ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и образовательная онлайн-платформа «Нетология» провели исследование и узнали, что изучают предприниматели. Как показал опрос на сайте ЮKassa*, треть предпринимателей периодически проходят бизнес-курсы, при этом подавляющее большинство предпочитает онлайн или смешанный формат. При выборе обучения учитывают его доступность, отзывы и опыт преподавателей, а основная мотивация предпринимателей — стремление повысить квалификацию и разобраться в отраслевых трендах.
Рынок бизнес-образования растёт
По данным ЮKassa, в январе-августе 2024 года число подключенных к сервису компаний, предоставляющих услуги корпоративного и бизнес-обучения, выросло более чем вдвое по сравнению с январём-августом 2023 года. Их общий оборот увеличился на 42%, количество оплат — в два раза, а покупателей стало на 54% больше. Средний чек снизился на 33% и составил 4 568 рублей — это может быть обусловлено тем, что покупатели выбирают больше курсов по низким ценам или оплачивают обучение частями.
«В категории образовательных курсов мы наблюдаем рост альтернативных методов оплаты, что согласуется с общей тенденцией на рынке. Так, число платежей банковскими картами увеличилось за отчётный период на 51%, а оборот — на 14%. В то же время число оплат методом SberPay выросло более чем в 3,6 раза, а оборот платежей — на 74%. Общий оборот инвойсинга в сервисе увеличился вдвое, а количество оплат — в 3,7 раза», — говорит руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.
Большинство предпринимателей считают обучение необходимостью
По данным опроса предпринимателей, подавляющее большинство (78%) считает, что регулярное бизнес-обучение необходимо. При этом только 19% опрошенных проходят бизнес-курсы регулярно, а 32% делают это время от времени. Ещё 27% планируют пройти обучение, а 22% не интересуются бизнес-образованием.
Основная мотивация обучения — повышение квалификации (28% ответов), изучение тенденций в отрасли (20%), расширение бизнеса (19%) и личный интерес (19%), а также налаживание новых связей (15%).
Треть выбирает групповое обучение
Из тех, кто проходит или планирует обучение, большинство (53%) отдаёт предпочтение онлайн-курсам, ещё 46% выбирают смешанный формат. Всего 2% опрошенных предпочитают заниматься только очно. Групповое обучение выбирают 32% респондентов, индивидуальное — 19%, а 16% предпочитают заниматься самостоятельно. Для 33% опрошенных формат не имеет значения.
Наиболее важным фактором при выборе курсов предприниматели называют их стоимость (16% ответов), опыт и достижения преподавателей (14%), отзывы учеников и обратную связь от учителей (по 13%). Для 11% важны известность школы или платформы, для 10% — возможность получить запись уроков, для 8% — сертификат о пройденном обучении. Ещё 7% обращают внимание на сроки обучения, а 6% прислушиваются к советам друзей. Оставшиеся ориентируются на качество контента и общую мотивацию.
Самые популярные курсы — по управлению бизнесом и лидерству
Большинство опрошенных (17%) уже прошли курсы по управлению и организации бизнеса. На втором месте — обучение по финансовой грамотности, лидерству и наставничеству (по 10%), на третьем — курсы по оформлению сайтов (9%). Далее идут IT и управление проектами (по 8%), деловая коммуникация и тайм-менеджмент (по 8%), нейросети и искусственный интеллект (7%), прикладные навыки (5%), дизайн презентаций и ораторское искусство (по 4%), Soft Skills (2%). Ещё 4% предпринимателей назвали маркетинг и продажи.
Что касается планируемого обучения, 12% ответов пришлось на управление и организацию бизнеса, 11% — на нейросети и ИИ, ещё 11% — на управление проектами. Пройти курсы по финансовой грамотности и деловой коммуникации планируют по 9% респондентов. По 8% будут развивать Soft Skills, тайм-менеджмент, лидерство и наставничество, по 7% собираются изучать IT и ораторское искусство, 5% — оформление сайтов, 2% — дизайн презентаций, 1% — прикладные навыки. Ещё 1% предпринимателей назвали узкопрофильные дисциплины (программирование, кондитерские курсы и другие).
По мнению опрошенных предпринимателей, их сотрудникам следует пройти обучение по управлению проектами (9%), IT и тайм-менеджменту (по 8%), управлению бизнесом, нейросетям, деловой коммуникации и наставничеству (по 7%). Далее идут Soft Skills и прикладные навыки (по 5%), финансовая грамотность (4%), оформление сайтов (3%), а также дизайн презентаций и ораторское искусство (по 2%). Ещё 2% предпринимателей назвали продажи и курсы по направлениям, соответствующим профилю компании. У 24% опрошенных предпринимателей нет своей команды.
Направление
|
Уже прошли
|
Планируют
|
Для команды**
|
Финансовая грамотность
|
10%
|
9%
|
4%
|
Управление и организация бизнеса
|
17%
|
12%
|
7%
|
IT
|
8%
|
7%
|
8%
|
Нейросети и ИИ
|
7%
|
11%
|
7%
|
Прикладные навыки (например, MS Office)
|
5%
|
1%
|
5%
|
Дизайн презентаций
|
4%
|
2%
|
2%
|
Оформление сайтов
|
9%
|
5%
|
3%
|
Soft Skills
|
2%
|
8%
|
5%
|
Ораторское искусство
|
4%
|
7%
|
2%
|
Деловая коммуникация
|
8%
|
9%
|
7%
|
Тайм-менеджмент
|
8%
|
8%
|
8%
|
Управление проектами
|
8%
|
11%
|
9%
|
Лидерство и наставничество
|
10%
|
8%
|
7%
|
Свой вариант
|
4%
|
1%
|
2%
|
Опрос ЮKassa, множественный выбор
**Ещё 24% не имеют своей команды
|
Эксперты «Нетологии» тоже замечают высокий интерес к изучению навыков управления проектами и наставничества. Также растёт спрос на развитие Soft Skills.
«Мы изучили данные своего продукта "Библиотека курсов", который аккумулирует более 200 разных мини-курсов, и видим большую востребованность Soft Skills среди HR-специалистов, назначающих обучение, а также среди самих сотрудников. Чаще всего проходят обучение по лидерству в команде, по тому, как принимать решения, вести переговоры, управлять командой и быть наставником, как правильно коммуницировать в команде. Если говорить про Hard Skills, можно выделить высокую проходимость курсов по управлению проектами, прикладным компьютерным навыкам и работе с презентациями», — отмечает Михаил Абгарян, руководитель B2B-направления «Нетологии».