70% от общего количества и объемов выдач автокредитов в апреле пришлось на новые машины. За месяц было выдано 68,91 тыс. кредитов на новые авто на 101,57 млрд руб. За этот же период было выдано 27,22 тыс. кредитов на б/у авто на сумму 39,97 млрд руб. Месяцем ранее доля кредитов на новые авто составила 69% от общего объема и 70% от общего количества выдач автокредитов. В марте 2024 г. было выдано 84,11 тыс. автокредитов на новые авто на 125,38 млрд руб. На б/у авто за этот же период было выдано 33,49 тыс. кредитов на 50,95 млрд руб.
В перечень ТОП-5 регионов по объемам выдач автокредитов в апреле вошли: Москва – 7,49 тыс. автокредитов на 14,89 млрд руб., Московская обл. – 7,26 тыс. кредитов на 12,97 млрд руб., Санкт-Петербург – 4,99 тыс. кредитов на 8,84 млрд руб., Краснодарский край – 4,29 тыс. кредитов на 6,80 млрд руб. и Татарстан – 4,52 тыс. кредитов на 6,25 млрд руб.
В большинстве регионов РФ в апреле по сравнению с показателями марта отмечается снижение объемов и количества выдач автокредитов. Наибольшее снижение зафиксировано в Ненецком АО, где объемы сократились на 51%, а количество выдач – на 47%. Минимальная динамика автокредитования наблюдалась в Чеченской республике, где объемы выдач сократились на 1%, а количество выросло на 1%. В нескольких регионах отмечается одновременный прирост и объемов, и количества выдач автокредитов, среди них: Еврейская АО (+17% количество и +49% объемы), Камчатский край (+16% количество и 29% объемы), Северная Осетия – Алания (+21% количество и +23% объемы), Калмыкия (+11% количество и 13% объемы), Ингушетия (+24% количество и +6% объемы), Дагестан (количество и объемы по +5%) и республика Алтай (+4% количество и +5% объемы). В Сахалинской области при росте объемов автокредитования на 7% количество выдач сократилось на 10%.
Средний размер автокредита в разных регионах вел себя в апреле по-разному. Наибольший прирост зафиксирован в Еврейской АО: +27%. Без изменений размер автокредита остался в Дагестане, Удмуртии, Ленинградской, Томской, Челябинской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Свердловской, Курской, Мурманской областях и Алтайском крае. Наибольшее снижение среднего размера автокредита отмечается в Бурятии: -22%. Самые крупные автокредиты выдавали в апреле жителям Москвы – в среднем 1,99 млн руб, Московской обл. – 1,79 млн руб., Санкт-Петербурга – 1,77 млн руб., Сахалинской обл. – 1,72 млн руб. и Ямало-Ненецкого АО – 1,71 млн руб.
Автокредиты на самый длительный срок – 77 мес. (6 лет 5 мес.) – выдавали в апреле в Тыве. Самый короткий срок автокредитования зафиксирован в Чукотском АО – 44 мес. (3 года 8 мес.). В Москве, Нижегородской, Иркутской, Курской, Владимирской областях и Приморском крае средний срок автокредитования составил 66 мес. (5 лет 6 мес.).
Михаил Алексин, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро: "Общие тренды российского авторынка сказываются и на автокредитовании. Рекордные продажи и, как следствие, пиковые объемы выдач автокредитов в марте 2024 г. были связаны с началом весеннего сезона и повышенным спросом, подогреваемым таможенными изменениями с 1 апреля 2024 г. После 1 апреля произошла предсказуемая корректировка. Тем не менее сезон в разгаре – продажи автомобилей и выдачи кредитов остаются на очень высоком уровне.
Заметному росту автокредитования в первые месяцы 2024 г. способствовало также и относительно мягкое макропруденциальное регулирование со стороны Банка России, благодаря которому банки рассматривают автокредиты как перспективную возможность наращивания кредитных портфелей, в отличие от других продуктов, к которым применяются более жесткие ограничения. При этом уже с 1 июля Банк России в целях ограничения долговой нагрузки граждан и повышения устойчивости банковского сектора ужесточает макропруденциальные требования по автокредитованию, что, вероятно, приведет к его охлаждению во второй половине года.
Что касается динамики среднего размера автокредита, то она также следует изменениям в структуре авторынка, где продолжает расти доля отечественных сравнительно недорогих автомобилей, а доля премиум-сегмента снизилась до минимума 2024 г. Это привело к снижению средней цены покупаемой машины, а значит, и среднего чека автокредита."