Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Экономический прогноз на 2024 год от Максима Петроневича, руководителя Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка.

A A= A+ 09.01.2024

В декабре 2023 г. инфляция ожидается на уровне 0,7-0,8% м/м –  как и в декабре 2022 г. Правда тогда всплеск роста цен во многом был обусловлен ранней индексацией, вместо июля 2023 г., тарифов естественных монополий. Это значит, что показатель базовой инфляции, который исключает изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные существенной сезонности или влиянию административного регулирования, будет выше. Если годовая инфляция в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем с большой вероятностью не изменится и останется на уровне 7,5%, то годовая базовая инфляция продолжит ускорение.

 

По оценкам РСХБ достижение инфляции 4-4,5% по итогам 2024 г. потребует скачкообразного замедления роста цен уже с самого начала года, для чего в настоящий момент нет предпосылок. С учетом запланированной существенной индексации тарифов и высокого роста доходов населения текущий прогноз РСХБ инфляции по итогам 2024 г. составляет 5-5,5%. Несмотря на тот факт, что пик месячных темпов инфляции будет пройден в январе 2024 г., инфляция в годовом выражении достигнет максимального уровня лишь во втором квартале.

 

В настоящий момент политика Банка России в отношении ключевой ставки во многом базируется на выходящих макроэкономических данных. Если темп роста цен в начале года не продемонстрирует замедление, а динамика проинфляционных факторов – в числе которых можно упомянуть динамику зарплат и розничной торговли, кредитования, курса рубля, динамику цен производителей, и конечно инфляционные ожидания – повышение ключевой ставки может быть продолжено с самого первого заседания в 2024 г. Весьма вероятно, что Банк России повысит свою оценку инфляции на 2024 г., однако цель в 4% по-прежнему останется неизменной.

 

Экономические исследования показывают, что в значительно большей степени важна предсказуемость уровня инфляции, нежели ее уровень – до тех пор, пока он остается в рамках 6-8%. Предсказуемая устойчивая инфляция позволяет принимать долгосрочные инвестиционные решения, при этом не так важен ее уровень – будь он 2%, 4% или 6%.  В этом смысле не так важно, какая именно инфляция сложится по итогам 2024 г., как то, чтобы Банк России вышел на траекторию роста цен, соответствующую целевой инфляции в 4%, то есть устойчивые 0,3-0,4% в месяц.

 

Ориентир в 4-4,5% не должен выступать самоцелью. Если для замедления месячных темпов инфляции потребуется вся первая половина 2024 года – это не принесет непоправимого ущерба для экономики. Политика регулятора должна принимать во внимание отсроченный характер своего воздействия на инфляцию и учитывать возросшие лаги денежно-кредитной политики после введения ограничений на международное движение капитала и ослабления влияния процентной политики Банка России на валютный курс. Очень важно не допустить ситуации, когда достижение целевого уровня цен в 4% произошло бы фоне ускоренного роста цен на одни товары/услуги, на которые политика Банк России оказывает небольшое влияние, и резкого сокращения спроса на другие. Это может оказать на инвестиционную активность значительно более негативное воздействие.

 

 


Наши проекты