Мир пережил очередную встряску, ожидая решения американского Конгресса по повышению потолка госдолга США и утверждению либо отклонению бюджета на новый финансовый год, начинающийся в октябре. В итоге было принято промежуточное решение, "приподнимающее" долговой потолок и позволяющее правительству работать до января.
Каждый раз, когда американская администрация упирается в этот потолок, начинается активнейшее обсуждение того, случится ли в США дефолт и что в этом случае произойдет с мировой экономикой. При этом практически все уверены в том, что решение будет найдено, так как реальные неплатежи даже на непродолжительное время привели бы к потере доверия к доллару и ударили бы по самой американской экономике никак не меньше, чем по другим.
Первопричиной этой ситуации с бюджетом и долгом принято считать острую конкуренцию демократов и республиканцев. Через год состоятся выборы в Конгресс США, и подготовка к выборам уже идет полным ходом. В рамках этой кампании, но под благовидным предлогом снижения дефицита республиканцы хотели "подрезать" программу медицинского страхования, в свое время продавленную администрацией Обамы, и без этого грозили отклонить бюджет. До достижения договоренности правительство вынужденно было на время оставить без работы 800 тыс. государственных служащих. Барак Обама смог воспользоваться этим, чтобы продемонстрировать публике безответственность позиции республиканцев и перетянуть общественное мнение на свою сторону.
Но у этой истории есть и более глубокие корни, а значит, потенциально она может иметь действительно серьезные последствия. Суть спора — величина дефицита федерального бюджета, которую могут позволить себе США. Средний дефицит бюджета за 2001-2007 годы составил 3% ВВП, затем поднялся до 12,9% в 2009 году, за 2010-2012 годы снизился до средних 6,9% ВВП, а в 2013 году, после "фискального обрыва", составит 5,8% ВВП. Но при экономическом росте в прошлом году на уровне 2,8% ВВП, в текущем — около 2% и ожидаемом росте в ближайшие три года около 2,5% дефицит более 3% ВВП для США непозволителен. Нынешний же дефицит означает, что долг США накапливается со скоростью примерно $1 трлн в год. Его величина превысила на прошлой неделе $17 трлн и уже составляет около 106% ВВП.
Сам по себе такой большой долг в случае с США не представляет в данный момент такой опасности, как это было бы в любой другой стране. Во-первых, весь долг США номинирован в долларах, и страна сама их печатает. Во-вторых, примерно 25% этого долга составляют взаимные обязательства государственных структур самих США. Однако настоящую опасность представляет дальнейшее увеличение долга такими темпами.
С 2006 года долг вырос с $8,8 трлн до $17,7 трлн, то есть удвоился. Сохранение темпа его увеличения чревато для судьбы самого доллара. Печатание денег, которое все так критикуют, увеличило объем денег в экономике всего на $3 трлн, денежная масса за этот период росла обычными темпами — около 10% ежегодно,— и инфляция не вызывала большого беспокойства. При этом печатание происходит за счет скупки казначейских и ипотечных облигаций. Эти деньги можно без особых проблем изъять из экономики, продав эти же облигации. А вот с госдолгом ситуация сложнее: если американскому правительству придется погашать долги за счет денежной накачки, доллар может сильно потерять в весе. И именно поэтому дефицит бюджета нужно сокращать.
Да, та форма, в которой республиканцы попытались надавить на администрацию демократов, привела рынки в весьма нервное состояние и в конечном счете стала причиной осуждения этой политики. При этом по экономической сути они действуют в правильном направлении, в интересах как самих США, так и всей мировой экономики. Политическая конкуренция, обеспеченная в США двухпартийной системой, работает на сдерживание принятия и реализации популистских решений. Серьезно притормозить опасный рост долга пока не удалось. Однако можно надеяться на то, что реальные демократические противовесы сработают на следующих стадиях.