На 18 марта объявленный ЦБ курс USD/RUB составляет 84,31. На прошлой неделе во вторник курс Банка России составлял 88,39. Таким образом, за неделю официальный курс доллара ослаб по отношению к рублю на 4,6%.
На внебиржевом рынке курс доллара медленно, но уверенно приближается к отметке 80 руб. за доллар. За полную прошлую неделю USD/RUB опустился на 5,2%, за текущую неделю снижение составляет уже порядка 4,9%. Фактически сейчас мы наблюдаем сильнейший квартал на рынке с середины 2022 г. Тогда во II квартале 2022 г. USD снизился по отношению к рублю на 33,6% и протестировал уровень 50,65 руб.
Напомним, что укрепление рубля в первые месяцы после начала СВО было вызвано тем, что импорт резко сократился, в то же самое время экспорт какое-то время продолжал оставаться высоко, таким образом, сальдо торгового баланса выросло.
Сейчас ситуация в чем-то похожа, однако это, конечно, нельзя назвать шоком. За три года логистические потоки перестроились, сильно вырасти экспорт пока не может, в то же самое время импорт сокращается. По опубликованной ЦБ статистике по торговому балансу за февраль импорт упал почти на 10% (м/м), составив $19,9 млрд. Кстати, за январь ЦБ также пересмотрел свою оценку и вместо прежних $23,9 млрд насчитал теперь $22,1 млрд (корректировка довольно существенная — на 7,5%).
Таким образом пересчитанное сальдо торгового баланса за январь увеличилось на 60%, а сальдо торгового баланса в феврале составило $11,4 млрд, что больше январского показателя на 58% и больше аналогичного показателя год назад почти на треть.
Вчера Банк России обновил информацию по валютной структуре поступлений за экспорт и за импорт. Более 50% перечислений в настоящее время приходится на российский рубль.
Таким образом, мало того, что постепенно снижается импорт, спрос на иностранную валюту со стороны импортеров по тем операциям, которые отслеживает ЦБ, продолжает сокращаться, что в совокупности с продолжающимися продажами валюты на открытом рынке со стороны экспортеров может оказывать давление на курс иностранной валюты.
Одна из возможных причин снижающегося импорта – высокая ограничительная ключевая ставка. В ближайшую пятницу пройдет заседание Банка России, где будет приниматься решение по ключевой ставке.
Наше мнение – ставку оставят на прежнем уровне, однако сигнал могут смягчить, а ЦБ может перейти от направленного умеренно-жесткого сигнала к нейтральному. Это выглядит логичным решением, учитывая текущую ситуацию на валютном рынке.
Между тем несмотря на то, что структура платежей и ситуация с сальдо торгового баланса важна, мы все же не считаем, что в отдельности это могло бы дать такой сильный импульс курсу российской национальной валюты. В фокусе внимания продолжает оставаться ситуация на геополитическом треке. Сегодня 18 марта ожидается созвон президентов США и России по поводу урегулирования военного конфликта. Мы пока расцениваем шансы на окончательное урегулирование, а также на частичное или даже полное снятие санкций как достаточно низкие. Вместе с тем, в СМИ стала появляться информации об активизации нерезидентов, активно скупающих российские ОФЗ. Это пока сложно назвать трендом, но мы допускаем, что нерезиденты действительно могут увеличить аллокацию в Россию, делая ставку на достижение какого-либо компромисса.
При этом, возвращаясь к торговому балансу и санкциям, в конце прошлой неделе появилась информация, что США не продлили лицензию 8L на расчеты за энергоресурсы России, срок действия которой истек 12 марта. Мы не исключаем, что данный шаг можно трактовать в качестве дополнительного рычага давления на Россию на фоне продолжающихся переговоров. В качестве степени воздействия на российский экспорт он может тоже сказаться отрицательно, хотя доля рубля в экспортных операциях тоже достаточно высока.
Argus тем временем посчитал, что в первой половине марта Urals FOB находится в пределах $56-56,9/б vs. $59,9-60,8/б в феврале, то есть цена стала ниже ценового потолка в $60/б. Это также может быть одной из причин непродления лицензии. По поводу снижения Urals, однако, нужно заметить, что цены на нефть на мировых рынках в марте также продолжили снижаться (11 марта на спот-рынке Brent протестировал отметку ниже $69/б), поэтому причина не в сократившемся спросе на российские сорта. По последнему отчету OPEC, в январе доля РФ в китайском импорте сырой нефти составила 19% (чуть меньше, чем в предыдущем месяце); доля РФ в импорте в Индию составила 33% — здесь потери чуть больше – около 5 п.п.
С точки зрения технического анализа поддержка по USD/RUB теперь находится вблизи 80. Понятно, что в сложившихся обстоятельствах степень прогнозируемости поведения валюты достаточно низкая, равно как и степень доверия к чартистским методам анализа. Вместе с тем в долгосрочной перспективе мы пока не меняем направление своего прогноза и продолжаем ожидать движения USD в прямо противоположном направлении.