Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Бюджет за 2024 год – дефицит оказался несколько выше оценок Минфина

A A= A+ 22.01.2025
По предварительным данным Минфина, федеральный бюджет в 2024 г. был сведен с дефицитом 3485 млрд руб. (на 189 млрд руб. выше оценки Минфина 3296 млрд руб., но в установленных рамках 1,7% ВВП). В абсолютном выражении бюджетный дефицит стал максимальным с 2020 г., однако в отношении к ВВП он ниже, чем в 2023 г. (1,9% ВВП). Минфин считает, что бюджет был исполнен в соответствии с целевыми параметрами — первичный структурный дефицит с поправкой на сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов в 2024 г. составил 2956 млрд рублей (в пределах целевых 3,1 трлн рублей). С 2025 г. в бюджетной политике заявлен переход к нулевому первичному структурному дефициту бюджета.
Нефтегазовые доходы в 2024 г. выросли на 26,2% (г/г) до 11 131 млрд руб. и оказались при этом на 1,6% ниже октябрьской оценки Минфина (11 309 млрд руб.). В основе повышения нефтегазовых доходов более высокая цена российской экспортной нефти (средняя цена в 2024 г. $68/барр. против $63/барр. в 2023 г.) и ослабление курса рубля (средний курс доллара в 2024 г. 92,44 руб. против 84,66 руб. в 2023 г.). Оценки Минфина предполагали чуть более высокую среднюю экспортную цену нефти в 2024 г. ($70/барр.) и несколько более крепкий курс рубля (средний курс 91,2 руб./$). По итогам года дополнительные нефтегазовые доходы, зачисляемые в ФНБ, составили 1,3 трлн руб.
Ненефтегазовые доходы в 2024 г. выросли на 26% до 25 576 млрд руб. и превысили октябрьскую оценку Минфина на 3,1% (на 775 млрд руб.). Более высоким значениям ненефтегазовых доходов, которые привязаны к динамике номинального ВВП, могла способствовать более высокая инфляция (по данным Росстата, она составила на конец 2024 г. 9,52%, в то время как оценка Минфина базировалась на прогнозной инфляции 7,3%).
Расходы бюджета превысили 40 трлн руб., составив рекордные 40 192 млрд руб. (+24,2% к 2023 г. и на 2% выше октябрьской оценки Минфина). При этом дополнительные расходы были профинансированы за счет дополнительных ненефтегазовых доходов и частично направлены на авансирование расходов 2025 г., на что обращает внимание Минфин: «увеличение расходов в конце года за счет дополнительных ненефтегазовых доходов было частично направлено на авансовое перечисление отдельных расходов, предусмотренных на 2025 г. Это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в текущем году, в том числе в свете возможного увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки, вследствие повышения Банком России ее прогнозной траектории в 2025 году». 
Стоит упомянуть, что параметры бюджета на 2024 г., утвержденные федеральным законом в ноябре 2023 г., пересматривались дважды – в июне (в виде законодательных поправок) и в октябре (правительство получило право увеличить бюджетные расходы и дефицит на сумму до 1,5 трлн руб. без проведения этих правок через парламент). В июне плановые расходы 2024 г. были увеличены более чем на 500 млрд руб.  для финансирования инициатив из февральского послания Президента парламенту. В октябре министр финансов А. Силуанов объяснял необходимость расширения расходов еще в пределах 1,5 трлн руб. более высокими значениями траектории ключевой ставки по сравнению с прогнозом (что влечет потребность в дополнительных финансовых ресурсах на субсидирование процентных ставок по льготным программам кредитования и на проценты по госдолгу), а также дополнительными расходами на обеспечение потребностей специальной военной операции. По сравнению с первоначальными параметрами закона о бюджете фактические расходы оказались выше на 10%, доходы – на 5%, а дефицит бюджета в абсолютном значении превышен более чем в 2 раза. В то же время в отношении к ВВП и дефицит (1,7%), и уровень госдолга (14,5% ВВП) по международным стандартам остаются на низком уровне.
Источниками финансирования дефицита бюджета были федеральные заимствования, кроме того, в рамках последнего года переходного периода в 2024 г. Минфин использовал средства ФНБ в пределах 1,3 трлн руб. для финансирования дефицита (с 2025 г. такая практика не предусмотрена законом о бюджете). Это привело к снижению ликвидной части ФНБ на 1 января 2025 г. до 3,8 трлн руб., что соответствует 2% ВВП. Однако фактически расходы из ФНБ на финансирование дефицита бюджета в 2024 г. совпали по размеру с дополнительными нефтегазовыми доходами за 2024 г., которые должны быть зачислены в ФНБ и восстановить его ликвидную часть. Тем не менее, финансирование инфраструктурных проектов из ФНБ продолжится.
Исходя из данных Минфина за весь год и за 11 месяцев 2024 г., по нашей оценке, в декабре расходы составили 7,15 трлн руб. (18% всего объема годовых расходов), такая сезонность в целом характерна для исполнения федерального бюджета в России. Дефицит бюджета в декабре мог составить 3096 млрд руб., т.е. «львиную долю» годового дефицита. Вливание в экономику повышенных расходов бюджета в конце года могло временно снизить спрос корпоратов на дорогие кредиты, что ЦБ интерпретирует как охлаждение кредитования.
Параметры федерального бюджета на 2025 г., утвержденные законом о бюджете, предполагают доходы в размере 40,3 трлн руб., расходы 41,5 трлн руб., дефицит 1,17 трлн руб. (0,5% ВВП). Т.е., в сравнении с предварительными фактическими данными Минфина по исполнению бюджета за 2024 г., доходы в этом году должны вырасти на 9,8% (в том числе благодаря налоговым изменениям), расходы – всего на 3,2% к 2024 г. С учетом продолжающегося военного конфликта и вероятных дополнительных расходов для компенсации повышенной инфляции 2024 г. и высоких процентных ставок план по расходам и дефициту на 2025 г. представляется заниженным. А риски для доходов могут быть связаны с внешней конъюнктурой и санкциями. Помочь финансированию дефицита бюджета могут опять инфляция выше прогноза (в бюджет этого года заложен прогноз инфляции на конец года 4,5%), более слабый рубль (в бюджет заложен средний курс доллара 96,5 руб./$), а также очередные повышения пошлин, акцизов, сборов, штрафов.

Автор/источник: Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

Наши проекты