Сегодня очень важный период для экономики России: ключевые макроэкономические показатели, такие как ВВП, темпы промышленного производства, потребительский спрос, выходят на допандемийный уровень. Банковский сектор вносит существенный вклад в восстановление экономики, преимущественно через механизмы кредитования. За прошедшие два года банки показали необходимую адаптивность, сумев не только оперативно перестроить свои бизнес-модели и выстроив новые каналы продвижения банковских продуктов, но и проявить высокий уровень клиентоориентированности, поддержав тем самым как население, так и поставщиков товаров и услуг.
Лидирующие позиции в обострившейся конкурентной борьбе займут финансовые институты, максимально быстро реагирующие на потребности клиентов и вызовы рынка. Это уверенно демонстрируют банки, которые в качестве основной выбрали стратегию цифровой трансформации. Неизбежность цифровой трансформации на XVIII Международном банковском форуме подчеркнула председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая призвала банки инвестировать прибыль в «инновации, собственную трансформацию, подкрепляя свои будущие бизнес-модели».
Мировой тренд в цифровизации – развитие экосистем, поскольку именно экосистемный подход позволяет наиболее эффективно привлекать и удерживать клиентов, максимально удовлетворяя их потребности. В отличие от мировой практики, особенность развития российских экосистем состоит в преобладающей роли финансового сектора, а не технологических компаний. Российские банки всегда были в авангарде применения новейших технологий, что в первую очередь обусловлено высоким уровнем конкуренции в финансовом секторе и необходимостью поиска самых эффективных решений. Сегодня мы видим, что наиболее прогрессивные банки все чаще позиционируют себя как ИТ-компании, формируя свои экосистемы для продвижения как классических банковских продуктов, так и широкого ряда всевозможных небанковских сервисов и услуг.
Другой тренд, стремительно набирающий популярность, – интегрирование банковских организаций в экосистемы маркетплейсов и технологических компаний, что существенно повышает операционную эффективность как банков, так и экосистем.
Цифровизация стала естественной реакцией банков
на необходимость формирования новых бизнес-
моделей, основанных на современных реалиях.
Ситуация, складывающая на финансовом рынке, заставляет его участников быть проактивными, на несколько шагов опережая действия конкурентов и предвидя новые потребности клиентов. Определяющим фактором в конкурентной борьбе остается показатель time-to-market: если банк не может быстро отреагировать на потребности рынка, то, скорее всего, его место займет другой игрок.
Именно цифровизация стала естественной реакцией банков на необходимость формирования новых бизнес-моделей, основанных на современных реалиях.
Непреодолимым препятствием для эффективного развития банков становятся ограничения со стороны собственной ИТ-архитектуры. Путь цифровой трансформации поставил российские банки перед серьезной проблемой: как обеспечить максимальную цифровизацию бизнес-процессов, опираясь на устаревшую ИТ-архитектуру, представляющую собой «зоопарк» архаичных ИТ-систем? Действительно, конкурентная борьба заставляет банки оперативно проводить цифровую трансформацию ряда специфических для банка бизнес-процессов: прибегать к микросервисной архитектуре, внедрять технологии искусственного интеллекта, использовать RPA-решения, в то же время оставляя в качестве базиса устаревшие «коробочные»
ИТ-решения. В результате в большинстве российских банков, независимо от размера их активов, накопились проблемы, из-за которых их ИТ-архитектура оказалась колоссом на глиняных ногах. И если в недалеком прошлом речь шла о «зоопарке» ИТ-систем, то сегодня это скорее «склад забытых вещей» – разрозненных устаревших ИТ-решений без должной документации и технической поддержки. В такой ситуации малейший стресс-фактор приводит к реализации многомилионных операционных рисков, несущих репутационные и финансовые потери.
Существенной проблемой, о которой говорят представители и банковского сообщества, и ИТ-индустрии, является дефицит квалифицированных ИТ-специалистов.
К сожалению, обозначенные проблемы не решаются системно: нехватку квалифицированных кадров пытаются компенсировать раздуванием штата ИТ-подразделений и увеличением фонда оплаты труда, цифровая трансформация банковских сервисов проводится экстенсивными малоэффективными методами – внедрением дополнительных модулей на базе устаревших «коробочных» решений; проблемы с быстродействием безуспешно пытаются решить закупкой дорогостоящих серверов и хранилищ данных или дроблением инсталляций систем.
Необходим системный подход к цифровой транс-
формации на базе современных технологических
инструментов.
Практика показывает, что доработки коробочных решений традиционных автоматизированных банковских систем для соответствия современным требованиям лишь усложняют и удорожают процессы изменений под рыночные и регуляторные условия и уж тем более не обеспечивают ключевой критерий эффективности – time-to-market. Стоимость реализации таких проектов будет запредельно высока, несравнима с внедрением современных цифровых платформ. Причем зачастую на старом ИТ-ландшафте справиться с новыми задачами в принципе невозможно.
Решение очевидно – необходим системный подход к цифровой трансформации на базе современных технологических инструментов. Одним из таких инструментов является цифровая платформа нового поколения, разработанная компанией «ФлексСофт» специально для банковского сектора – Платформа FXL.
Конкурентные преимущества Платформы FXL – применение собственного интеллектуального BPM-процессора, обеспечивающего гибкость настройки финансовых продуктов и бизнес-процессов, и наличие встроенных lowcode-конструкторов, которые позволяют банку создавать уникальные продукты с помощью настроек системы без привлечения программистов-разработчиков. Все это обеспечивает достижение эффективного (минимального) показателя time-to-market.
Еще одно преимущество Платформы FXL – ее отраслевая направленность. В отличие от «универсальных» многоотраслевых решений, существующих на рынке, Платформа FXL учитывает всю специфику финансового сектора. В Платформе FXL уже обеспечено наличие готовых специфических бизнес-объектов, ориентированных на банки («клиент», «договор», «счет», «трансакция» и т. д.), и встроены отраслевые методы работы с данными объектами («проверка клиента», «открытие/закрытие счета» и пр.). Кроме того, в Платформе FXL реализована интеграция с внешними отраслевыми сервисами, такими как СМЭВ, СБП, ГИС ГМП, БКИ, НСПК, процессинг пластиковых карт и многими другими.
Доработки коробочных решений традиционных
автоматизированных банковских систем лишь
усложняют и удорожают процессы изменений
под рыночные и регуляторные условия и не обе-
спечивают ключевой критерий эффективности –
time-to-market.
Наличие в системе готовых (преднастроенных) банковских продуктов и бизнес-процессов, таких как «Кредит», «Депозит», «Открытие счета», «Регистрация клиента», «Кредитный скоринг», «Продажа ипотеки», «Управление залогами» и многих других, в несколько раз сокращает время подготовки и вывода собственных продуктов банка на рынок.
Таким образом, с помощью Платформы FXL банк может решать любые бизнес-задачи на единой технологической основе с автоматической реализацией внутренних бесшовных интеграций. Для автоматизации бэк- и фронтофиса, кол-центра, организации кредитного скоринга и продажи ипотеки не надо приобретать отдельные решения – все уже присутствует на единой платформе. Для банка это означает существенную экономию денежных средств и времени: вывод на рынок новых уникальных продуктов сводится к дням или часам, а любой новый бизнес в банке можно запустить меньше чем за месяц!
Важный критерий современных ИТ-систем – производительность и быстродействие. Производительность Платформы FXL, в том числе и ее быстродействие, подтверждены экспертами мирового уровня при проведении независимого тестирования на сверхбольших объемах реальных данных реального банка: закрытие банковского операционного дня по счетам и договорам 144 миллионов клиентов осуществлено менее чем за 3 часа, при этом система обрабатывала 53 тысячи договоров в секунду! Платформа FXL поддерживает технологии кластеризации и масштабирования, а также технологию вычисления в памяти – in-memory.
Технологии «24x7», примененные в Платформе FXL, обеспечивают установку обновлений системы в режиме non-stop, без технологических «окон», а закрытие операционного дня происходит без блокирования пользователей и прерывания бизнеса! Надежность Платформы FXL имеет практическое подтверждение: особую гордость вызывает тот факт, что за 10 лет работы в Почта Банке, обслуживающем около 17 млн клиентов, ни разу не было зафиксировано технологических сбоев, то есть обеспечивается доступность сервисов 99,999 процента.
Переход на современные цифровые платформы
неизбежен абсолютно для всех, но тот,
кто сделает его раньше других, получит
существенные конкурентные преимущества!
Будущее российского банкинга зависит от восприятия рынком необходимости перехода на современные высокотехнологичные отраслевые платформенные решения. Сам по себе этот переход неизбежен абсолютно для всех, но тот, кто сделает его раньше других, получит существенные конкурентные преимущества!
В этом году компании «ФлексСофт» исполнилось 30 лет. За эти годы накоплен огромный опыт, наши сотрудники обладают уникальными компетенциями, позволяющими создавать цифровые решения нового поколения. Платформа FXL компании «ФлексСофт» дает банкам необходимую основу для успешной цифровой трансформации, решения стоящих перед ними стратегических задач и повышения эффективности их бизнеса.