Многоуровневое применение рискориентированного подхода выступает
базисом построения эффективной антиотмывочной системы. Неслучайно
основополагающая 1-я рекомендация Группы разработки финансовых мер
борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) посвящена именно вопросам выявле-
ния, оценки рисков, выработки адекватных мер по их снижению и соот-
ветствующему распределению ресурсов. Рискориентированный подход
(РОП) как базовый принцип функционирования национальной системы
противодействия отмыванию (легализации) преступных доходов и финан-
сированию терроризма (ПОД/ФТ) должен быть реализован практически на
всех уровнях и во всех ее подсистемах, в том числе в надзорной деятель-
ности, работе финансовых организаций в антиотмывочном контуре. Если
говорить о национальной оценке рисков (НОР), это скоординированный
процесс, по итогам которого вырабатываются параметры государственной
политики в сфере ПОД/ФТ, а также меры межведомственного характера по
снижению рисков. Знание основ методологии, алгоритма проведения НОР,
ключевых положений международных рекомендаций и руководящих доку-
ментов ФАТФ, а также основных результатов национальной оценки рисков
становится важным условием формирования целостного представления о
механизмах функционирования национальной антиотмывочной системы,
ее целей и задач. Результаты НОР способствуют комплексному пониманию
механизмов функционирования теневого сектора экономики, и в этой
связи представляют интерес для довольно широкой аудитории экспертов
и аналитиков, в том числе не имеющих непосредственного отношения к
работе в системе ПОД/ФТ.
Целью настоящей статьи выступает рассмотрение основ методологии оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов на национальном уровне, а также ключевых аспектов правоприменительной практики. В статье дается обзор результатов НОР, проведенной в 2021–2022 гг., анализ ключевых трендов в сфере легализации преступных доходов.
Поставленная цель предполагает решение основных задач:
■ рассмотреть требования международных стандартов и руководящих документов по оценке рисков ОД и ФТ, зарубежной и российской практики проведения НОР, механизмы доведения информации об итогах НОР до субъектов первичного финансового мониторинга;
■ определить ключевые закономерности организации теневых схем в кредитно-финансовой сфере.
В 2021 г. в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был внесен ряд значимых изменений, касающихся применения рискориентированного подхода, в том числе впервые на уровне нормативного правового акта закреплено понятие национальной оценки рисков как деятельности, организуемой уполномоченным органом (Росфинмониторингом) во взаимодействии с государственными органами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, СРО аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОД и ФТ), по выработке мер для минимизации указанных рисков.
Понимание рисков ОД и ФТ формировалось и развивалось с начала функционирования российской антиотмывочной системы. Первая оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма на национальном уровне была проведена в 2018 г., по ее результатам было выделено 5 основных зон риска: финансирование терроризма, бюджетная сфера, коррупция, незаконный оборот наркотиков и кредитно-финансовая сфера, – а также ряд секторальных и инструментальных рисков, структурированных по уровням – высокий, повышенный, умеренный и низкий [4].
В 2021–2022 гг. результаты НОР актуализированы, были подготовлены 2 отчета отдельно по тематике легализации преступных доходов и финансирования терроризма1. Для обеспечения достоверности результатов к этому процессу был привлечен