Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

НАШИ ПОБЕДЫ – В СОЗИДАЮЩЕЙ КОМАНДЕ. АНАТОЛИЙ ФАРАФОНОВ О КАРЬЕРЕ, СТРАТЕГИИ АО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК» И ЛИЧНЫХ ВЫЗОВАХ

A A= A+ 11.07.2024

В интервью журналу «Банковское дело» вице-президент АО «Первоуральскбанк»
Анатолий Фарафонов рассказал о своем пути в банковский бизнес, стратегии раз-
вития банка, а также о том, как сохранять высокую работоспособность в банков-
ском бизнесе и общественной жизни.

Б. Д.: Анатолий, ваш путь в банковскую сферу был достаточно нетривиален. Как вы пришли в Первоуральскбанк?
А. Ф.:
Изначально я получил образование экономиста, потом дополнительно учился на политолога и тележурналиста. Когда учился в университете, работал одновременно на двух работах. Понимал, что компетентность рождается из образования и опыта, поэтому инициировал молодежные проекты, участвовал в работе Госдумы, проводил общественные мероприятия. Работал коммерческим директором Торгового дома Славы Зайцева.
В какой-то момент мне стало неинтересно заниматься только модным бизнесом. Как раз председатель совета директоров АО «Первоуральскбанк» Михаил Брюханов пригласил меня работать в банк, а мне даже многие банковские термины были незнакомы. Но я легко схожусь с людьми, считаю, что статус другого человека совсем не преграда для того, чтобы начать разговор или договориться о сотрудничестве. Мне было сложно, но интересно разбираться во всех тонкостях банковского дела. Благодаря хорошим коммуникативным навыкам и жизненному бэкграунду удалось достаточно быстро освоиться в новой для меня сфере.


Б. Д.: Чем вы стали заниматься в банке?
А. Ф.:
Когда я пришел в банк, он был совсем небольшим. После заключения первых кредитных и лизинговых договоров с компаниями клиентская база стала наращиваться. Буквально через полтора года мы отмечали серьезный результат – набрали кредитный портфель в 100 млн руб. Особенно радовало то, что мы знали лично каждого клиента, хорошо изучали их бизнес перед подписанием договора. Было ощущение, что мы причастны к чему-то большому: кредитуя малый бизнес, мы помогали ему расти.
Приятно осознавать, что благодаря моему вкладу ключевым направлением деятельности банка стал лизинг, который показал хорошие результаты. АО «Первоуральскбанк» стал выходить на новые рынки, серьезно развивать маркетинг и узнаваемость бренда. Мы начали участвовать в конкурсах, получили несколько престижных наград, в том числе «Золотой Меркурий» от ТПП РФ в номинации «Лучшая банковская программа для МСП», а всего в копилке банка больше десятка премий и достижений в банковских рейтингах. Это позволило нам стать более узнаваемыми не только в Москве, но и по всей России.
Важным аспектом развития банка стало выстраивание прозрачных и доверительных отношений с клиентами. Мы понимаем, что репутация – это наш главный актив. Мы очень ответственно относимся к деньгам наших акционеров и вкладчиков, поэтому кредитуем только прозрачный и честный бизнес, который не использует серых схем и готов поручиться за деньги.


Б. Д.: Что стало драйвером развития банка?
А. Ф.:
Малый и средний бизнес – движущая сила экономического развития страны. Наша задача как банка – помогать этому бизнесу расти и развиваться. Банк не просто дает кредиты, он помогает структурировать сделки, консультирует по финансовым вопросам, если это нужно. Мы много летаем по стране, общаемся с клиентами, смотрим друг другу в глаза, доносим политику банка в отношении кредитования лично и хорошо понимаем, как работает реальный бизнес. Часто у него возникают сложности с оформлением документов, налогами, и мы готовы в этом помогать. 
Мы всегда предъявляли высокие требования к заемщикам, так как отвечаем деньгами акционеров и клиентов, которые хранят депозиты в банке, понимаем, какая это ответственность. Потому отношение к чистоте, честности клиентов никогда не меняли. Это дало свои плоды: несколько лет назад мы заметили значительные новшества в общении с клиентами – они стали обращаться к нам сами. Мы почувствовали, что стратегия изменилась, а банк сделал большой шаг вперед.
Показательным примером могут быть компании, которые брали у нас изначально кредиты на сумму около 400 млн руб., а спустя 5 лет нарастили кредитный портфель до 5 млрд руб. Это предприниматели, которые ценят нашу оперативность и вдумчивый подход. Убежден, что банки не машины для зарабатывания денег, а настоящие партнеры для предпринимателей.


Б. Д.: Как настроить команду банка на достижение целей?
А. Ф.:
В нашем банке сотрудники знают, что такое результат. Мотивация строится на четкой корреляции между результатом и работой, цель никогда не размывается. Помимо корпоративных тренингов и финансовых премий, перед глазами у сотрудников пример руководства, которое работает 24/7, поэтому не обязательно объяснять, какие у банка ценности: они заметны. Это лидерство, ориентация на высококлассную работу, честность, увлеченность своим делом, технологичность. Мы
роботизируем рутинные задачи сотрудников, чтобы у них было больше времени на интеллектуальную работу. Собранные выписки, данные, мониторинг информации и освобождение рабочего дня для продуктивного труда – то, что помогает команде оставаться на переднем крае реализации стратегии банка.


Б. Д.: Как вы взаимодействуете с общественностью и регуляторами?
А. Ф.
: Мы считаем, что банки должны быть активными участниками диалога государства и общественных объединений, чтобы доносить до регуляторов и законодателей видение ключевых проблем и потребностей банковского сектора. Участие в работе Ассоциации банков России позволяет нам не только обмениваться опытом с коллегами, но и выступать с инициативами, направленными на улучшение условий работы банков, в том числе для малого и среднего бизнеса.
Мы считаем важным наш вклад в развитие общества на всех уровнях. Внедрение ESG-практик в деятельность банка органично вписалось в корпоративную культуру банка. Мы участвуем в лизинговых операциях с оборудованием для крафтовых кофеен и небольших кафе. Покупаем кофе там же, чтобы поддержать малый бизнес. А потом выбрасываем стаканчик от кофе в контейнер для раздельного сбора мусора. Это плотное взаимодействие. Мы так или иначе потребители и клиенты бизнеса, который сами же финансируем. Осознание этого помогает нам придерживаться правильных целей.
В ближайший год АО «Первоуральскбанк» планирует получить ESG-рейтинг, чтобы повысить прозрачность для наших инвесторов и клиентов. Мы осознаем, что роль финансовых институтов для общества и окружающей среды может быть достаточно весома. Жизнь после нас должна продолжаться, поэтому защищать окружающую среду, финансировать благотворительные проекты, заботиться о слабых мы должны уже сегодня.


Б. Д.: Что вас вдохновляет на активную жизнь и активную карьеру?
А. Ф.:
Мой главный жизненный ориентир – саморазвитие. Я хочу, чтобы мой сын, мои друзья и коллеги видели во мне человека, который не просто ходит на работу, а созидает, приносит пользу окружающим. Для меня важно хорошо выполнять свою работу, быть примером для других. Мой опыт в банке формирует мое отношение к жизни. Для поддержания энергии мне важно путешествовать. К счастью, работа в банке связана с командировками по России. Только за последний год я посетил Ижевск, Иркутск, Красноярск. Бывали дни, когда я летел в Ростов, в этот же день в Петербург, а потом в Москву. Физически выматываешься, но, встречаясь с предпринимателями и клиентами в разных городах, я вижу, как развивается российский бизнес, какие интересные идеи и проекты рождаются в разных уголках страны. Это придает мне уверенности, что у России – большое будущее, если каждый из нас внесет свой вклад в ее развитие.
Отдыхать я могу где угодно, но созерцать природу и слушать тишину – только в одном месте, на старой родительской даче в Калужской области. Летом я туда приезжаю, сажусь под елью и ничего не делаю.


Наши проекты