В статье рассматриваются различные подходы к переформатированию глобальной валютно-финансовой системы и созданию новой платежно-расчетной инфраструктуры в условиях начавшихся процессов пересмотра существующего миропорядка и перехода к многополярному миру. Представлена модель экосистемы, предполагающей использование построенной на принципах децентрализации фрактальной монетарной сети со специальными международными трансакционными расчетными единицами (токенами).
Банковско-финансовый сектор – кризис доверия
Многие специалисты видят главнымв направлением достижения успеха в создании новой меж ду народной рас четно-п латеж ной инфраструктуры обеспечение ее независимости от банков и политически обусловленного вмешательства третьих стран. Создание такой инфраструкткры возможно на основе использования специальных международных трансакционных расчетных единиц, структурированных для нивелирования потенциальны х негативны х последствий са нк ционны х ограничений доступа к международной платежно-расчетной инфраструктуре и неконтролируемой эмиссии фиатных валют третьими странами. Новая децентрализованная международная платежно-финансовая экосистема (framework) должна решить существующую проблему отсутствия доверия в отношении стоимостных оценок и расчетов по торговым сделкам и операциям с инвестиционным капита лом, которые в настоящее время номинированы и обрабатываются с помощью централизованных денежных инструментов, таких как национальная валюта, или международных платежных систем, подобных SWIFT. События февраля 2022 г. обнажили давно назрева вший глоба л ьный кризис довери я к фиатным ва лютам, расчетным и платежным системам, институциональному арбитражному механизму, национальным и международным банкам, структурам и институтам рынков капитала. Между тем доверие – самая важная ценность в экономическом мире. Оно сдела ло возможным кредитование и создало условия для роста благосостояния в древних центрах торговл и, европейск и х торговы х города х и современных экономических чудес, таких как Гонконг, Сингапур и Дубай. Именно доверие помогло добиться существенного роста благосостояния после окончания холодной войны, но злоупотребление им со стороны западных держав во главе с США спровоцировало кризис доверия, разорвавший существующие финансовые и экономические сети. Страны глоба льного Юга с большим недоверием наблюдают за беспрецедентными финансовыми и экономическими санкциями, введенными, в частности, против России, Ирана, Кубы и Китая, и подчеркивают необходимость восстановления доверия, которого требуют справедливая международная торговля и потоки капитала. Наблюдаемые тенденции деглоба лизации привели к быстрому увеличению использования местных валют для расчетов в двусторонней торговле. Однако большинство фиатных валют, задействованных в таких трансакциях, подлежат валютному контролю со стороны национальных регуляторов и и меют ограниченное обращение за пределами странэмитентов. Часто это сочетается с отсутствием надежных каналов обращения для создания добавочной стоимости, что приводит к дефициту ликвидности, конвертируемости и юридической ясности в отношении того, как и куда их можно инвестировать в дальнейшем. Глобальная экономика функционирова ла и расширялась в течение последних нескольких десятилетий, полагаясь на единую мировую ва люту для своих торговых, кредитных и инвестиционных нужд. Проис ход я ща я в настоящее время смена парадигмы стимулирует поиск функциональной замены мировой валюте, которую можно было бы встроить в существующую финансовую инфраструктуру с минимальными нарушениями. К сожалению, ни один из нынешних претендентов на лидерство в глобальной экономике не может или не хочет в полной мере взять на себя эту роль в связи с рядом понятных и объективных причин. Учитывая несовпадение интересов, надежды на последовательную координацию торговой политики между странами глобального Юга остаются слабыми. Поэтому необходимо создание новой современной международной платежно-финансовой системы, которая не завязана на сотрудничество отдельных стран и может использоваться в рамка х с у ществу ющей монетарной инфраструктуры с добавлением таких современных элементов, как электронные платежные системы, торговое финансирование, кредитные операции и банкинг с частичным резервированием.
Дизайн новой экосистемы Модель может базироваться:
■ на концепции Бреттон-Вудс III, изложенной Золтаном Позжаром [1];
■ международном праве, включая Будапештскую конвенцию 1980 г.;
■ децентрализованных решениях, основанных на принципе BFT (By za nw ne Fau lt Tolerance, или «Проблемы византийских генералов»), с использованием консенсуса Proofof-St a ke (модел ь консенс уса Proof-of-St a ke используется для решения проблемы двойного списания, описанной С. Накамото [2]);
■ свободном сотрудни честве различны х экономически х агентов в разных странах и юрисдикциях. Новая экосистема предполагает использование новой фрактальной сети со специальными между народными трансакционными расчетными единицами (токенами), структурированными для нивелирования потенциальных негативных последствий неконтролируемой эмиссии фиатных валют. Это достигается за счет использования корзины базовых а к тивов, содержа щи х в пропорциона л ьны х долях местные валюты и золото. Таким образом, состав каждого токена сети инвариантен при изменении масштаба по узлам фрактальной сети.
Как работает система UNIT
На рис. 1 представлена схема работы система UNIT.
Источник: составлено авторами.
Последовательность работы системы UNIT:
■ токены UNIT эмитируются после депонирования золота и активов в авторизованном узле UNIT;
■ эмитированные токены UNIT продаются в узлах сети или на открытых биржах цифровых активов;
■ экспортеры предлагают свои товары за токены UNIT – по сути, золотой эквивалент цены товара;
■ импортеры платят токенами UNIT через сеть UNIT или любую открытую платежную систему;
■ правительства могу т выпускать токены UNIT для обеспечения компаний средством платежа;
■ имеются специальные биржевые площадки для торговли сырьем, товарами и операций с капиталом в UNIT;
■ UNIT становится валютой для планирования, фондирования инвестиций и создания резервов. Новые токены сети могут быть выпущены при условии внесения отражающих тек ущую стоимость базовой корзины активов на уровне узла без необходимости в специальном централизованном органе – эмитенте или координации политики между эмитентами фиатных валют. Таким образом, уникальность и эффективность экосистемы будет основываться:
1) насобственной фрактальной сети , построенной на принципах децентрализации. Такая сеть построена на основе фрактальной математики, широко описанной Мандельбротом [3], каждый узел фрактальной сети предс та вл яе т собой уменьшенную копию всей сети;
2) синхронизации между онлайн-узлами и офлайн-хабами;
3) возможности создания собственной товарной и фондовой биржи;
4) кастодиальных услугах, оказываемых специальной международной организацией, наделенной международной правосубъектностью. Участники рынка мог у т использовать токены сети для ценообразования и взаимных расчетов в трансграничной торговле товарами и услугами, а также для накопления капитала и инвестиций. Диза йн экосистемы дол жен подчин яться заранее установленным принципам развития и простым правилам управления, отраженным в кодексе (Rulebook). Новые узлы сети мог у т создаваться и добавл яться на основе консенсуса существующих узлов фрактальной сети, причем каждый новый узел должен так же содержать масштабированн у ю копию первоначального. Фрактальная единица сети (токены) ка к международная расчетная единица представл яет собой дол ю корзины базовых активов сети, состоящую из золота и локальных валют, где пропорциональная стоимостная реплика корзины находится на обеспечительном хранении (custody) в каждом узле сети. Новые токены сети могут быть выпущены на уровне узла сети без необходимости авторизации в центральном органе – эмитенте или какой-либо координации между эмитентами базовых ва лют, используемых дл я эмиссии. Эмиссия новых единиц производится пу тем обмена масштабированной реплики базовой корзины на новые токены и совместного с остальной частью экосистемы использования обновленного количества выпущенных токенов. Владение репликой базовой корзины на уровне узла идентично владению долей базовой корзины на уровне экосистемы. Целостность та кой децентра л изова н ной экосистемы сохраняется через привязку стоимости каждого компонента базовой корзины к золоту. Основной выгодой для участников становится преобразование неликвидных компонентов в ликвидное целое с прозрачной стоимостью. Устойчивость подобной фрактальной экосистемы обеспечивается прозрачностью структуры и ценообразованием базовой корзины в золоте, отсутствием необходимости в центральном органе – эмитенте и возможностью относительно легко запускать новые узлы в новых юрисдикциях. По базовым компонентам нет постоянно фиксированных соотношений, за исключением дву х условий, проверяемы х в момент эмиссии дополнительных фрактальных единиц: требования по содержанию золота (40%) и максимума по любому другому компоненту корзины (30%), оцениваемому в золоте. Новые токены могут быть созданы по мере необходимости в любое время после доставки базовых компонентов на узел сети. Структура и стоимость каждого компонента базовой корзины, измеряемой в золоте, прозрачны и общедоступны. Этот подход сводит к миним ум у затраты, связанные с хранением и перемещением значительных материальных запасов, в соответствии с моделью Блэка [4]. UNIT – альтернативная цифровая экосистема, но в настоящее время работают и другие цифровые экосистемы (табл. 1).
Таблица 1
Действующие цифровые экосистемы и альтернативная цифровая экосистема UNIT: важнейшие характеристики
* Типичный пример сотрудничества в рамках системы МВФ. Также в этом направлении работают: Франция и Швейцария совместно с BIS (Jura); Австралия, Сингапур, Малайзия и ЮАР (Danbar); Израиль и Гонконг совместно с BIS (Sela); Израиль, Норвегия и Швеция совместно с BIS (Icebreaker); Франция, Швейцария и Сингапур совместно с BIS (Mariana); Франция и Сингапур (Onyx); Великобритания совместно с BIS (Rosalinda); Гонконг совместно с BIS (Aurum); Швейцария совместно с BIS (Helvetia); Канада, Великобритания и Сингапур (Jasper); Саудовская Аравия и ОАЭ (Aber); еврозона, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд (Nexus); США и Сингапур (Cedar). Источник: составлено авторами.
Основные компоненты новой экосистемы
Экосистема на основе принципов децентрализации способна увеличить свою доступность и устойчивость за счет дополнительных узлов для повышения масштабируемости и снижения трансакционных издержек. Ее основные элементы включают в себя:
■ узел, выступающий в качестве онлайнэлемента, связанного с физическим (автономным) хабом, содержащим пропорциона л ьно идентичную корзину базовых активов, включая золото и фиатные валюты, которая следует заранее установленным принципам и простым правилам управления. Новые узлы могут быть добавлены по согласованию между существующими узлами в сети, и каждый новый узел содержит по определению пропорциона льно идентичную корзину активов;
■ дополнительные элементы экосистемы, которые могут быть добавлены по мере развития сети, включая, помимо прочего, товарно-сырьевую биржу, а также фондовую биржу с целью облегчения использования токенов в качестве механизма определения цены и оплаты для глобальной торговли и трансакций на рынке капитала;
■ токен , являющийся трансакционной единицей, представляющий собой пропорциональную долю корзины базовых активов на основе общих принципов, определенных, разработанных и контролируемых кастоди. Каждый токен – это фундаментальный нативный актив экосистемы, и его фу нкциона льность доступна для всех учетных записей сети. Каждый токен представляет собой взаимозаменяемый (fungible) цифровой актив, который может быть использован:
■ для ценообразования и расчетов по торговым сделкам и операциям с капиталом;
■ платежей системе за обработку внутрисетевых трансакций и хранение данных;
■ запуска узла проверки как части сети с целью участия в процессе стейкинга;
■ принятия решения о распределении сетевых ресурсов и процессах управления сетью. Кастоди действует как независимый аудитор, осуществляющий свою деятельность на принципах международного права и не находящийся под управлением какого-либо национального валютного регулятора или аналогичной структуры. Структура экосистемы предполагает аудит физических узлов, где будет храниться физическое золото, используемое в рамках структуры.
Фрактальная монетарная сеть должна включать в себя следующие ключевые компоненты.
1. Прозрачный механизм определения стоимости каждого компонента базовой корзины в золотом выражении. Предпочтительно иметь несколько входных данных для каждого компонента, поскольк у на стоимость в золотом эквива ленте в разных точка х сбора информации могут влиять различия в местном режиме регулирования, затраты на логистику и наличие или отсутствие вспомогательной инфраструктуры.
2. Распределенное безопасное хранение золота, которое может быть или не быть напрямую связано с точками ценообразования в золотом эквиваленте. По мере создания новых токенов дополнительное золото, хранящееся на узлах, будет распределяться по защищенной сети хранения.
3. Узлы, основная роль которых заключается в приеме активов, реплицирующих структуру корзины, и выдаче взамен новых токенов. Узлы обеспечивают целостность системы и в идеале должны располагаться в дружественных юрисдикциях и быть связанными с физическим (автономным) хабом с адекватной логистикой и достаточной инфраструктурой. Узлы коммуницируют текущую структуру корзины друг другу и в публичное информационное пространство, сохраняя целостность сети и обеспечивая прозрачное ценообразование токенов. Ключевым механизмом обеспечения целостности предлагаемой системы международных расчетов является голосование квалифицированным большинством голосов узлов системы пропорциона льно стоимости ранее выпущенных соответствующим узлом токенов. Любые необходимые изменения в согласованных правилах и положениях, а так же эволюция базовой корзины могут быть введены и реализованы в будущем с помощью этого механизма достижения консенсуса. Для подключен и платежных систем и контрагентов из дружественных России государств в дополнение к глобальной независимой платежной инфраструктуре потребуется создать новый расчетно-клиринговый центр на базе кредитного у чреждения со статусом, приемлемым как дл я дру жественных, так и недру жественных стран. Этот фина нсовый институт должен обладать между народным статусом и быть де-факто подконтролен Правительству России. По завершении первоначальной настройки и первичной эволюции сети как эффективной торгово-расчетной системы к ней могут быть добавлены специальные узлы, включая собственную товарно-сырьевую и фондовую биржу.
Альтернатива монополии МВФ
Предлагаемая экосистема представляе т собой основанную на принципах децентрализации альтернативу монополии МВФ, который, несмотря на свой многонациональный мандат, продвигает доллар США в качестве валюты-гегемона для обслуживания международной торговли и потоков капитала. Основное назначение экосистемы – поддерж ка и ра зви т ие товарных и денежных потоков от мировой торговли и движения инвестиционного капитала, которые сейчас на ходятся под у грозой несправедливых политически мотивированных ограничений, налагаемых прямо или косвенно посредством санкций или потенциально – путем объявленной замены доллара США его цифровой версией (цифровой валютой центрального банка). Новая экосистема призвана обеспечивать соблюдение принципов прозрачности и регулируемости, а ее главной целью должно быть увеличение торгового оборота и, соответственно, таможенных и налоговых платежей, как и притока инвестиций в экономик у России без использования дол ларовой инфраструктуры. Рост торговых оборотов в новой глобальной экосистеме создаст достаточную ликвидность для кредитования и инвестиций начина я с выпуска суверенного долга и корпоративных облигаций компаний-экспортеров, работающих с платежно-расчетным и единицам и экосистемы. Для многих российских компаний это сможет компенсировать отсутствие зарубежных инвестиций, поступавших почти исключительно с западных рынков капитала. В дальнейшем ликвидность может расти за счет открытого обменного рынка между платежно-расчетным и единицам и экосистемы и валютами другихстран, торговый оборот которых для расчетов невозможен из-за санкционных ограничений. Хронический дефицит, проводима я ру ководством финансовых институтов США и Евросоюза бесконтрольная эмиссия и сопутствующая этому инфляци я будут постоянно снижать привлекательность этих валют для инвестиций. На определенном этапе развития предлагаемая экосистема станет полноценной функциональной альтернативой подконтрольной США финансовой системе МВФ, чему будет способствовать создание целевых квазисуверенных инвестиционных фондов, работающих в новой экосистеме с ее расчетными единицами. Создание таких фондов для отдельных стран и регионов, например, в Африке или Латинской Америке, может быть реализовано под контролем Правительства РФ и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Риски и угрозы
Было бы недальновидно полагать, что масштабирование новой системы трансграничных платежей, если ее запуск и апробация в пилотном режиме окажутся успешными и она будет набирать обороты, сужая тем самым долларовый рынок, останется без внимания со стороны валютных властей США и не вызовет тех или иных мер противодействия – прямого или опосредованного – через участников системы. Поэтому уже на этапе разработки альтернативных существующим систем международных расчетов любой конфигу рации надо исходить из того, что риски введения санкций против их участников по-прежнему останутся высокими и для их снижения необходимо заблаговременно позаботиться о превентивных мерах. При этом не следует сбрасывать со счетов и реальную возможность новых санкций ко всем без исключения участникам новой системы, включая непосредственно сформированные или выбранные технологические платформы. В этом плане важное значение имеет выбор партнеров – они должны быть в равной степени независимы, компетентны и авторитетны для всех участников, которые будут пользоваться новой системой трансграничных расчетов. Между тем сохраняющаяся токсичность для существенного сегмента мирового финансового рынка любого института в российской юрисдикции – даже если речь идет о финансовых институтах с наднациональным статусом – таких как банки бывшего СЭВ или Межгосударственный банк – в обозримом будущем вряд ли исчезнет, поскольку приходится констатировать девальвацию и норм международного права, и возможностей наднациональных институтов, включая ООН. Наконец, надо понимать, что одного только создания платежных механизмов, обходящих западные санкции и гарантирующих безопасность международных платежей, еще недостаточно: спектр законодательных и административных барьеров со стороны недружественных государств существенно шире, а их последствия в состоянии нивелировать ощутимые преимущества независимой системы международных расчетов.
Таблица 2
UNIT как единственная практическая альтернатива международных расчетов для России
Источник: составлено авторами.
Дорожная карта НПС БРИКС Пэй
Исходя из этих позиций по меньшей мере диск уссионными – а порой и архаичными – представляются контуры Дорожной карты формирования Новой международной платежной системы (НМПС), обозначенные участниками Рабочей группы по финансовым услугам НПС БРИКС Пэй [5].
На наш взгляд, несмотря на продолжительные усилия этой группы, контуры НПС остаются в значительной степени размытыми. Отсутствует какой-либо план поэтапной работы с определением сроков и исполнителей – или хотя бы согласованная базовая модель НМПС. Это оставляет Дорожную карту в ее нынешнем виде непригодной для целенаправленной работы по созданию в обозримом будущем платежной системы, в полной мере отвечающей современным реалиям. Вероятно, здесь сказа лись разные точки зрения и различные подходы экспертного сообщества, привлеченного под эгидой международного интеграционного объединения к решению поставленных задач. Отталкиваясь от очевидного тезиса о том, что альтернативная система трансграничных платежей и расчетов должна соответствовать реалиям многополярного мира, а следовательно, в ее основе должна лежать децентрализованная сеть равнозначных по статусу финансовых у чреждений, авторы Дорожной карты тем не менее оставляют в ее структуре ключевые элементы действующей системы – механизмы МВФ и доллар США. Остается непонятным и наполнение новой счетной единицы (НСЕ). При этом, хотя сама система квалифицируется как инновационна я, практическое использование цифровых технологий предусмотрено лишь в перспективе.
В центре НМПС, по представлениям авторов, дол ж ны на ходиться такие институты, как МБЭС, ЕАБР и НБР. Возникают вопросы: насколько эти институты и такая гибридная конструкция приемлемы глобально? Будет ли она жизнеспособна в принципе? И почему предлагается стартовать с ограниченного решением локальной задачи проекта эмиссии «пластиковых денег» БРИКС? Насколько это существенно в контексте стратегической задачи создания независимой платежно-расчетной с ис тем ы, обс лу ж и ва ющей меж ду народ н ы й торгово-экономический оборот?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как бы то ни было, продвигаться в направлении создания независимой расчетно-платежной инфраструктуры объективно необходимо – а быть жизнеспособной и эффективно противостоять са нк ционном у да влению может только такая система, которая в равной степени безопасна, выгодна и комфортна как для России, так и для остальных ее участников. Такая система может стать одним из инстру ментов, возмож ности использования которых Банк России рассматривает в качестве к л ючевы х на пра влений своей работы: «Банк России совместно с заинтересованными государственными органами и участниками финансового рынка разрабатывает условия дл я тестирования использования цифровых прав и цифровых валют в международных расчетах в рамках экспериментального правового режима. При этом указанные инструменты будут использоваться в качестве средства платежа только при осуществлении внешнеэкономической деятельности» [6].
Насколько известно авторам, разработанная в России и продвигаемая по линии Международного научно-исследовательского института проблем управления (IRIAS) новая монетарная экосистема UNIT в настоящее время проходит регуляторную, юридическую и техническую экспертизу. Пра вительство и Центробанк обсуждают вопрос о введении эксперимента льного правового режима в сфере цифровых финансовых инноваций, необходимого для эксплуатации новой расчетно-платежной экосистемы в пилотном формате.
Поддержка Правительства России позволит в сжатые сроки обеспечить для российского бизнеса и его партнеров в других странах на дежный и экономически выгодный канал трансграничных платежей и прямых инвестиций, а та к же создать евразийскую биржу с котировками природных ресурсов и финансовых активов в новых расчетно-платежных единицах без привязки к долларовой инфраструктуре.
Список литературы
1. Pozsar Z. Bretton Woods III // Credit Suisse Economics, 7 March 2022.
2. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. 2008 [Электронный ресурс]. – URL: www.bitcoin.org.
3. Mandelbrot Benoit B. The fractal geometry of nature. – Macmillan, 1983.
4. Black F. Business Cycles and Equilibrium, Updated Edition. – Wiley, 2010.
5. Южноафриканский вклад в валютно-финансовую повестку БРИКС // Евразийский финансово-экономический вестник. 2023. № 2.
6. Проект Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (одобрен Советом директоров Банка России).