Статья посвящена анализу преимуществ и возможно-
стей, которые появляются у финансовых организаций
в связи с проведением эксперимента по установлению
специального регулирования в целях создания необ-
ходимых условий для осуществления деятельности по
партнерскому финансированию в отдельных субъек-
тах Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 г. стартовал эксперимент по партнерскому финансированию, который продлится два года, а затем в 2025 г. будет осуществлена оценка успешности проведенного эксперимента и необходимости имплементации специального регулирования в законодательство Российской Федерации.
На данном этапе регулирование партнерского финансирования в России основывается на Федеральном законе от 04.08.2023
№ 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 417-ФЗ) и общегражданских норма х, которые создали новые возможности для финансовых организаций и их клиентов. Под этими возможностями следует рассматривать расширение продуктовой линейки, поскольку финансовые организации смогут предложить клиентам новые продукты. Закон № 417-ФЗ предусматривает следующие сделки партнерского финансирования:
■ предоста вление рассрочки (отсрочки) платежа по договору купли-продажи;
■ предоставление беспроцентных денежных займов.
Указанные сделки (операции) не являются чем-то новым для российского права и достаточно полно регулируются общегражданским законодательством, однако возможность их совершения финансовыми организациями через так называемые партнерские окна может быть востребована как гражданами, исповедующими ислам, так и остальными клиентами, если они увидят очевидные преимущества таких продуктов перед традиционными продуктами финансовых организаций.
Кредитные организации, микрофинансовые компании и кредитные потребительские кооперативы профильным законодательством ограничены в совершении торговых операций, к которым отнесены сделки купли-продажи. Тем самым за счет участия в эксперименте данные финансовые организации вправе расширить свою правоспособность и включить в продуктовые линейки торговые операции на условиях рассрочки платежа.
Но непосредственно выступить продавцом в подобных сделках смогут преимущественно финансовые организации, у которых сформирована экосистема, иначе такие договоры повлекут для финансовых организаций дополнительные расходы и риски, связанные в том числе с соблюдением законодательства в области защиты прав потребителя.
Решением данной проблемы может стать более широкое проникновение участников экспериментов в сегмент сервисов рассрочек по агентской модели (BNPL-сервисы) [1], которые стали совершенно новым явлением для России. Эти операции сходны с потребительскими кредитами (займами) на приобретение товаров (работ, услуг), но получают широкую популярность в иностранных юрисдикциях и в России благодаря их совершению на торговых интернет-площадках.
Удобный и быстрый способ приобретения товара с небольшой переплатой не только существенно увеличивает оборот сделок купли-продажи на таких площадках, но и предусматривает относительно небольшое вознаграждение за рассрочку платежа с покупателя и (или) продавца. При этом наибольшей популярностью пользуется финансирование, которое не предполагает проверки кредитной истории покупателя.Безусловно, классические механизмы партнерского финансирования предусматривают переход права собственности на товар к организации партнерского финансирования, которая в последующем предоставляет рассрочку платежа. Однако формулировки Закона № 417-ФЗ не позволяют однозначно говорить об обязательности представленного выше алгоритма, тем самым участники эксперимента смог у т совершать операции партнерского финансирования с использованием а гентской схемы, характерной для BNPL-сервисов.
Единс твенным ограничением с танет норма Закона № 417-ФЗ о запрете на взимание с клиента вознаграждения в виде процентной ставки. Другой операцией партнерского финансирования, которая также может стать новой возможностью для финансовых организаций, являются беспроцентные займы, предоставляемые в рамках партнерского финансирования. Данные сделки предполагают замену вознаграждения в виде процента на иной механизм (фиксированный платеж, дополнительную комиссию или обязательный взнос).
В то же время преимуществ, кроме маркетинговых, для кредитора не так много при использовании этого вида сделок. Однако
клиент, который осуществляет выбор заемного продукта на более длительный срок и при этом не планирует осуществлять досрочное полное или частичное погашение, скорее всего, предпочтет беспроцентный заем.
Совершение таких сделок допускалось и ранее по правилам Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ), однако отсутствие процентного дохода компенсировалось либо наценкой продавца товара, которая уплачивалась в пользу финансовой организации в виде комиссии, либо иным вознаграждением, но не в виде процентов по договору, что могло быть квалифицированно как ненадлежащая практика «камуфлирования» процентов за пользование потребительским кредитом (займом).
Такая позиция возникала при анализе нормы ч. 19 ст. 7 Закона № 353-ФЗ. Теперь же Закон № 417-ФЗ однозначно определил, что в беспроцентном займе участника эксперимента допускается вознаграждение, но не в виде процентного дохода.
Кроме того, следует рассмотреть возможность выделения специальной категории полной стоимости потребительского займа
(далее – ПСК) для данных сделок в случае их существенного роста. Иначе включение таких беспроцентных займов в уже существующие категории ПСК может привести к искажению данного показателя.
Дополнительно необходимо отметить, что Закон № 353-ФЗ ограничивает круг лиц, которые вправе заключать договоры потребительского кредита (займа) с гражданами на потребительские цели, в том числе обеспеченные недвижимым имуществом. Законопроект не предусматривает поправки в указанный Федеральный закон. Участники эксперимента, не наделенные правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, не вправе заключать соответствующие договоры. Тем самым для участников эксперимента, не являющихся финансовыми организациями, такой инструмент будет возможен только в отношении клиентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Еще одна возможность для финансовых организаций – это включение материнского (семейного) капитала в механизмы исполнения сделок партнерского финансирования. Сделки для граждан с недвижимым имуществом в кредитных организациях приобретают особое значение, поскольку при их исполнении можно будет использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, как если бы данные средства использовались для возврата заемных средств при приобретении недвижимости.
Таким образом, для финансовых организаций предусмотрено существенное расширение продуктовой линейки за счет сделок
партнерского финансирования, что позволит привлечь новых клиентов, удовлетворить спрос граждан. При этом установленное регулирование не создает финансовым организациям каких-то существенных барьеров для участия в эксперименте.
Для приобретения статуса участника эксперимента согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 417-ФЗ финансовой организации необходимо иметь место нахождения и (или) филиал в регионе, отнесенном к территории проведения эксперимента. Для кредитной организации требование еще лояльнее – достаточно на территории проведения эксперимента открыть внутреннее структурное подразделение в порядке, установленном налоговым законодательством.
При этом Закон № 417-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право участников эксперимента на оказание услуг по партнерскому финансированию в рамках эксперимента лицам (контрагентам участников эксперимента), зарегистрированным (проживающим) на территориях, не являющихся территорией проведения эксперимента, а также положений, обязывающих участников эксперимента осуществлять деятельность по партнерскому финансированию исключительно на территории проведения эксперимента.
Кроме того, надзорными полномочиями наделен Банк России, тем самым интенсивность надзора при приобретении финансовой организацией статуса участника эксперимента существенно не изменится.
По результатам проведения эксперимента, вероятнее всего, в законодательстве будут реализованы наиболее эффективные и недостающие инструменты защиты прав и интересов потребителей услуг партнерского финансирования.
Вместе с тем уже сейчас можно предположить, что сделки партнерского финансирования, которые будут осуществляться участниками эксперимента, прямо не указаны в Федеральном законе от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон № 123-ФЗ). В целях исключения регуляторного арбитража и недопущения случаев ущемления прав и интересов потребителей услуг партнерского финансирования целесообразно распространить действие Закона № 123-ФЗ и рассмотрение соответствующих споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг на всех участников эксперимента и их клиентов-граждан.
Список литературы
1. Емелина Л. А., Швачко Н. А. Перспективы регулирования деятельности операторов BNPL-сервисов // Банковское дело. 2022, № 3. С. 38–41.
2. Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // Российская газета, № 121, 06.06.2018.
3. Федеральный закон от 04.08.2023 № 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2023, № 32 (часть I), ст. 6149.
4. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // Российская газета, № 289, 23.12.2013.