– Прошлогодний «идеальный шторм» сильно повлиял на вашу работу?
– В непростой и юбилейный для нас 2020-й год во главу угла мы поставили вопрос ответственности перед клиентами и партнерами. Нужно было поддерживать высокий уровень услуг, выполнять требования регулятора и не снижать темпы развития. В октябре мы провели докапитализацию для дальнейшего расширения линейки продуктов и внедрения новых услуг. В течение всего прошлого года наблюдалась и позитивная динамика по финансовым показателям банка. Чистые активы выросли более чем в три раза, до 15,9 млрд рублей. Вложения в ценные бумаги увеличились на 60% и превысили 2,7 млрд рублей. Вклады клиентов выросли на 16%, до 4,5 млрд рублей.
– Пандемия повлияла на предпочтения клиентов?
– Я не могу сказать, что мы ощутили негативные последствия пандемии. Наша база клиентов за прошлый год выросла более чем на 60% и превысила 23 тысячи. Инвестиционная компания, по данным Мосбиржи, за 2020-й год более чем в два раза увеличила число счетов, с 43 тысяч до 91 тысячи. Причем большая часть клиентов пришла как раз в весенний период.
Мы заметили, что в прошлом году особенно сильно обострилась борьба среди банков за пользователя. Россияне стали рассматривать новые способы работы с деньгами. Снижение доходности вкладов и экономическая ситуация заставили искать новые альтернативы вложениям. Взгляд пал на фондовый рынок, с которым мы давно работаем. Сейчас среди наших задач – помочь инвесторам-новичкам познакомиться с работой биржевых площадок с помощью уникальных продуктов и персонального подхода. Вместе с инвестиционной компанией «Фридом Финанс» мы входим в состав международного холдинга Freedom Holding Corp. Его капитализация сейчас составляет почти 3 млрд долл. США. В прошлом году холдинг совершил две крупные сделки на рынке M&A: присоединил российского брокера «Церих», а также приобрел американскую компанию Prime Executions. Последняя сделка открыла прямой выход на рынок США, что дало нашим пользователям новые возможности.
Мы предлагаем рынку полный цикл инвестиционно-банковских услуг. Сначала можно посетить наш офис и оформить, например, карту инвестора. Далее стать клиентом ИК «Фридом Финанс» и начать пользоваться брокерскими инструментами, а также получить доступ к торгам на американских биржах. Фондовый рынок США после пандемии растет быстрее российского и обладает более значительным числом различных продуктов, например, проходящих в год IPO. Такой фактор дает возможность инвесторам получить хороший доход и приобрести новый опыт.
– Какой бизнес-модели вы придерживаетесь?
– Мы выбрали крайне низкорисковую стратегию в управлении активами. В нашем портфеле ОФЗ, а также ценные бумаги «голубых фишек» из первого котировального списка. Банк – профессиональный участник рынка ценных бумаг и входит в состав НАУФОР. Мы регулярно сдаем отчетность в ЦБ и проходим проверки аудиторов. Наша задача – развивать честный, открытый и рентабельный бизнес на стыке классического и инвестбанкинга.
– Россияне стали ежедневно получать звонки от мошенников с рассказами о подозрительных переводах и списаниях средств. Как не попасться на их удочку?
– В прошлом году аферисты превзошли себя и украли у россиян более 140 млрд рублей. Телефонные звон ки и письма с вредоносными ссылками стали основными инструментами кражи средств. Чтобы не попасть в лапы мошенников, всегда сохраняйте бдительность и холодную голову. Помните, ваши данные должны принадлежать только вам. Никому не сообщайте и не вводите на подозрительных сайтах данные своей карты, читайте отзывы о компаниях, которые вам предлагают услуги, проверяйте номера мобильных телефонов, с которых звонят. Недоверие и осторожность помогут избежать мошенников. Сотрудники банка никогда не просят назвать CVV/CVC-код (трехзначный код на обратной стороне карты), номер карты, срок ее действия и другие данные. Персонал кредитной организации не попросит вас совершить платеж или назвать пароль из СМС на вашем телефоне при оплате картой на сайте. Сегодня мошенники часто прикрываются
именами и лицензиями известных банков или брокеров.
Поверьте, лучше несколько раз позвонить в службу поддержки и уточнить информацию, чем перечислить деньги аферисту и потом пытаться вернуть их. Если столкнулись с мошенниками или стали их жертвой – сообщайте в правоохранительные органы, а также в службу поддержки клиентов банка.
– Какие акценты в развитии розничного бизнеса у банка?
– Наш приоритет – развитие карточного направления с прицелом на потребности клиентов: комплексный сервис в одном продукте. Пример – наша мультивалютная карта. Ее владелец экономит на обслуживании и конвертации, так как она привязана сразу к трем счетам: рубли, доллары и евро. Счет операции определяется автоматически при оплате. Карта подходит для шопинга на зарубежных маркетплейсах и в заграничных поездках. Бонусом к карте идет программа «CASH BACK акциями». Это уникальный продукт на рынке кешбэка. Потратились в месяц на покупку продуктов, бензина и развлечений – средства вернулись не просто баллами, а инвестировались в акции «голубых фишек». На выбор 16 топ-компаний.
Я выбрал Microsoft в качестве приоритетной, накопил и в канун Нового года обменял 7 акций компании по $220 долларов за штуку. В результате мне хватило на пару хороших смартфонов в подарок семье. Логика проста: чем больше тратите – тем больше ценных бумаг копится на счете. Проверить актуальную цену акции можно в мобильном приложении, там же можно совершить обмен на реальные деньги. В прошлом году пользователи чаще всего выбирали ценные бумаги «Аэрофлота», «Сбербанка», «Газпрома» и Freedom Holding Corp. Общая сумма выплат по программе за 2020-й превысила 2,7 млн рублей. Инвесторы могут оформить у нас и специальную карту с доступом к средствам на брокерских счетах. Срочно понадобились деньги – продайте акции и сразу же используйте их для покупки товаров или для снятия в любом терминале. Карта обладает рядом преимуществ, среди которых моментальное исполнение переводов, пополнение в рублях, долларах и евро в наших банкоматах, партнерская бонусная программа и другие привилегии.
– Что банк предлагает предпринимателям?
– Работа с бизнесом также входит в число наших стратегических приоритетов. Мы обеспечили самое необходимое для комфортной работы: расчетно-кассовое обслуживание, сделки РЕПО, интернет-банк, круглосуточная служба поддержки и персональные менеджеры. Особое внимание банк уделяет e-commerce. Он-лайн-шопинг был крайне популярен в период пандемии, и мы видим хороший потенциал в развитии продуктов для владельцев интернет-магазинов. Банк активно развивает интернет-эквайринг. С ним предприниматели могут принимать оплату банковскими картами популярных в России платежных систем. Наш продукт обладает функциональным личным кабинетом, онлайн-фискализацией, высокой степенью защиты клиентских трансакций. Кроме того, есть возможность подключить валютный эквайринг.
С помощью этого сервиса можно продать товар в любую точку мира и получить оплату в евро и долларах без дополнительной конвертации. Интернет-эквайринг можно использовать, даже если расчетный счет открыт не у нас. Но так пользователь лишается еще одного преимущества: при РКО и эквайринге в Банке «Фридом Финанс» клиент получает 3% ежедневного дохода на остаток по счету.
– Какие планы у Банка «Фридом Финанс» на этот год?
– Задачи не изменились – расширение продуктовой линейки вместе с совершенствованием сервиса. Мы сохраним курс на цифровизацию и развитие онлайн-каналов. Все это позволит нам нарастить клиентскую базу, чтобы закрепиться на рынке. В этом году мы запустим кредитные инструменты для пользователей услуг. Для предпринимателей банк расширит линейку пакетов услуг по РКО и представит партнерскую программу. Завершается работа по подключению к системе быстрых платежей для большего удобства наших клиентов. Работы много, и нам не терпится выполнить запланированные задачи.