Несмотря на необходимость усиления защиты прав инвесторов, мы должны продлить меры стимулирования, в том числе по дальнейшему развитию регулирования на рынке форекс. Потому что мы понимаем, что у нас большое количество клиентов продолжает торговать и заключать сделки в безлицензионных компаниях из списка уже недружественных стран. И, конечно, эти клиенты не защищены должным образом. Почему они выбирают работу именно с компаниями, которые не имеют лицензии Банка России? Потому что количество предлагаемых ими инструментов значительно шире, и мы в этой ситуации очень надеемся и ждем, что в эту осеннюю сессию будет внесен законопроект о совершенствовании регулирования деятельности дилеров и форекс-дилеров, который как раз и направлен на расширение списка торгуемых форекс-дилерами инструментов.
Второй важный момент — вопрос, связанный с размером кредитного плеча. На сегодняшний день закон о рынке ценных бумаг предлагает форекс-дилерам кредитное плечо 1 к 50, в концепции законопроекта говорится о снижении плеча до 1 к 30. При этом не стоит забывать, что в 2020 году был принят закон о категоризации инвесторов, который разделил клиентов форекс-дилеров на две категории: квалифицированные инвесторы, которых у нас, кстати, бóльшая часть, и неквалифицированные инвесторы — те инвесторы, которым после успешного прохождения тестирования рассчитывается плечо в зависимости от волатильности валютных пар. Если взять аналог регулирования рынка форекс у коллег из Белоруссии, то размер кредитного плеча там значительно выше.
Если мы признаéм человека квалифицированным инвестором, то он должен получать максимально возможное число инструментов и опций, которые ему может предложить профессиональный участник рынка ценных бумаг. Но в то же время мы понимаем, что квалифицированный инвестор осознает и берет на себя весь риск. В-третьих, у нас есть проблема противодействия нелегальным участникам финансового рынка, но я повторю тезис, который постоянно говорю, что нелегальный рынок можно победить только рынком легальным. Любые нововведения в части ужесточения прихода новых инвесторов приведут к тому, что потребители финансовых услуг выберут наиболее доступный для них способ получения инвестиций и информации.
В целом количество клиентов [форекс-дилеров] пропорционально тому инструментарию, который на сегодняшний день у них есть. Но интерес клиентов к внебиржевым производным финансовым инструментам постепенно растет, так как многие инструменты фондового рынка стали недоступны. Что касается непосредственно клиентов форекс-дилеров, то они от этих событий никоим образом не пострадали, поскольку вся инфраструктура компаний находится на территории РФ.
Важный момент, на который, я считаю, стоит обратить внимание, касается создания единого финансового рынка, но не только с точки зрения Союзного государства России и Белоруссии. Среди 28 союзных программ есть отдельная программа, которая касается гармонизации законодательства о регулировании рынка форекс между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В текущих условиях нам необходимо искать надежных партнеров и развивать каналы взаимодействия бизнеса, которые позволили бы клиентам беспрепятственно приходить на эти рынки, в том числе российским клиентам заходить на белорусский рынок форекс, а белорусским на российский рынок.
На сегодняшний день мы не видим необходимости ужесточения требований к квалифицированным инвесторам. Мы видим необходимость в предоставлении участникам финансового рынка регуляторных послаблений.
Все эти факторы позволят нам восстановить ситуацию на финансовом рынке не только через раскрытие информации, но и за счет того, чтобы сам бизнес почувствовал, что государство о нем помнит, слышит его, верит в него и дает возможность ему дальше работать, думать о развитии именно в России, а не сворачивать подразделения, как это сделали многие иностранные компании.