22 декабря 2021 года Саморегулируемая организация «Национальная финансовая ассоциация» и Ассоциация банков России направили в Банк России и Минфин России совместный доклад «Перезагрузка рынка неипотечной секьюритизации».
Доклад подготовлен ассоциациями с целью показать потенциал секьюритизации как инструмента привлечения средств в реальный сектор экономики при принятии изменений в законодательное и отраслевое регулирование.
«СРО НФА и Ассоциация банков России на протяжении многих лет предпринимают последовательные шаги, направленные на развитие национального рынка секьюритизации и структурного финансирования. Одним из пунктов «Основных направлений развития финансового рынка» до 2024 года, представленных Банком России, стало «Содействие развитию долгосрочного финансирования». Мы считаем это направление одним из наиболее важных в условиях санкционного давления и убеждены в том, что инструменты секьюритизации способны служить значимым источником долгосрочного финансирования российской экономики и достижения целей приоритетных национальных проектов», - отметил Президент СРО НФА Василий Заблоцкий.
«Если бы по основным классам активов, которые уже есть на балансе банков и лизинговых компаний, удалось добиться секьюритизации хотя бы в 10% их объема, то можно было бы привлечь на нужды развития реального сектора экономики до 4,5 трлн. рублей денежных средств. Это существенно выше расходов государственного бюджета»,- считает один из авторов доклада, Председатель совместного Комитета СРО НФА – Ассоциация «Россия» по секьюритизации, руководитель направления по законодательному регулированию Альфа-банка Олег Иванов.
Механизм секьюритизации подразумевает выпуск ценных бумаг под кредитные портфели однородных ссуд. Для снижения рисков банки передают портфели кредитов на баланс созданной SPV-компании и выпускают обеспеченные ценные бумаги. Инвесторы вкладывают деньги в эти инструменты на фондовом рынке, а полученные денежные средства идут на финансирование различных отраслей экономики.
Речь идет о применении механизма секьюритизации, который традиционно используется для выпуска ипотечных бумаг, к портфелям неипотечных кредитов, таких как автокредитование, «зеленые» и социальные (ESG) кредиты, кредиты малому и среднему бизнесу. Этот механизм может быть применен и в более сложных сделках, таких как финансирование лизинговых компаний или проектах государственно-частного партнерства.
В России правовая база для секьюритизации существует с 2013 года, когда были внесены поправки в закон о рынке ценных бумаг и появилось правовое регулирование специализированных финансовых обществ (SPV), но сделки неипотечной секьюритизации носят несистемный характер. Поэтому в докладе содержатся предложения по перезапуску механизма неипотечной секьюритизации.
Предложения касаются, в частности, поправок в федеральные законы, которые сближают стандарты секьюритизации с Базельскими стандартами, а также изменений нормативных актов Банка России, регулирующих модели удержания риска в сделках неипотечной секьюритизации.
В докладе, в числе прочего, проанализирован мировой опыт, показавший, что доля неипотечной секьюритизации в Китае составляет 40%, в Европе - 30%, в США - 20%. По оценке авторов доклада, в России механизм неипотечной секьюритизации сегодня используется на 2% от потенциальной мощности.
Рынок секьюритизации является важной составляющей финансовых рынков крупнейших экономик – США, ЕС, Китая, Японии, Латинской Америки. В условиях пандемии коронавируса инструменты секьюритизации продемонстрировали высокую устойчивость.