договор о том, что мы предоставляем электронно-цифровую подпись, и в следующий раз он может брать займы, не приходя к нам в офис. Потому что мы его знаем. Что касается отделений, то мы планируем открывать новые, но как авторизационные центры, где мы будем идентифицировать клиентов.

Мы намерены в каждом городе открыть как минимум по одному отделению. Начнем с городов-миллионеров. Все не охватишь. Чем больше распыляешься и больше открываешь «точек» – тем заметнее ухудшается качество обслуживания. Поэтому мы не спешим никуда. Время еще есть. Мы будем поступательно развиваться. У нас нет цели сразу открыть миллион «точек», чтобы они приносили колоссальную прибыль. Мы работаем не только ради прибыли…

 — А ради чего?

— Мы хотим принести что-то новое в общество. Взглянуть по-новому на финансовую систему, так как считаем, что ее современное состояние нуждается в значительных изменениях. Думаю, что если любой человек об этом задумается, то согласится с нами. Созданная нами бизнес-модель генерирует стабильный и постоянный доход. Нам интересно то, чем мы занимаемся. Человек должен жить ради какой-то миссии. Но не для зарабатывания денег, а для того, чтобы посвятить себя любимому делу. И чтобы оно приносило обществу какую-то пользу.


Наши проекты