Курс валют волнует россиян, наверно, больше, чем граждан других стран. Начиная с майских праздников и вплоть до сентября, этот вопрос вызывает особенный ажиотаж в связи с массовым выездом наших соотечественников за рубеж. Хотя в последние годы спрогнозировать курс доллара к рублю практически невозможно, оценить причины возможного роста или ослабления российской валюты вполне реально.
1. Цена на нефть
От встречи в Дохе 17 апреля ждали судьбоносных решений. Или судьбоносного отсутствия решений. В итоге ошиблись все.
Действительно, из-за конфликта Саудовской Аравии и Ирана переговоры в Дохе были сорваны. Но цены на нефть отреагировали на этот факт негативно только в первые часы биржевых торгов по окончании встречи. Уже к концу следующего дня котировки нефти Brent практически восстановились, а затем пошли вверх. К концу апреля цены на «черное золото» впервые с ноября 2015 года перевалили за 48 долларов за баррель. Однако на момент написания этой статьи стоимость нефти составила 44,88 долларов – с конца предпраздничных торгов в России нефтяные котировки потеряли более 5%.
Нефть и рубль зависят друг от друга, и обосновывать прямую жесткую зависимость между ними уже никому в нашей стране не нужно. Мы наблюдаем ее каждый день в ходе торгов на Московской бирже. Сейчас доллар падает ниже отметки в 67 рублей и кроме как ростом цен на нефть на 10% за последний месяц это объяснить нельзя.
Значит ли это, что нефть останется на текущих уровнях в течение мая и летнего периода, вырастет или снова упадет? Аналитики из разных организаций дают прогнозы с очень большим разбросом — от 25 до 75 долларов за баррель. Так что, каким будет курс доллара в мае, покажет время – как указано выше, в настоящий момент нефть Brent стремительно дешевеет. Поэтому, возможно, ждать, когда доллар упадет, бессмысленно.
Основных факторов, влияющих на нефтяные цены, несколько. Во-первых, это начало летнего сезона в США (главном потребителе «черного золота» в мире), что означает большую активность автомобилистов и, соответственно, рост спроса на нефть.
С другой стороны, наблюдается постепенное увеличение добычи нефти и экспорта из Ирана, с которого в конце прошлого года сняли санкции. Запасы и потенциал производства нефтепродуктов в этой стране огромны, но в обозримом будущем полностью раскрыть его не получится — в ближайшие месяцы экспорт вряд ли увеличится более чем на 200-300 тыс. баррелей в сутки. Это существенно, но вряд ли Иран в одиночку перевернет весь рынок...