Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Адаптация продолжается: итоги развития российского бизнеса в III квартале 2023 года

A A= A+ 27.11.2023

Назван топ быстрорастущих отраслей МСБ

Платформа омниканального маркетинга Calltouch, банк для предпринимателей и предприятий Точка и российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru обновили Индекс здоровья российского бизнеса* за III квартал 2023 года. В среднем по всем отраслям индекс составил 55 баллов и снизился на 11% год к году. Однако, положительные изменения, заложенные в первом полугодии, сохраняются. Так, обороты компаний выросли на 8%. Открываются новые предприятия и растут объемы найма персонала. Количество открытых вакансий в III квартале  текущего года выросло на 45%, а медианные заработные платы в МСБ составили 63 300 рублей, увеличившись на 20% год к году. 

В III квартале 2023 года наблюдается рост по отдельным сегментам экономики. Среди самых быстрорастущих отраслей оказались отстающие в прошлом квартале машиностроение (+5 баллов), транспорт (+17) и реклама (+12). Их индекс здоровья составил 62 балла, 67 и 46 баллов соответственно.

Машиностроение

В 2023 году отрасль** начала восстанавливаться после падения: в III квартале 2023 года индекс здоровья составил 62 балла (+5 баллов относительного аналогичного периода прошлого года). Среди субъектов МСП наиболее уверенно чувствуют себя микро- и средние предприятия: 65 баллов (+8 баллов) и 56 баллов (+6) соответственно. Ситуация в малом бизнесе менее оптимистична: индекс достиг отметки 64, потеряв 10 баллов по сравнению с рекордным III кварталом 2022 года. Однако по сравнению с прошлым кварталом малый бизнес в машиностроении прирос на 10 баллов.

Драйверами роста стали уход зарубежных производителей, быстро растущий спрос со стороны внутреннего потребителя, увеличение инвестиций со стороны государства, внедрение современных технологий. По итогам III квартала 2023 года количество зарегистрированных компаний в машиностроении превысило количество ликвидаций в 2 раза. Обороты машиностроительных предприятий снизились на 3%.

Открытие новых предприятий, расширение производственных мощностей и объемов производства увеличили потребность отрасли в квалифицированных кадрах. По  итогам III квартала 2023 на предприятиях машиностроения было открыто в полтора раза больше вакансий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самые высокие медианные зарплаты предлагают компании малого бизнеса (122 600 рублей). При этом на средних предприятиях рост зарплатного предложения показывает более высокие темпы роста (+38% год к году). 

Транспорт и логистика  

В 2022 году нарушились логистические цепочки, упал товарооборот с западными странами, появились сложности с обновлением и ремонтом автопарка. Индекс здоровья бизнеса транспортных компаний начал падать. Так, в I квартале 2022 года он составлял 51 балл, во II квартале он снизился до 45. В 2023 году сегмент грузоперевозок начал восстанавливаться, на конец III квартала 2023 года индекс здоровья бизнеса составил уже 67 баллов (+17 баллов год к году), а обороты транспортных компаний выросли на 12%.

Драйвером к восстановлению дальних грузоперевозок стала ориентация на Восток, увеличение товарооборота с КНР, Казахстаном, Турцией. Развитие электронной коммерции, маркетплейсов, спрос со стороны селлеров на услуги фулфилмента обеспечили рост в LTL и 3PL сегментах. По итогам сентября количество обращений клиентов в компании выросло на 9%. С ростом спроса на грузоперевозки на рынок вышли новые игроки, и в III квартале 2023 года количество зарегистрированных компаний-грузоперевозчиков превысило количество ликвидированных в 1,9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение числа работодателей приводит к стабильному росту объемов найма: количество вакансий за тот же период выросло на 26%. Зарплаты особенно быстро росли в малом бизнесе — +27% за последний год.

«Обороты логистических компаний увеличились всего на 12%, что говорит о пределе транспортных потоков. Так, на рынке может возникнуть излишек перевозных мощностей. При этом рост количества предприятий привел к росту числа вакансий всего на 26%, значит на рынке становится меньше среднего бизнеса. Можно предположить, что крупные логистические компании открывают дочерние предприятия для провоза санкционных товаров. И поскольку происходит переориентация на Восток, целесообразнее это делать на местах поближе, чтобы быстро реагировать на изменения», — комментирует Юлия Криган, data-журналист банка Точка.

Реклама

Реклама — одна из самых чувствительных к изменениям в экономике отраслей.  Весной 2022 года эксперты прогнозировали падение отрасли до 70%. Индекс здоровья бизнеса во II квартале снизился на треть и составил 39 баллов. Однако бизнес быстро адаптировался: по итогам III квартала 2023 года индекс вырос на 7 баллов и составил уже 46 баллов. 

Восстановлению рекламного рынка способствовало появление новых брендов, возобновление работы части ушедших компаний, рост рекламных бюджетов. Быстро стали развиваться альтернативные инструменты: инфлюенс-маркетинг, классифайды, ритейл-медиа, аудиореклама, реклама в онлайн-играх и т.д. Развитие новых каналов стимулировало появление новых игроков на рынке рекламы, маркетинга и PR. Так, число регистраций новых компаний в III квартале в 1,8 раза превысило число ликвидаций, а количество обращений клиентов в рекламные агентства по итогам сентября увеличилось на 149%. Обороты компаний, работающих в сфере рекламы и маркетинга, выросли на 12% 

«2022 год стал переломным для рекламного рынка: «сушились» бюджеты, многие каналы стали недоступны, потребительское поведение сильно изменилось. Приятно удивляет, насколько быстро и гибко отрасль адаптировалась к трансформациям. В 2023 году компании больше инвестируют в маркетинг, тестируют новые рекламные инструменты, тщательнее анализируют свою целевую аудиторию. Все это не только драйвит рекламный рынок, но и стимулирует его игроков пересмотреть свой инвентарь. Мы в Calltouch в ответ на новые запросы сменили позиционирование и стали омниканальной маркетинговой платформой. Теперь у бизнеса есть единое маркетинговое окно для привлечения клиентов, увеличения конверсии и аналитики», — комментирует Артур Саркисян, коммерческий директор компании Calltouch. 

Рост рекламного рынка сопровождается  увеличением объемов найма. Так, количество вакансий в III квартале текущего года выросло на 6% в среднем сегменте, на 9% — в малом бизнесе и на 14% — в микробизнесе. Увеличились и медианные зарплаты специалистов в сфере PR, маркетинга, рекламы. По итогам сентября самый высокий рост зарплатного предложения был на микропредприятиях — +16% год к году. 

О компании Calltouch

Calltouch – это платформа омниканального маркетинга. За 11 лет работы компании доверились более 40 000 клиентов из 110 городов России и ближнего зарубежья.  Это единое окно, которое позволяет оптимизировать работу бизнеса по всем этапам пути клиента:
1) привлечь новых клиентов;

2) увеличить конверсию на сайте на каждом из этапов взаимодействия;

3) проанализировать эффективность рекламы, оценить работу менеджеров и оперативно оптимизировать бизнес-процессы.

Calltouch полезен бизнесу любого размера в любой отрасли: от бьюти-салона до девелопера. Если в компании есть бюджет на маркетинг и она привлекает клиентов с помощью рекламы, то Calltouch поможет получать трафик по оптимальной цене и брать от него максимум.

О hh.ru 

hh.ru — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 316 тыс. компаний. Цель hh.ru – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 63 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2022 г. составило свыше 870 тысяч ежемесячно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. HeadHunter – аккредитованная Министерством цифрового развития ИТ-компания, она включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний России.

 

О Точке

Точка — банк для предпринимателей и предприятий с восьмилетней историей, который обслуживает порядка 600 000 предпринимателей. Помимо банковских услуг Точка предоставляет ряд цифровых сервисов, которые каждый день упрощают жизнь предпринимателей.

*Для исследования было проанализировано более 500 тысяч компаний из микро-, малого и среднего бизнеса в 20 различных индустриях.

**Динамика отрасли машиностроения в МСБ измеряется на основе данных компаний, которые занимаются производством и модернизацией машин и комплектующих, используемых в сельском хозяйстве, производстве, строительстве и прочих отраслях. В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 15 396 компаний машиностроительной отрасли.

 

Маркетинговая платформа Calltouch, hh.ru и банк для предпринимателей «Точка» в рамках аналитического проекта «Индекс здоровья российского бизнеса» обновили данные за последний квартал по 20 отраслям бизнеса по оборотам, налогам, регистрациям и ликвидациям, спросу на рекламу, товары и услуги. 

 
















 


Наши проекты