Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

«Есть в жизни, в истории человечества моменты, когда Господь хочет обратиться к нам»

A A= A+ 15.06.2020

Пандемию коронавируса, вопросы нравственного и духовного выбора,
стоящие перед каждым человеком, и другие темы затронули в беседе
настоятель Свято-Георгиевского Мещовского монастыря Калужской
области архимандрит Георгий и главный редактор журнала  «Банковское
дело» Владимир Нестеренко.

 

– Отец Георгий, часто приходится слышать и читать, что коронавирус – это кара Господня. Что вы об этом думаете?
– Есть в жизни, в истории человечества моменты, когда Господь хочет обратиться к нам на доступном языке, чтобы человек понял его. Бог все время желает помочь человеку. Он не ежечасно даже промышляет о спасении человеческой души и всего человечества, чтобы благо дать человеку, а непрестанно. Можно использовать для описания некоторых промыслительных действий Бога и слово «кара», но это будет односторонний, искаженный взгляд. Кары, в том смысле, как ее привыкли понимать современные люди, не может быть от Бога, потому что Бог не каратель и не мститель, но Он – Любовь совершенная. Бог желает предотвратить бóльшую беду и для этого может попустить меньшую. Если Божественная благость попускает людям какие-то бедствия, то это значит только одно: все настолько плохо, что иначе не вылечить. Написано – многими скорбями подобает войти в Царствие Небесное. У нас же у русских есть пословица: гром не грянет, мужик не перекрестится. И это не только про русских, это про человечество как таковое. Без некоторых встрясок люди, в своем подавляющем большинстве, в духовном и нравственном плане быстро деградируют. 

С точки зрения святых отцов и учителей Церкви, даже сама смерть попущена падшему человеку как милость от Бога, не позволяющая увековечить грех. В этом плане я могу сказать, что благодарен Богу, в полном смысле этого слова, что коронавирус есть. Иногда мне хочется выразить Богу благодарность через исполнение благодарственного молебна, сказать: «Господи, спасибо Тебе, что Ты нас не забываешь».


Сейчас возникает вопрос, что же Бог хотел сказать, попуская коронавирус человечеству?
– Расшифровать сигналы от Бога?


– Господь говорил, что знамения времени пытаться уразуметь – дело благое. И попущенные Богом скорби для каждого из нас – веский повод заглянуть в себя. Не искать причин в окружающем мире, во всеобщем разложении нравственности, падении веры, развращенности общества, распущенности элит, вседозволенности СМИ и т. д. Это как раз первое, что приходит в голову, мол – весь мир во зле лежит! Конечно лежит. Он во зле лежал еще в те времена, когда апостол Иоанн Богослов писал свои послания. Но верующий человек должен думать иначе: я во зле лежу. Это в мое сердце заглянул Бог и сказал с печалью: вси уклонишася, вкупе неключими быша (Пс. 13:3), то есть на русском – все уклонились от Бога и стали непотребными. Это я взвешен на весах Божественного суда и признан слишком легким. Так должен каждый внимать себе.
Не нужно искать причин в других – это легкий, но обманчивый путь. Вон, в Европе однополые браки, а где-то война, а где-то пропаганда разврата. И что? Церковь пришла в разращенный до невозможности языческий мир Римской империи, к людям, погрязшим в извращениях, кровавых зрелищах и распутстве. И она не устраивала крестных ходов к Римскому сенату с целью законодательно запретить процветавшую в стране педерастию, или гладиаторские бои, или даже рабство, в том числе и сексуальное. Церковь просто жила, как ей Господь заповедал. И силой своей жизни, примером святости, кровью мучеников она победила этот грешный мир, изменила его.
Не законами об оскорблении чьих-то чувств, не пикетами и не протестами. Жизнью по Заповедям. Вот чего нам не хватает и на что нужно обратить внимание в первую очередь, когда мы говорим о посещениях Божиих скорбями и болезнями.


– И вы думаете, коронавирус изменит человека?
– Конечно. И не какого-то абстрактного человека, а каждого конкретного, правда, не факт, что в лучшую сторону. Человек  способен извлечь из одной и той же ситуации и пользу, и вред. Вспомните двух разбойников. Кто-то покается и исправит свою жизнь, кто-то окончательно погубит себя. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что последние бедствия на земле перед вторым пришествием Господа не приведут большинство людей к покаянию. Увы. Но все в наших руках Священное Писание описывает много исторических катастроф и происшествий. Помните серные дожди на Содом и Гоморру? Там совсем не осталось праведников, как бы сказали сейчас – концентрация праведности упала ниже критической точки. А вот в Ниневии, куда Бог послал пророка Иону, все оказалось не так печально. Они покаялись, и Бог отменил уже готовый приговор.
Как каялась Ниневия? Жара ужасная. Жители Ниневии разодрали одежды, несколько дней сами не пили, не ели, детей не кормили грудным молоком, скот не кормили, не поили, сами плакали, дети рыдали, скот ревел. И главное – сказано: каждый
отвратился от злых дел своих. Вы представляете, какое было покаяние? Оно пробило до Неба, и Бог отвратил гнев от Ниневии. 

Содомяне не услышали этого, и Содом погиб, а Ниневия покаялась. Это первое, что Господь говорит, попуская коронавирус: «Остановитесь, люди. Покайтесь. Изменитесь». И я считаю, что все мы должны задуматься.
Второе. Господь пытается мертвый разум человеческий воскресить, испытывая нас коронавирусом для того, чтобы люди стали думать, правильно мыслить и совершили переоценку ценностей.


– Каких ценностей?
– Жизненных приоритетов. Мы превратились в потребителей. В российском обществе возникло ужасное социальное расслоение: 10% населения России владеют 90% собственности, а 20% населения живут с доходами на грани прожиточного минимума. Или вот: люди отдавали годами деньги в пенсионный фонд. Это вообще-то их деньги, не государственные. А теперь им сказали, что до пенсии еще пять лет. Это разве по-евангельски? По-Божьему? Те, кто разбогател, считают, что от всего в этом мире можно откупиться. И тут приходит «господин великий коронавирус», от которого не откупишься.
Нет лекарства. Не защитят миллионы, виллы, яхты и депутатская неприкосновенность. Перед ним все равны, как перед Богом. Разве это не промыслительно? Разве это не орудие Божие? Хватали, тащили, обеспечивали себя и детей, а теперь на языке коронавируса Господь говорит: «Я завтра и вас, и ваших детей в вечность заберу, а то, что накопили, кому достанется?»


– Детей как раз коронавирус не берет. Смертность от этой болезни у детей до десяти лет ноль процентов.
– И слава Богу, что пока не берет. Возможно, Бог дает время подумать взрослым. Вирус-то может мутировать в любое время.
А мы, как тот безумный богач, который в Священном Писании сказал: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»? (Лк. 12: 18–20) Даже не сказал, что заберут, а сказал слово «истяжут». Что такое «истяжут»? Вырвут, со страданиями будут отделять твою душу. То есть ты будешь умирать в муках. Поэ-тому некоторым людям стоит задуматься, зачем им надо было миллиарды накапливать и с жиру беситься, извините за такое выражение. Их дети по-хамски себя ведут в обществе. Лучше бы они пример взяли с детей Николая Второго, которые перевязывали раны больным. Лучше бы они пример взяли с тех же предпринимателей и меценатов дореволюционного периода, которые строили больницы, богадельни, храмы, приюты для детей. Все это перечеркнуто, забыто. Если это и делается, то делается показушно.


– Хорошо. Давайте к фактам обратимся. Смерть от коронавируса сравнима со смертностью от обычного гриппа и, в принципе, намного меньше, чем от свиного или от птичьего гриппа. Но во время этих эпидемий такой паники не было. Самолеты летали, производства не закрывались, жизнь шла своим чередом. И вдруг такая паника.
– Не каждый год от гриппа умирает столько человек. И это еще не пик пандемии. Власти США, например, сказали, что будут рады, если умрет «всего» 100–200 тысяч их граждан. Так что нельзя совсем игнорировать опасность, но и до психоза доходить не надо. Принятые властями меры предосторожности должны принести плоды. Верующим же людям нужно думать о спасении своей души в первую очередь, чтобы уповать не на «сыны человеческия», а на Господа.
Именно из-за отсутствия веры человек легко поддается панике. Она – орудие дьявола. В паническом состоянии человек имеет особое и психическое, и физиологичное состояние. При панике, страхе истощается уровень защитных клеток и у человека ослабляется иммунитет. Он становится более уязвимым перед болезнями. То есть самая слабая болезнь может погубить человека, поддавшегося панике. И наоборот, сильный верой укрепляется от Господа.
Даже вне всякого богословия. Научно доказан эффект плацебо – это когда человек выздоравливает от веры в то, что он может выздороветь по каким-то причинам. Механизм этого эффекта остается загадкой. Мозг сам начинает по неизвестным причинам генерировать вещества, исцеляющие организм.

Как это происходит? Неизвестно науке. Может ли иметь место обратный процесс? Конечно! Этим занимается целое направление в медицине – психосоматика. Есть и еще один аспект. Каждый человек – индивидуум, у него вырабатывается свое количество антител на этот вирус: у кого-то – немного, у кого то – большое число (плазму этих людей можно использовать как вакцину). Но есть люди, которые переболели, и у них не выработались антитела, они, если выживут, могут заболеть снова не один раз, если не умрут. Почему так? Думаю, наука не знает.


У науки ответ простой: индивидуальность организма человека, индивидуальная устойчивость организма к болезням. Огромную роль в этом играет духовно-нравственная жизнь человека, вера в Бога, Сам Бог, Его действия на человека через ум, через мозг, о котором, по мнению выдающегося ученого Натальи Бехтеревой, мы очень мало знаем. Вот о об этом нужно говорить нынешним пастырям.
Людям крайне необходимо сегодня объяснить, что сила и противостояние болезням и всем жизненным проблемам индивидуума-человека зависит от духовно-нравственной жизни и исполнения правил человеческого бытия, данных Богом. Если человек живет по этим правилам, нравственен и пребывает на спасительном корабле, то есть в Церкви, пользуясь всеми благами, что дал Господь человеку через Церковь, тогда его организм сильный, в легкой симптоматике он может переболеть любую болезнь и выработать огромное число антител, в противном случае все будет наоборот. Поэтому святой Игнатий Брянчанинов сказал: «Когда ты держишь Евангелие в руках, ты одновременно держишь жизнь и смерть в своих руках». Физиология человека как индивидуума зависит от его духовной внутренней жизни. Все это между собой тесно связано. Христос ходил среди прокаженных и не заражался, прикасаясь к ним, Он даже исцелял их. Но вы понимаете, что для этого нужно жить правильно, духовно нравственно, так, как Бог нас призывает в заповедях. За это Он обе-щает сделать нас не только счастливыми на земле, но и наследниками вечной жизни Царствия Небесного. Поэтому в нынешней ситуации все зависит от нас, нам необходимо жить правильно и, конечно, не пренебрегать медициной. Как написано в Писании:не пренебрегай искусством врачей, ибо они есть от Бога.


– И толпой, которой овладела паника, легко управлять.
– Да. В 1770–1772 гг. в Москве свирепствовала чума. Умирало несколько тысяч человек в месяц.Трупы валялись на улицах. Народ впал в ужас. Все в панике были. В сентябре 1771 г. в Москве вспыхнул чумной бунт. Поводом к нему стал наложенный
московским архиепископом Амвросием запрет на проведение молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери, располагавшейся у Варварских ворот Китай-города. Амвросий стремился предотвратить массовое скопление народа. Но люди рвались к чудотворной иконе. Начался бунт с погромами и убийствами «виноватых» – иностранцев, лекарей, просто богатых людей. Архиепископ Амвросий стал одной из первых жертв бунта. Позже его убийц казнили и предали анафеме.


– Если раньше дети при эпидемиях были очень уязвимы, то теперь Господь их сделал малоуязвимой группой?
– Значит, у человечества еще не все потеряно, думаю. Мы пришли уже к краю пропасти, но Господь милует нас и на языке коронавируса пытается обратить в правильное состояние.

– Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал соблюдать все необходимые санитарные правила, ни в коем случае их не игнорируя, «как это делают люди зловредные, но именующиеся верующими, заявляя: "Где же ваша вера, если мы боимся инфекции?"». То есть правила какие?
Во время литургии после каждого причастника ложечку должны обтирать пропитанным спиртом платом, а последующую запивку каждому причастнику давать в одноразовой посуде. Также в храмах рекомендовано воздержаться от целования Чаш и рук.


– Патриарх обязан заботиться о пастве. Но это общие рекомендации. Соответствующего циркулярного письма от Митрополии мы не получали.
По этому поводу, кстати, было общее собрание Троице-Сергиевой лавры. И слово на нем держал главный врач Лавры, который объявил, что Лавра приняла решение не менять традиции богослужения. Он привел такой пример. 30 лет Лавра причащает в СИЗО.
– Да, там туберкулез.
– СПИД, туберкулез, венерические заболевания.
И за 30 лет не было ни одного случая, чтобы от Чаши кто-то заразился.


– Не поверю. Это на основании чего они такой вывод сделали?
– Доклад главврача Лавры.


– Они что, каждый раз после причастия исследования проводят?
– Кто хочет, пусть исследуют. «Бог побеждает естества чин», то есть, когда хочет, изменяет законы физические. Теперь про одноразовую посуду.
Лично для меня это не полезно и, я думаю, для многих верующих людей. Почему? А потому, что меня сразу будут одолевать помыслы смущения, тем более что я окончил медико-биологический вуз. Я сразу себе скажу, если в лжице1 зараза, значит, зараза и в Чаше, потому что никто полностью не сможет произвести дезинфекцию в лжице, про-
тирая ее платом.


– Да, это бесполезно.
– По моей вере, если лжица – заразная, значит, и в Чаше присутствует инфекция.


– Почему? Если взять одноразовую ложечку – зачерпнул, дал, выбросил, никакой инфекции.
– Так священники причащаются из Чаши.


– Ну, а священники тоже пусть одноразовыми ложками пользуются.

– Невозможно, они должны из Чаши потреблять. Все пьют прямо из Чаши. Я думаю так: если я верую, что я причащаюсь по слову, как дьякон говорит, износя Чашу из алтаря: «Со страхом божиим и верой преступите, преступите», а священник говорит: «Причащается раб божий во исцеление души и тела», то Бог убережет меня от всяческой заразы. А если будет на то
Его воля, чтобы я заболел, то я могу заболеть сотней других способов. Так что оставьте мне Чашу, как она есть.


– Вы сказали, что если изменить порядок причастия, то многие потеряют веру. Я вспомнил Никоновские реформы XVII века. Там тоже в обрядах были изменения – крестились двумя перстами, сказали – нужно тремя, – крестный ход по солнцу делали, стали против солнца. Изменения вроде бы небольшие, но они привели к расколу, и церковь стала другая, и вера стала другая. До разговора с вами был ярым сторонником того, что ложка должна быть одноразовая, а теперь я осознал, какие могут быть последствия для церкви и веры.


– Это печальная история, и у нее много причин. И главная, конечно, не перемена текстов или обычаев, которые, кстати, совсем не обязательно было менять, да еще так жестко. Причина в оскудении внутреннего делания, как это ни странно, когда мы говорим о Руси XVII века, в которой все было христианским и православным – все внешние аспекты жизни. Я вижу причину тех событий в торжестве «иосифлянского» мировоззрения и подавлении движения исихастов-нестяжателей. Но это совсем другая тема. Протирание или не протирание лжицы может иметь исключительно психологический эффект. Я лично не хочу на нем заострять внимание.
Господь проверяет всех нас на любовь, на любовь к Богу и к ближним через борьбу со страстями. Победить их можно только через аскетику, через молитву, через внутреннее и внешнее делание. И через веру, конечно. Не случайно беда к нам пришла в Великий пост.


В завершение хочется сказать: укрепляйтесь все в вере, не лишайте себя той благодати, которую Господь дает через веру человеку. Если вы не будете этого делать, мы все умрем. Молитесь, просите помощи у Бога. Слушайте выдающихся ученых, таких как Бехтерев, Боткин, Пирогов, Синевский, которые считали, что молитва лечит человека, обращали внимание и на силу веры, и на действия Божии, которые совершает Господь во всех таинствах церкви. Если мы потеряем веру, мы все погибнем самой худшей погибелью – смертью души.

1 Лжи´ца – небольшая ложечка с крестом на конце рукоятки, при помощи которой совершается причащение мирян и
церковнослужителей.

 


Наши проекты