Росстат опубликовал данные о промышленном производстве за март и I квартал 2024 года. Рост промпроизводства в марте замедлился до 4,0% (г/г) по сравнению с аномально высокими 8,5% (г/г) в феврале и оказался ниже консенсус-прогноза в 4,9% (г/г). По отношению к предыдущему месяцу с устранением сезонного и календарного факторов рост был минимальный, +0,1% (м/м) после февральского подъема на 1,6% (м/м) и спада в январе на 0,2% (м/м). В целом с июня прошлого года помесячная динамика промпроизводства с учетом сезонности была околонулевой, за исключением февраля. Колебания годовой динамики в феврале и марте в значительной мере могут объясняться календарным фактором (в феврале дополнительный рабочий день, в марте, наоборот, 20 рабочих дней против 22 дней в марте прошлого года). Кроме того, на замедление годового роста промпроизводства в марте могли повлиять отмечаемый Министерством экономического развития эффект более высокой базы прошлого года и сокращение производства нефтепродуктов из-за внеплановых вынужденных ремонтов НПЗ. Помимо календарного фактора, февральский скачок промпроизводства поддерживался еще и резким ускорением роста бюджетных расходов. По нашим оценкам на основе данных Минфина, он превысил 56% (г/г), в то время как в марте замедлился до более «скромных» 27% (г/г). Как поясняет Минфин, «несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-марте 2024 года, в том числе, связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам».
В добывающем секторе рост в марте замедлился до 0,4% (г/г) после 2,1% (г/г) в феврале, в обрабатывающей промышленности до 6,0% (г/г) после 13,5% (г/г) в феврале. Замедление годовой динамики отмечается практически во всех отраслях, в том числе тех, которые уже длительное время остаются в лидерах роста и часто связаны с военными заказами: производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) — рост замедлился до 33,4% (г/г) после 51,5% (г/г) в феврале, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий — до 31,9% (г/г) после 47,2% (г/г) в феврале, в производстве прочих транспортных средств и оборудования — до 32,9% (г/г) после 38,6% (г/г) в феврале. Впрочем, Минэк обращает внимание, что среди основных товаров машиностроительного комплекса сильный рост в марте показало производство гражданской продукции: вагоны метрополитена — в 3,2 раза, подъемники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ — в 2,4 раза, тепловозы магистральные +58,8% (г/г), полувагоны +56,1% (г/г), холодильники и морозильники бытовые +23,6% (г/г), станки токарные металлорежущие +21,7% (г/г).
Замедление годовой динамики отразилось в производстве автотранспортных средств, +25% (г/г) против +37,9% (г/г) в феврале, в производстве мебели, +9,3% (г/г) против +20,5% (г/г) в феврале. Производство нефтепродуктов резко сократилось, бензин автомобильный -7,9% (г/г), дизтопливо -5,7% (г/г), мазут -22,2% (г/г). Это произошло на фоне временного выхода из строя части нефтеперерабатывающих мощностей после атак на НПЗ. Минэнерго сообщило, что Россия смогла в середине апреля восстановить объемы производства бензина после локального снижения из-за незапланированных ремонтов на НПЗ. Металлургическое производство сократилось на 5,7% (г/г), производство лекарств — на 0,8% (г/г).
По итогам I квартала 2024 года рост промпроизводства составил 5,6% (г/г), в т.ч. в добывающей промышленности 1,1% (г/г), в обрабатывающей 8,8% (г/г).
Судя по опросам, настроения бизнеса в промышленности остаются на высоком уровне. Так, по данным S&P Global, в марте индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности достиг максимума с 2006 года (55,7 п), темпы роста новых заказов, выпуска и создания рабочих мест были на многолетних максимумах. По данным мониторинга ЦБ, индикатор бизнес-климата в апреле несколько снизился, но остается выше среднего за I квартал 2024 года и вблизи максимумов за 12 лет (несмотря на высокий уровень процентных ставок в экономике).
Между тем дополнительной проблемой для промышленности, помимо часто упоминаемых высокой загрузки производственных мощностей и дефицита рабочей силы, могут стать и проблемы с импортными поставками из-за участившихся задержек, отказов зарубежными банками в проведении трансграничных платежей. Эти проблемы обострились с декабря прошлого года в связи с усилением санкционного давления США на банки стран-партнеров РФ и могли отразиться в сокращении импорта товаров более чем на 10% (г/г) в I квартале 2024 года, причем в марте темпы сокращения усилились. По данным китайской таможенной статистики, экспорт из Китая в Россию в марте сократился впервые с 2022 года. Прямые поставки машин, оборудования, механизмов и их комплектующих снизились на 15% (г/г). По сообщениям СМИ со ссылкой на участников рынка, с конца марта китайские банки начали блокировать оплату от российских компаний за компоненты для сборки электроники, ранее сообщалось о сокращении экспорта промышленного оборудования в Россию из Турции из-за угроз вторичных санкций. Возможно, эти проблемы носят временный характер, и вновь будут найдены обходные пути, но в любом случае это должно привести к удлинению сроков поставок и удорожанию их стоимости.
В начале апреля глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что министерство ожидает роста обрабатывающей промышленности в 2024 году более чем на 5% при сохранении динамики начала года. В то же время в апреле Минэкономразвития снизило прогноз роста промпроизводства на этот год до 2,5% с 2,6% (прогноз сентября 2023 года). По словам представителя министерства, незначительное понижение прогноза объясняется пересмотром ожиданий в сфере добычи (Правительство России приняло решение о дополнительном сокращении совокупной добычи и экспорта нефти во II квартале 2024 года на 471 тыс. баррелей в сутки в координации с некоторыми странами-участниками ОПЕК+; публикация данных о динамике добычи нефти и газа приостановлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации). При этом рост в обрабатывающих отраслях промышленности, по словам представителя Минэкономразвития, в 2024 году ожидается на уровне 4%.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»