Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Центробанк не хочет больше терпеть уловки банковских групп

A A= A+ 08.07.2016

В обход ограничений некоторые НПФ инвестируют в аффилированные кредитные организации половину активов

Центробанку не нравится то, что негосударственные пенсионные фонды (НПФ) нарушают ограничения по инвестированию пенсионных накоплений в связанные банки и компании.

По информации «Известий», некоторые фонды вместо разрешенных 15–25% (в зависимости от срочности инструментов) активов, вкладывают в кэптивные организации от 30 до 60% и более. В ЦБ признают, что существует возможности обойти ограничения, однако пока у регулятора связаны руки.

В течение ближайшего года ЦБ намерен их себе развязать. После истории с банковско-финансовой группой Анатолия Мотылева (головной банк — «Российский кредит»), регулятор усилил внимание к таким структурам. Особенно болезненно ЦБ относится к инвестированию пенсионных накоплений в рамках одной группы. В соответствии с Положением 451-П, напомнили в Центробанке, «доля инвестиций в ценные бумаги одного юридического лица или группу связанных юрлиц по долгосрочным позициям не должна превышать 15%, а в случае включения коротких инструментов может быть увеличена до 25%».

Тем не менее на Международном финансовом конгрессе (МФК), который прошел в конце прошлой недели в Санкт-Петербурге, директор департамента финансовой стабильности Сергей Моисеев заявил, что регулятора совершенно не устраивает масштаб вложений кэптивных НПФ в группы. Как он выразился, слишком много денег сейчас вложено в банки группы или по договоренности. А с учетом пенсионных резервов вкладывается еще больше. В сумме получается слишком большая концентрация, что приводит к повышенному риску.   Представитель ЦБ не стал называть конкретных показателей.

Однако источник «Известий», близкий к регулятору, сообщил, что у нескольких фондов вложения в головные банки составляет 30%. А два НПФ и вовсе помогли аффилированным кредитным организациям суммами, превышающими 40 и 60% собственных активов соответственно. Официальные представители ЦБ признали, что ограничения, заложенные в положение, можно пытаться обойти, инвестируя средства в формально не аффилированные структуры. Источник, близкий к регулятору, пояснил, что НПФ не только пытаются это делать, но и активно делают через юридические лица, которые формально с банками или компаниями не связаны. Как рассказал один из финансистов, пожелавший сохранить анонимность, схема проста: создается компания, она выпускает ценные бумаги, в которые вкладывается НПФ. Если окончательным звеном цепи является банк, то тогда компания размещает полученные от НПФ средства на депозит в кредитной организации. Фактически регулятор видит, что компании связаны по финансовым потокам, деятельности и т.д. Однако пока ничего сделать не может.

— Для борьбы с таким явлением Банку России необходимы полномочия по определению группы связанных лиц, — пояснили в ЦБ. По данным Центробанка, в настоящее время действуют 314 неформальных финансовых конгломератов, которые не подпадают под регулирование; более 110 банковских групп с участием 160 кредитных организаций, которые объединяют 230 юридических лиц. Также в стране сейчас 28 банковских холдингов, в состав которых входят 36 кредитных организаций.

По мнению регулятора, отсутствие права контроля за этими структурами создает условия, при которых эти объединения имеют возможность (и зачастую используют ее) структурировать бизнес так, чтобы на них не распространялись требования, например, по соблюдению обязательных нормативов. В частности, норматива Н6 (норматив максимального риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков). Что, как уверены в ЦБ, создает угрозы для кредиторов и граждан.  Управляющий директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Павел Митрофанов считает, что вложения в банки с достаточно высокими кредитными рейтингами по уровню риска все же нельзя сравнить с инвестициями в сомнительные активы, земли и прочие активы, фигурировавшие в истории с Анатолием Мотылевым. 

— Однако если ЦБ считает, что концентрация риска на один актив слишком велика, то может просто изменить требования, поскольку в любом случае фонды будут использовать все официально разрешенные возможности по кэптивному инвестированию, — полагает он. В связи с этим, как было анонсировано на МФК, ЦБ полностью меняет подход и уже в будущем году планирует перейти на регулирование деятельности банковских групп, банковских холдингов и иных объединений юридических лиц с участием финансовых организаций. 

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/621330#ixzz4Do0tVZSZ


Наши проекты