Данные Минфина об исполнении бюджета за сентябрь подтверждают улучшение ситуации с бюджетными показателями: доходы за 9 месяцев 2023 года вышли на уровень аналогичного периода прошлого года, а динамика расходов после существенного превышения в начале года уже несколько месяцев держится на «нормальном» уровне (оценки расходов за год, опубликованные в пояснительной записке к проекту бюджета на 2024-2026 годы, предполагают традиционное ускорение расходов в IV квартале).
Рост мировых цен на нефть, слабый рубль, корректировка налогообложения нефтяных доходов способствуют улучшению ситуации с нефтегазовыми доходами бюджета, и они могут приблизиться к плановому значению 8,9 трлн рублей за год. Ненефтегазовые доходы складываются значительно выше плана: растет экономическая активность, стоимостный объем импорта в рублях, ожидаются поступления от налогов на непредвиденную прибыль (windfall tax) и новых экспортных «курсовых» пошлин с 1 октября. Из новых бюджетных проектировок правительства на этот год следует, что ожидаемое превышение расходов над планом в этом году (примерно 2,6 трлн руб.) будет профинансировано за счет дополнительных ненефтегазовых доходов, что соответствует бюджетному правилу. Сочетание этих факторов складывается в пользу увеличения вероятности относительно умеренного дефицита бюджета по итогам года, что казалось практически невозможным в I полугодии 2023 года.
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета за 9 месяцев текущего года составил 19 734 млрд рублей, впервые с начала года практически догнал прошлогодний уровень, объем расходов составил 21 432 млрд рублей (+9,7% (г/г), дефицит бюджета сократился до 1,7 трлн рублей после 2,6 трлн за 8 месяцев 2023 года (т.е. профицит бюджета за сентябрь должен был составить 662 млрд, а за III квартал 2023 года – 651 млрд руб). Накопительным итогом дефицит бюджета за 9 месяцев составляет 1,0% ВВП (новый годовой план правительства 1,8% ВВП или 3,0 трлн руб).
Динамика доходов характеризуется медленным улучшением ситуации с нефтегазовыми доходами и значительно более высокой, чем было заложено в бюджетный план, траекторией нененфтегазовых доходов.
|