Опубликованный отчет BLS показал, что возобновившийся весной тренд на замедление инфляции в июне усилился. В месячном выражении была зафиксирована неожиданная дефляция, -0,1% (м/м), после нулевого значения в мае и консенсус-прогноза 0,1% (м/м). В годовом выражении инфляция снизилась до 3,0% (минимум за год) по сравнению с 3,3% в мае, ниже консенсус-прогноза (3,1%). Базовая инфляция (Core CPI), не включающая продукты питания и энергоресурсы и считающаяся более устойчивым показателем инфляции, замедлилась до 0,1% (м/м), минимум с февраля 2021 года, после 0,2% (м/м) в мае и ожидавшихся рынком 0,2% (м/м). В годовом выражении базовая инфляция продолжила обновлять минимальные значения с апреля 2021 года, опустившись с 3,4% (г/г) до 3,3% (г/г), — рынок не ожидал изменений.
Снижение общей инфляции было обусловлено в основном снижением цен на бензин, -3,8% (м/м), это второе снижение подряд, и в целом цен на энергоресурсы. Отрицательная месячная инфляция продолжилась и в категории базовых товаров (кроме энергоресурсов и продовольствия) — в частности, за счет снижения цен на новые и подержанные автомобили. Однако более значимым представляется долгожданное замедление роста платы за пользование жильем (shelter) — месячный рост стоимости аренды жилья и вмененной ренты стал минимальным с августа 2021 года. Кроме того, по оценке Bloomberg, второй месяц подряд снижался показатель т.н. «супербазовой» (supercore) инфляции (цены на основные услуги, исключая жилье), наиболее устойчивая компонента инфляции.
Таким образом, прогресс в замедлении инфляции, затормозившийся в начале года, в апреле возобновился, а в мае и июне усилился. Это должно придать дополнительной уверенности ФРС в устойчивости тренда — в течение предыдущих двух дней, представляя в Конгрессе полугодовой отчет о ДКП, глава ФРС Джером Пауэлл говорил о том, что последние данные по инфляции обнадеживают, однако необходимо увидеть больше «хороших данных», чтобы укрепить уверенность в том, что инфляция возвращается к цели в 2% — только тогда ФРС сможет приступить к снижению процентной ставки, которая сейчас находится на максимуме за 23 года (5,25–5,5%). Сегодняшний отчет по инфляции должен усилить эту уверенность. Также он отметил, что ФРС начнет снижение ставки до того, как инфляция опустится ниже 2% (в мае таргетируемые ФРС показатели инфляции PCE и Core PCE составили 2,6%), экономика США уже не «перегрета» и риски для ФРС со стороны инфляции и рынка труда (где безработица повысилась до максимальных с ноября 2021 года 4,1%) стали примерно сбалансированы.
Ближайшее заседание ФРС состоится 30-31 июля. С учетом данных по инфляции и рынку труда, возможно, регулятор смягчит риторику, более явно указав на возможное первое снижение ставки в сентябре. Во всяком случае, после выхода данных по инфляции рынок повысил оценку вероятности того, что ставка будет снижена с текущего уровня в сентябре до более чем 90% (днем ранее около 75%). Фьючерсы CME предполагают, что — с вероятностью более 85% — ставка до конца года будет снижена на 50–75 б. п. от текущего уровня. Для сравнения, медианный прогноз ФРС по итогам заседания 11-12 июня предполагает лишь одно снижение ставки на 25 б. п. до конца года. Впрочем, до заседания 17-18 сентября должны выйти еще 2 отчета по инфляции и рынку труда.
Данные поддержали снижение доходностей 2-летних и 10-летних гособлигаций США до минимумов с марта (4,51% и 4,19%, соответственно), цена золота превысила $2400/Oz (+1,27%), иена к доллару в моменте укреплялась более чем на 2%. Рынок вновь начинает входить в эйфорию, «запрайсовывая» снижение ставки ФРС до 3,5-4% к сентябрю будущего года, что пока представляется слишком оптимистичным.
Автор/источник: Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»