О текущем состоянии лизинговой отрасли в Кыргызской Республике и
о ее развитии первому заместителю журнала «Банковское дело» Марине
Нестеренко рассказал старший вице-президент ТПП Кыргызстана
Р. П. Касымов.
М. Н.: Лизинг – относительно молодая отрасль. Что сдерживало ее развитие в Кыргызстане?
Р. К.: В Кыргызской Республике лизинговые операции стали осуществляться с 2003 г. после принятия в 2002 г. Закона Кыргызской Республики «О финансовой аренде (лизинге)». До вступления Кыргызстана в ЕАЭС развитие лизинга сдерживала сложившаяся экономическая модель, ориентированная на реэкспорт товаров в страны ЕврАзЭС. Дополнительными факторами сдерживания были дешевая рабочая сила и относительно низкая рентабельность сферы производства. В этих условиях предприниматели и финансово-кредитные организации не были заинтересованы в инвестициях в основные средства производства и, соответственно, в лизинге как финансовом инструменте, направленном на приобретение и модернизацию основных средств.
Ситуация изменилась с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Коэффициент обновления основных средств (фондов), объем и доля финансирования производства со стороны банков показывают рост, соответственно, постепенно увеличивается доля в ВВП производственного сектора.
В сложившихся условиях в экономике созданы предпосылки для развития лизинга как финансового инструмента, направленного на приобретение и обновление основных средств. Как результат, число и объем сделок по лизингу показывают рост с 2016 г., равно как и расширение сферы применения.
С учетом оценки текущего состояния и динамики можно сделать вывод, что в ближайшее время интерес со стороны предпринимателей к данному финансовому инструменту будет расти.
М. Н.: Что сегодня представляет собой лизинговая отрасль Кыргызстана?
Р. К.: Согласно исследованию IFC, по состоянию на май 2003 г. общий объем лизинговой деятельности равнялся 635 тыс. долл. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2021 г. лизинговую деятельность осуществляли 12 компаний, которыми заключено более 860 договоров. При этом все лизинговые договоры заключены на условиях финансового лизинга. Общая стоимость таких договоров в 2021 г. составила 1,7 млрд сомов, что на 35% больше, чем в 2020 г.
В то же время в структуре финансового лизинга доля стоимости договоров, где предметом лизинга выступали здания, инженерные сооружения (недвижимость), сократилась с 2,4% в 2020 г. до 0,3% в 2021 г., тогда как доля стоимости лизинговых договоров на строительно-дорожную технику, машины и механизмы возросла на 6,1 процентного пункта, а на сельскохозяйственную технику, машины и механизмы – на 3,9 процентного пункта.
При этом значительная часть договоров финансового лизинга (0,7 млрд сомов, или 43%) по-прежнему приходится на сделки по приобретению сельскохозяйственной техники, машин и механизмов.
Общий портфель лизинговых компаний составляет около 3,3 млрд сомов, в том числе доля Айыл Банка – 2,5 млрд сомов). Общий объем лизинговых операций в 2021 г. достиг 1,7 млрд сомов (в 2020 г. – 1,3 млрд сомов).
М. Н.: Действуют ли в Республике Кыргызстан госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства?
Р. К.: Лизинг в республике развивается в основном как раз благодаря госпрограммам. На данный момент действуют 7 программ, направленных на льготное финансирование лизинга сельскохозяйственной техники:
■ Гослизинг-1 (постановление Правительства Кыргызской Республики от 11.07.2011 №382) на сумму в 197,9 млн сомов;
■ Гослизинг-2 (постановление Правительства Кыргызской Республики от 13.07.2012 №487) на сумму в 195 млн сомов;
■ Гослизинг-3 (постановление Правительства Кыргызской Республики от 19.02.2013 № 88) на сумму в 232,8 млн сомов;
■ Гослизинг-4 (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 02.10.2015 № 486) на сумму в 120,5 млн сомов;
■ Гослизинг-5 (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 10.04.2019 № 86-р) на сумму в 102,5 млн сомов;
■ Госл изинг- 6 (распоряжение Кабинета министров Кыргызской Республики от 06.10.2021 № 227-р) на сумму в 125,1 млн сомов;
■ проект «Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику» (постановление Правительства Кыргызской Республики от 14.08.2014 № 467 «О реализации Соглашения о предоставлении инвестиционного кредита из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества между Кыргызской Республикой и Евразийским банком развития» на сумму в 20 млн долл.
В данном аспекте хотелось бы отметить программу «Финансирование сельского хозяйства» (ФСХ) и Гарантийный фонд. Программа ФСХ осуществляется ежегодно, ее суть в том, что Минфин субсидирует процентную ставку банкам, которые, в свою очередь, выдают сельскохозяйственным производителям кредиты из своих ресурсов, но на условиях, определяемых соглашением между Минсельхозом, Минфином и коммерческими банками. Это позволяет сельхозпроизводителям получать дешевые ресурсы, наращивать благодаря этом свою материально техническую базу, увеличивать оборотный капитал.
Гарантийный Фонд создан Правительством
Кыргызской Республики в целях поддержки
малого и среднего бизнеса.
Гарантийный Фонд создан Правительством Кыргызской Республики в целях поддержки малого и среднего бизнеса. При обращении субъектов предпринимательства за кредитами в банк обязательное требование со стороны кредитора – наличие залога в виде недвижимости, и частой проблемой бывает именно его недостаток. В этом случае можно воспользоваться услугами Гарантийного Фонда, который может выступить гарантом на недостающую сумму залога, что позволяет реализовать проекты, на которые не хватает залогового обеспечения.
Освобождение от уплаты НДС на импорт при ввозе и принятии на баланс основных средств (техники, оборудования и пр. в соответствии с перечнем) также можно отнести к действенной мере поддержки малого и среднего бизнеса.
31 декабря 2021 г. завершилась еще одна программа, точнее, послабление для развития лизинговых компаний: налог на прибыль составлял до 31 декабря 2021 г. 5% против 10 в настоящее время.
Предложение на рынке финансовых продуктов, в том числе и предложение лизинговых продуктов, формируется под влиянием внешнеэкономических условий развития экономики Кыргызской Республики, а также государственных программ. В текущий период заметно увеличение инвестиций в производственные сектора экономики и сокращение – в секторе услуг.
М. Н.: Каковы основные препятствия для развития лизинга в Кыргызстане?
Р. К.: Прежде всего, сложное администрирование налоговых взаимоотношений. При лизинге владельцем де-юре является лизингодатель, но де-факто – лизингополучатель. И объект лизинга находится на балансе у лизингополучателя.
Но при этом нет четко расписанного алгоритма, определяющего, кто несет ответственность по налоговым платежам, по заявлениям об освобождении от налоговых требований и т. д. Можно также отметить периодические нововведения в таможенном оформлении, регистрации транспорта и техники, которые не всегда упрощают эти процедуры. А в лизинге оформление объекта лизинга в собственность должно происходить до выдачи лизинга, и производится обычно самим лизингодателем. Соответственно, лизинговая компания, в отличие от кредитной, должна иметь в штате сотрудника, занимающегося оформлением объектов лизинга. Кроме того, во время оформления объекта компания не получает дохода. В итоге выходит, что выгоднее и проще заниматься выдачей кредитов под залог, чем лизингом.
Еще одно препятствие – сложности при изъятии объекта лизинга в случае неисполнения лизингополучателем своих обязательств, и при получении в дальнейшем причитающихся лизинговых платежей. Сложности связаны с судебной системой.
Предложение на рынке финансовых продуктов,
в том числе и предложение лизинговых
продуктов, формируется под влиянием
внешнеэкономических условий развития
экономики Кыргызской Республики, а также
государственных программ. В текущий
период заметно увеличение инвестиций в
производственные сектора экономики и
сокращение – в секторе услуг.
Так как в Кыргызстане нет производства многих предметов лизинга, вся техника и оборудование импортируются из-за рубежа, чем обусловлен рост стоимости лизинга.
Согласно статистическим данным ЕАЭС,
Кыргызская Республика находится на
первом месте по доле инвестиций в основной
капитал в виде кредитов банков и заемных
средств иных организаций (в 2019 г. – 18%).
Экономика с каждым годом все больше
вовлекает заемные средства в процесс
производства и ведения бизнеса.
Низкая стоимость рабочей силы в Кыргызской Республике – дополнительный фактор слабой механизации и автоматизации в производственном процессе, что обусловливает снижение спроса на лизинг для целей повышения эффективности производства. В средне- и долгосрочной перспективе обновление оборудования, автоматизация и механизация производственного процесса окажут позитивное воздействие на рост производительности труда в республике в целом.
М. Н.: Насколько промышленность Кыргызстана заинтересована в лизинге? Есть ли для этого финансовые возможности?
Р. К.: Промышленность нуждается в инвестициях и техническом перевооружении. В этом плане лизинг становится наиболее оптимальным решением, однако пока его возможности ограничены. Согласно статистическим данным ЕАЭС, Кыргызская Республика находится на первом месте по доле инвестиций в основной капитал в виде кредитов банков и заемных средств иных организаций (в 2019 г. – 18%). Экономика с каждым годом все больше вовлекает заемные средства в процесс производства и ведения бизнеса.
Промышленность нуждается в инвестициях и
техническом перевооружении. В этом плане
лизинг становится наиболее оптимальным
решением, однако пока его возможности
ограничены.
Таким образом, банковский сектор в Кыргызской Республике занимает существенную долю среди источников инвестиций в экономику, следовательно, лизин, как один из финансовых инструментов обладает высоким потенциалом развития.