Изменения в экономике, современные технологии и цифровизация постоянно предъявляют новые требования к кредитным организациям. Если банк не может соответствовать современным вызовам, его место вскоре занимает кто-то другой, способный удовлетворять потребности клиента.
Однако КБ «Кубань Кредит» не просто подстраивается под новые экономические условия, но и во многом сам формирует актуальные тренды. Изменения, которые проходят у лидера финансового рынка Кубани, порождены стремлением отвечать не только на сегодняшние, но и завтрашние запросы клиентов.
Об этом журналу «БД» рассказала Н. Н. Чупрынникова, председатель Правления КБ «Кубань Кредит» ООО, одного из старейших банков ЮФО – 28 сентября этого года ему исполняется 25 лет.
Б. Д.: Нина Николаевна, расскажите, с чего на чинался банк «Кубань Кредит».
Н. Ч.: Я считаю, наш банк – уникальное явление на финансовом рынке. Дело в том, что наша кредитная организация создавалась буквально с нуля еще в 1993 г.
В тот момент большинство кредитных учреждений возникали на основе государственных банков или мощных государственных организаций. У банка «Кубань Кредит» – иная история. За нами не стояли госструктуры или какие-то крупные градообразующие предприятия. Это был, как сейчас называют, стартап.
В то время банк располагался в небольшом помещении по улице Фадеева в отдаленном микрорайоне Краснодара. Затем состоялся переезд в более приспособленное здание в доме № 5 по улице Трамвайной – там сейчас находится наш крупнейший дополнительный офис «Старокубанский». И это был первый сигнал о том, что банк на правильном пути: на Фадеева было тесно, потому что стала активно расти клиентская база, и это была первая победа: банк завоевал доверие, к нам пошли люди.
Б. Д.: Финансовая система России в тот момент проходила этап становления. Вероятно, завоевывать место под солнцем было крайне сложно?
Н. Ч.: Конечно, ведь в Советском Союзе были лишь два государственных банка и сберкассы. Разумеется, в новой России возникли иные условия работы. Экономика перестраивалась, поэтому пришлось кардинально видоизменяться и банковской системе, определять актуальные для возникшей реальности принципы деятельности.
Те идеи, которые были заложены в основу бизнеса, когда банк «Кубань Кредит» начинал свою деятельность, впоследствии послужили плацдармом для будущих достижений. Этих принципов несколько, но главным среди них был курс на ответственную политику перед государством, клиентами и обществом.
Принцип ответственности всегда был основополагающим для Виктора Бударина – председателя Наблюдательного совета Банка и инициатора его создания. Этот курс выдерживается все годы и приносит положительные результаты.
Главное – каждый частный клиент или предприятие, которое строит свой бизнес на финансовых взаимоотношениях с КБ «Кубань Кредит», могут быть уверены в нас. Мы никогда не подводили партнеров, выполняя все свои обязательства, даже в условиях кризисов и внешнего давления на экономику страны.
Б. Д.: В конце 90-х – начале 2000-х гг. в Краснодарском крае было много региональных банков. Выжили единицы. Что, на ваш взгляд, позволило Банку «Кубань Кредит» не просто остаться на рынке, но и выйти в лидеры?
Н. Ч.: Здесь сказалось множество факторов. Один из них – мы не работали и не работаем с высокорискованными активами. Главным для нас всегда было стремление сконцентрироваться на региональной экономике. Именно это позволило банку выжить в сложные времена, которых было немало, удержаться на рынке и стать лидером.
Причем это касается не только кредитов. Эволюционно развиваясь, мы постоянно предлагали новые продукты и проекты, востребованные именно субъектами экономики ЮФО. Многие из этих направлений стали своего рода визитной карточкой банка.
Скажем, у нас очень широкая сеть приема платежей. Это оказалось важным конкурентным преимуществом КБ «Кубань Кредит». Следствием такой политики стало предоставление востребованных услуг и удобное обслуживание для самых широких слоев населения Краснодарского края. А для предприятий-клиентов – получателей платежей от граждан были разработаны специальные пакеты документов и программы, значительно упростившие деятельность этих организаций.
Конечно, стоит отметить тарифную политику. Она нацелена на то, чтобы удовлетворять потребности любых категорий клиентов. Банк «Кубань Кредит» открыт для всех.
Еще один важный момент: банк активно выстраивает работу с пенсионерами. Для этой категории клиентов мы создали специальные программы и тарифы. Такой курс реализовывался с 2002 г., также обеспечивая расширение клиентской базы банка. А несколько лет назад была создана специальная политика «С заботой о старшем поколении». Это уже комплексный проект, который включает в себя не только продвижение депозитных и кредитных продуктов. Мы организовали несколько центров обслуживания пенсионеров, где представители старшего возраста могут получить консультации по финансовым, юридическим и другим вопросам. Также в рамках проекта проводятся просветительские и благотворительные акции. На базе наших офисов созданы классы компьютерной и финансовой грамотности для людей старшего возраста.
Такая многовекторная политика развития, которая основывается на принципе социальной ответственности бизнеса, и стала причиной того, что банк живет, развивается и занимает лидирующие позиции на финансовом рынке региона.
Б. Д.: С 1993 г., когда банк был создан, условия работы на финансовом рынке менялись неоднократно. Как в течение четверти века эволюционировала стратегия развития? Были ли в ней неизменные факторы и те, которые трансформи ровались в зависимости от имевшихся реалий?
Н. Ч.: И в истории развития банка, и в истории развития финансовой системы России в целом были различные ситуации. Конечно, экономические кризисы оказывали на нас влияние. Приходилось перестраиваться, искать новые ниши, менять форматы работы.
Каждый раз помогало то, что КБ «Кубань Кредит» всегда ориентировался на нужды региональной экономики. Часто получалось так, что в итоге мы и наши предприятия-партнеры не просто выживали, а получали новый толчок, импульс к развитию и дальнейшему росту.
Здесь как раз нам очень помогал региональный статус. В отличие от федеральных банков, где процедура принятия решений и согласований по вертикали довольно длительная, КБ «Кубань Кредит» на месте оценивал конкретный вопрос и в короткие сроки выносил необходимое решение. Оперативность в дни кризисов была нашим конкурентным преимуществом. Собственно, точно так же все происходит и сегодня.
Вообще многим поддержка КБ «Кубань Кредит» помогла не только выжить, но и превратиться в крупный бизнес, вышедший на качественно новый уровень.
Наша тактика определялась теми меняющимися факторами, которые периодически возникали в экономике молодой России. А фундаментальные, концептуальные моменты отражались в стратегии собственного развития. Именно неукоснительное исполнение ее требований привело нас к успеху
Б. Д.: Стратегия развития – главный для банка документ, в чем же его практическая ценность?
Н. Ч.: Это план, в котором обозначены ключевые направления развития на определенный период времени. В документе отмечаются цели на краткосрочную и среднесрочную перспективы и инструменты достижения этих целей.
За 25-летнюю историю банка у нас было принято и реализовано несколько стратегий. Между ними прослеживается очевидная преемственность. Каждая предыдущая становится площадкой для следующего качественного шага. В настоящее время реализуется стратегия до 2021 г.
При этом стратегии не предусматривают какихто героических прорывов, после которых нужно долго приходить в себя. Стратегия для нас – это планомерное поступательное движение. В основе данного документа – анализ и реальная оценка своих возможностей и открывающихся в экономике региона перспектив. На основании всего этого в стратегию вносятся показатели, которых банк должен достигнуть в течение определенного периода.
Например, одна из целей предыдущей стратегии – увеличение к началу 2018 г. собственного капитала до 10 млрд руб. Она выполнена: по состоянию на 01.01.2018 капитал составил 10,1 млрд руб.
Б. Д.: Какие важные вехи в становлении и развитии банка «Кубань Кредит» следует выделить особо? Назовите переломные периоды.
Н. Ч.: Их было немало. Но особняком здесь стоит 1999 г. Тогда Наблюдательным советом было принято решение развивать региональную сеть. До того момента мы работали исключительно в Краснодаре, располагались в одном офисе. Дея- тельность банка и его стратегия сразу претерпели радикальные изменения. Была поставлена задача стать региональным банком, который представлен во всех муниципалитетах Краснодарского края, активизировать партнерские связи с предприятиями и организациями кубанской экономики, предоставлять полный пакет банковских услуг населению.
Это стало важнейшей вехой в нашей истории. Работа в районах в то время позволила установить тесные связи с реальным сектором экономики, в том числе с предприятиями АПК. Тогда были разработаны специальные продукты, которые до сих пор пользуются большим спросом.
Выделю и начало 2000-х гг. Мы всегда тщательно анализировали ситуацию в экономике, выявляя ключевые тренды. И в тот момент стало ясно, что пора начинать более активное, нежели раньше, взаимодействие с предприятиями стройиндустрии. Совместно с отраслевыми лидерами проработали план партнерства, оценили риски бизнес-планов. Время показало, что мы не ошиблись. Сегодня нашими партнерами построены целые микрорайоны. А нам это дает возможность развивать ипотечное кредитование, предоставляя клиентам дополнительные гарантии от аккредитованных застройщиков.
Из других ключевых моментов отмечу 2006 г., когда ввели в строй офисное здание в центре Краснодара. В новых условиях мы смогли воплотить в жизнь эффективную стратегию специального развития розничной и корпоративной линейки нашего бизнеса. Приятно также, что наши усилия замечены банковским сообществом – новое здание головного банка получило диплом как лучшее офисное здание кредитной организации.
Сейчас появляются новые вехи и новые тренды. В первую очередь выделю работу с предприятиями санаторно-курортного бизнеса и агропромышленного комплекса, которые превращаются в ключевые сегменты региональной экономики. Необычайно важное направление – работа с малым и средним бизнесом. Здесь у нас есть позитивные результаты: по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) КБ «Кубань Кредит» вошел в топ-10 российских банков по размеру портфеля кредитов, выданных субъектам МСБ.
Б. Д.: Банку четверть века. За это время, на- верное, команда не раз менялась. Можете оце- нить работу в этом направлении?
Н. Ч.: Я пришла в банк «Кубань Кредит», когда он работал уже около пяти лет. Это был маленький банк. Сейчас численность нашего штата около 2500 человек, а вначале было 20 сотрудников.
Часть из них с нами и сегодня. Среди них председатель Наблюдательного совета Виктор Бударин, член Наблюдательного совета Елена Кандинер, член Правления, многолетний главный бухгалтер банка Галина Гутенева. Многие сделали карьеру, сумев вырасти из простых специалистов в руководителей подразделений. Для значительной доли сотрудников банк «Кубань Кредит» – первое после вуза и единственное место работы. Средняя продолжительность работы наших коллег в банке – 7 лет. Это очень хороший показатель по отрасли.
Во многом здесь не только правильные HR-технологии, положительный микроклимат в коллективе, но и личная заинтересованность председателя Наблюдательного совета Виктора Бударина. Виктор Константинович – уникальный человек. Другой не смог бы построить такой бизнес. Неслучайно его достижения высоко оценили и в профессиональном сообществе, и на государственном уровне. Виктор Бударин неоднократно признавался лучшим банкиром России, удостоен звания Герой труда Кубани, в 2016 г. ему вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. А в на чале 2018г. Виктор Константинович стал почетным гражданином Краснодара.
Б. Д.: Сегодня банк «Кубань Кредит» – одно из самых успешных кредитно-финансовых учреждений Юга России. Это потолок достижений или банку еще есть к чему стремиться?
Н. Ч.: Свой нынешний уровень банк не рассматривает как максимально возможный. При этом мы и не стремимся к росту ради самого роста. Например, некоторые сегменты финансовой деятельности выглядят очень соблазнительно c точки зрения возможной прибыли, но при этом они очень рискованны. Значит, этот путь нам не подходит. Наш курс – поступательное развитие.
Если говорить о расширении географии присутствия банка, то весьма перспективной представляется Ростовская область, куда мы зашли в 2012 г. Там хорошо развит бизнес и многочисленное активное население, с которым уже успешно работаем. Планируем в ближайшее время открыть офис в Майкопе (Республика Адыгея), в конце прошлого года открыт офис в Москве.
Если говорить о продуктах, то здесь также большое поле для развития. Прежде всего речь об информационных технологиях, о предоставлении сервисов удаленного доступа к финансовым услугам. В этих направлениях мы усилим работу, чтобы наши услуги были более современными и удобными как для клиентов – юридических лиц, так и для населения.
Так что расти есть куда. Но этот рост будет строиться на стратегии развития, глубоком анализе рынка и его потребностей. В этом – гарантия наших современных достижений и, уверена, будущих успехов.
Хотела бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех наших партнеров, банковское сообщество за помощь и поддержку в становлении и развитии банка «Кубань Кредит» и его дополнительных офисов. Выражаю признательность нашим клиентам за оказанное доверие. Мы развиваем современный, честный и открытый банковский бизнес, который предлагает клиентам классические банковские услуги в традиционных форматах и создает удобное цифровое пространство. Мы уверенно смотрим в будущее и надеемся на продолжение плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества!
З