О текущей ситуации в экономике
и банковском секторе России, пред-
ложениях, прозвучавших на съезде
Российского союза промышленников
и предпринимателей (РСПП),
главный редактор журнала
«Банковское дело» В. Ф. Нестеренко
побеседовал с вице-президентом
РСПП А. В. Мурычевым.
В. Н.: Александр Васильевич, только что прошел съезд РСПП, большое знаковое мероприятие. Президент РСПП А. Н. Шохин, выступая на съезде, сказал, что российская экономика приобретает принципиально иное качество, начинает развиваться по новой модели. Как бы вы определили ее контуры?
А. М.: Мы формируем сейчас совершенно новую структуру экономики с учетом глобальных вызовов, ведем структурные преобразования и, соответственно, делаем ставку на собственные возможности и ресурсы, фактически идем к суверенизации экономики и финансовой системы. Это главное изменение. Если говорить о направлениях таких изменений, то можно отметить, например, эффективные программы поддержки бизнеса, реализуемые Правительством РФ совместно с
Банком России. Активно заработал Фонд развития промышленности, который стал очень эффективным институтом развития. Как стало известно на съезде, Фонд нуждается в большей капитализации, что увеличит его возможности по предоставлению льготных кредитов промышленным предприятиям. Важную роль в структурных изменениях экономики играет Российский экспортный центр.
В. Н.: Развитие российской экономики во многом определяется, образно говоря, невидимой рукой рынка. В России есть документы по долгосрочному развитию, но имеются, на мой взгляд, проблемы с их реализацией, с созданием необходимых инструментов, механизмов, институтов. Кроме того, для реализации поставленных целей нет достаточного числа квалифицированных кадров, тех же инженеров. Я прочитал одну удивительную вещь: у нас в стране, оказывается, нет ни одного предприятия, производящего подшипники. Нет подшипников – и ничто не поедет, колеса крутиться не будут. Как изменить ситуацию?
А. М.: На мой взгляд, инструменты для реализации поставленных долгосрочных целей имеются. Например, есть дорожная карта федерального правительства по импортозамещению, по всей номенклатуре недостающей продукции, в том числе связанной с запчастями, закупкой оборудования и прочим. Конечно же, основные проблемы решаются на уровне предприятий. Они меняют логистические цепочки и фактически уже в большинстве своем нашли поставщиков, прежде всего, конечно, из Азии. У многих предприятий ситуация складывается неплохо. Например, у ПАО «КАМАЗ» существенно выросло производство, отлажены все поставки, растет прибыль, объемы производства увеличились в несколько раз. При этом многие иностранные компании, несмотря на все давление на них, остались и продолжают работать в России. Недавно у меня была группа итальянских предпринимателей, которые работают в области минеральных удобрений и микробиологии. Я спросил: «Вы не боитесь вторичных санкций?». Они ответили: «Нет, не боимся, сделали ставку, что будем работать с Россией, готовы здесь развивать бизнес и ищем партнеров, помогите нам найти их. Мы готовы инвестировать, создавать производство». И такие иностранные компании надо поддерживать, сейчас на государственном уровне прорабатываются различные инструменты их поддержки. Надо также поддерживать иностранный бизнес, который только приходит на наш рынок. Если говорить о нехватке кадров для стру кт урной перестройки экономики, то разработана целевая программа подготовки и переквалификации кадров, речь идет прежде всего о технических специальностях – инженерах, рабочих. Эта программа уже реализуется в регионах, на каждом крупном предприятии создаются отделы по переквалификации, подготовке кадров. Организуются учебные центры, промышленные предприятия укрепляют взаимодействие со средними профессиональными и высшими образовательными у чреждениями. Очень важно, что у нас создана своя национальная система квалификаций. При президенте есть совет, отвечающий за ее развитие. Долгое время специалисты в России повышали свою квалификацию при международных сертификационных центра х, но многие из этих организаций ушли из страны. Теперь ставка должна делаться на национальную систему квалификаций, которая предусматривает периодическую переаттестацию специалистов, работающих на рынке, в соответствии с требованиями и критериями работодателей. Работодатели разрабатывают профессиональные стандарты. И с учетом требований таких профессиональных стандартов в созданных центрах оценки квалификаций происходит переаттестация специалистов. В настоящее время реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Программа предусматривает подготовку высокопрофессиональных специалистов и рабочих.
В. Н.: По мнению многих экспертов, сейчас российская экономика мало зависит от состояния экономик развитых стран. Если на Западе все-таки начнется полномасштабный кризис, удастся ли нам отсидеться, образно говоря, в тихой гавани?
А. М.: Мировой финансовый кризис нас, конечно, заденет, но не так сильно, как раньше. Появившиеся проблемы у крупнейших банков в США, Швейцарии – это очень серьезно. Поэтому задача структурной перестройки нашей экономики приобретает особое значение. Мировой кризис обычно распространяется через финансовые институты. Сейчас наша банковская система более устойчива к негативным внешним воздействиям, чем, скажем, в 2008 г., поскольку происходит дедолларизация экономики, уменьшилась зависимость банковского сектора от иностранного капитала.
В. Н.: Да, доля доллара во внешнеторговых расчетах России уменьшается, растет доля китайского юаня, индийской рупии, других валют. Африканские страны предлагают в национальных валютах с нами торговать.
А. М.: У меня тоже была делегация бизнесменов из Африки, складываются очень хорошие условия для развития экономических отношений с африканскими странами. В большинстве этих стран Россию ждут и готовы предоставлять льготные условия. Хотя имеются проблемы в переходе на расчеты в национальных валютах. При этом совет руководителей стран ШОС принял дорожную карту по переходу на расчеты в национальных валютах до 2025 г.
В. Н.: Как раз РСПП разработала платформу информационно-аналитического взаимодействия по трансграничным расчетам. Это будет помогать бизнесу?
А. М.: Пока это проект. Мы планируем формировать предложения для наших компаний, которые могли бы находить партнеров, в том числе в области расчетов, например, лояльные банки. Возможно создание клиринговых центров, биржевых систем, банков для прямых расчетов. Предложения о сотрудничестве от зарубежных партнеров уже поступают.
В. Н.: Очень важный инструмент экономического регулирования – ключевая ставка Банка России. Ранее в кризисные периоды она значительно повышалась, например, в 2022 г. сразу до 20%. К сожалению, мне не удалось найти хоть какие-то обоснования этих цифр. Ведь ставка 20% – заградительная и перекрывает каналы финансирования экономики. Возможно ли новое ее резкое увеличение?
А. М.: В острой фазе экономического кризиса ЦБ РФ шел на резкое повышение ключевой ставки, чтобы не допустить сильной
инфляции, нивелировать влияние различных негативных факторов на экономику. Сейчас у нас ставка 7,5%. Замечу, что помимо величины ключевой ставки на объемы кредитования экономики влияет множество других факторов. Существуют достаточно эффективные инструменты поддержки кредитования, например, механизм субсидирования процентных ставок. В настоящее время, на мой взгляд, Правительство и Банк России очень слаженно действуют в области укрепления макроэкономической стабильности, обеспечения кредитования экономики. Достигнуты заметные успехи: низкий уровень безработицы, инфляция под контролем, объемы кредитования растут.
В. Н.: В течение ряда лет наблюдается снижение реально располагаемых доходов населения. Это важный макроэкономический показатель. Не может ли его снижение привести к росту просроченной задолженности по кредитам, проблемам в банковском секторе и экономике в целом?
А. М.: Такая проблема существует, но она находится под контролем Правительства и Банка России и не оказывает серьезного влияния на состояние банковского сектора. Финансовое состояние банковской системы в настоящее время стабильное, банки обладают хорошей ликвидностью, сформированы достаточные резервы. Кроме того, Правительство и Банк России имеют в своем арсенале много инструментов поддержки банковского сектора, если такие меры потребуются.
В. Н.: На съезде РСПП говорилось, что, по данным опросов, доступность кредитных средств для предприятий недостаточна с точки зрения устойчивого экономического развития, постоянные трудности с привлечением финансирования испытывают около 50% опрошенных РСПП предприятий, что на 20% больше, чем год назад, Что-нибудь в этом плане будет предприниматься?
А. М.: Да, такая проблема есть. Поэтому РСПП сформулировал предложения по преодолению ситуации. На наш взгляд, важно развивать беззалоговое кредитование через проекты финансирования за счет государственных возможностей, за счет государственно-частного партнерства. Например, такая схема сотрудничества может быть реализована в проекте «Север – юг», который предусматривает масштабные стройки, строительство дорог, инфраструктуры и прочее. Для РСПП это очевидно, мы предлагали правительству такие финансовые инструменты, но для этих целей нужно целевое финансирование, ресурс. За счет чего? За счет выпуска государственных ценных бумаг. Было наше предложение: пусть ЦБ РФ выкупит у Минфина ценные бумаги и отдаст на целевое кредитование промышленности. Деньги должны выделяться под низкий процент, это должны быть длинные и целевые деньги. В этом случае Минфин получает дополнительные внебюджетные возможности, появляются условия для целевого кредитования проектов через уполномоченные банки. Можно создать специализированные инстит у ты для реализации такой схемы кредитования, можно использовать уже имеющиеся, например ВЭБ, компанию «Дом.РФ» и др.
В. Н.: Да, «Дом.РФ» активно развивается сейчас.
А. М.: «Дом.РФ» сейчас фактически замещает те направления, которыми раньше занимался Промстройбанк: строительство жилья, промышленное строительство. Необходимо только развивать компетенцию сотрудников таких институтов развития, в том числе за счет формирования инженерных служб, ревизионных отделов, которые могли бы контролировать расходную часть.
В. Н.: На съезде говорилось, что среди ключевых проблем бизнеса по итогам прошлого года – рост цен производителей и тарифов естественных монополий. Есть, конечно, Антимонопольный комитет, который занимается этими вопросами, но ведь многие тарифы естественных монополий устанавливаются государственными органами. Рост тарифов – это нагрузка на бизнес и население. Как с этим быть?
А. М.: РСПП всегда выступал за ограничение роста тарифов, что особенно важно в текущих условиях, когда нужно минимизировать расходы предприятий. Я надеюсь на взвешенный подход в этом вопросе.
В. Н.: Будем надеяться, что структурная перестройка российской экономики, о которой говорилось на съезде РСПП, будет происходить быстро и эффективно, а предложения РСПП будут учитываться при реализации экономической политики.
Александр Васильевич, спасибо вам большое, что нашли время поговорить о текущей ситуации в экономике и банковском секторе!