В преддверии Дня российского предпринимательства эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) провели опрос среди предпринимателей и выяснили, как они оценивают перспективы бизнеса в 2024 году. В опросе* приняли участие представители 90 крупных, средних и небольших компаний, а также самозанятые.
Результаты исследования показали, что три четверти респондентов положительно оценивают текущие перспективы для бизнеса. По мнению большинства опрошенных, одно из главных качеств предпринимателя — организованность, а при запуске бизнеса важнее всего учитывать потребности клиентов.
Бизнес настроен оптимистично
Как показал опрос на сайте ЮKassa, 74% предпринимателей считают, что сейчас подходящее время для запуска бизнеса. Не согласны с этим 23% опрошенных, ещё 3% затрудняются с ответом.
«Подходящее время — всегда», — отметил один из респондентов.
По данным ЮKassa, в январе-апреле 2024 года число подключенных к сервису онлайн-площадок увеличилось вдвое по сравнению с январём-апрелем 2023 года. Количество подключенных юрлиц при этом выросло почти в 2,5 раза, ИП стало в 2,4 раза больше, а самозанятых — на 52% больше.
«У отечественного бизнеса сейчас благоприятные перспективы. Растёт количество онлайн-магазинов, внедряются альтернативные платёжные методы и новые технологии. Рынок активно расширяется, на него выходит всё больше предпринимателей из разных регионов страны, что тоже станет драйвером роста в ближайшем будущем», — говорит коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Предприниматели ставят на IT и производство
Самой перспективной сферой бизнеса участники опроса считают IT — так ответили 26%. Далее идут производство и ремонт оборудования (15%), торговля (14%), образование (12%) и инфобизнес (10%). По 8% ответов пришлось на сферы финансов и дизайна, 6% — на пошив и ремонт одежды, а 1% — на сферу услуг.
Развивать свой бизнес и в офлайне, и в онлайне важно для 62% опрошенных. Ещё 36% делают ставку только на онлайн, а 2% верят исключительно в офлайн.
Сфокусироваться на российском рынке предпочли бы 42% опрошенных. По мнению 6%, начинать лучше с российского рынка, а в случае успеха можно пробовать расширяться до международного. В перспективы международного бизнеса верит 31% опрошенных, а 21% считает, что лучше сотрудничать с дружественными странами.
«Развитие международных отношений и торговых связей между странами открывает новые возможности для экспорта продукции и услуг российских компаний. Поэтому мы считаем, что в перспективе выход на международный рынок положительно отразится на бизнесе в России», — отмечает коммерческий директор ЮMoney.
Треть предпринимателей предпочитает работать в команде
Большинство опрошенных (27%) считают, что для запуска бизнеса необходимо от полумиллиона до миллиона рублей. По 16% ответили, что на это потребуется от одного до двух или от двух до трёх миллионов. Ещё 18% уверены, что стартовый капитал должен начинаться от трёх миллионов рублей. Столько же считают, что сумма не важна, а 5% отмечают, что она зависит от выбранной ниши, бизнес-плана и желания самого предпринимателя.
Наличие команды важно для 34% опрошенных. По 32% предпочитают работать в одиночку или с одним партнёром. Остальные полагают, что численность команды зависит от ниши, необходимости масштабироваться и делегировать процессы.
Среди важных для руководителя бизнеса качеств опрошенные выделяют целеустремлённость и организованность (35%), глубокие знания в выбранной сфере (27%), креативность (20%) и интуицию (18%).
Бизнес становится клиентоцентричным
По мнению респондентов, при запуске бизнеса важнее всего учитывать потребности целевой аудитории — так ответили 26% опрошенных.
«Персонализация — одна из главных тенденций на отечественном рынке. Индивидуальный подход к каждому покупателю, его комфорт и удовлетворённость становятся важными составляющими в организации любых бизнес-процессов», — считает Дмитрий Кармишин.
Также, по мнению опрошенных предпринимателей, на старте важно рассчитать затраты на организацию и производство (22%), учесть возможности масштабирования бизнеса (21%), оценить сроки окупаемости (16%) и цикл жизни продукта (15%).
«Мы положительно оцениваем перспективы российского бизнеса. Преимущество будет у компаний, которые умеют адаптироваться к изменениям на рынке и эффективно использовать новые технологии. Дополнительные возможности для бизнеса откроет стимулирование развития в регионах, особенно в сферах сельского хозяйства, туризма, логистики и инфраструктуры», — подводит итог коммерческий директор ЮMoney.
* Опрос проводился с 16 по 23 мая на сайте ЮKassa. В исследовании приняли участие 90 респондентов, из них 45% — индивидуальные предприниматели, 42% — самозанятые, 13% — юридические лица.