Сегодня авторы проектов активно пользуются инструментами краудфандинга в процессе привлечении финансирования для своих идей. Так, создатели новых проектов находят через платформы единомышленников и поддержку пользователей.
Сборы обеспечиваются за счет привлечения небольших сумм от большого числа людей. Как правило, фаундеры (основатели) проектов предлагают за взносы различные лоты: цифровую копию музыкального альбома, автографы, лимитированный товар. Такой способ финансирования подходит как для уже состоявшихся проектов, которые уже получили свою огласку и признание, так и для свежих инициатив.
Краудфандинг ввиду своей специфики является нетривиальным способом проверить актуальность идеи и, как следствие, привлечь к продукту или проекту целевую аудиторию. При размещении краудфандингового сбора на специальной платформе кроме названия, автора идеи и суммы сбора указывается также информация о проекте, какие у него цели, направленность, какую ценность он несет, также даются ссылки на различные информационные каналы, через которые аудитория может подробнее ознакомиться с продуктом. И эта технология может быть применена к любым бизнес-идеям и стартапам.
Жизнеспособность идеи подтверждается успешным закрытием сбора – люди ждут ее воплощение. Однако даже если необходимую сумму собрать не удалось, в процессе крауд-кампании можно выявить зоны роста и оценить интерес людей к предложению. Для этого стоит выполнить несколько действий:
1. Подготовка. Необходимо определить целевую сумму финансирования и выбрать подходящую краудфандинговую платформу (список официальных платформ находится в реестре операторов инвестиционных платформ Банка России).
2. Исполнение: разместить информацию о кампании в открытый доступ, проявлять активность в соцсетях, отвечая на комментарии и вопросы.
3. Проанализировать результаты кампании: количество взносов, сумму каждого. Полученные данные можно использовать для повторной кампании.
Но проверка идеи – это, конечно, не единственная функция краудфандинга. Например, на таких неинвестиционных краудфандиндинговых платформах как Planeta.ru выделяют сразу четыре функции, которые дает проектам этот инструмент: финансирование, PR, проверка идеи и предзаказ. Так, автор крауд-проекта может собрать средства, необходимые для реализации идеи; заявить о своем проекте на большую лояльную аудиторию (только на Planeta.ru зарегистрировано более 1,3 млн уникальных пользователей); проверить свою идею на прочность; собрать предзаказы на товар, который производит автор.
«Краудфандинг может стать важной ступенью в реализации бизнес-плана. В результате крауд-кампании фаундеры могут не только привлечь необходимые средства и открыть зоны роста своего проекта, но и обеспечить свой проект медийностью и собрать или расширить свою аудиторию» – Кирилл Косминский, директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциация краудфандинга).