Зампред Центробанка Василий Поздышев — о том, как российские банки адаптировались к санкциям и закрытию внешних рынков
«Известия» написали о тенденции к снижению зависимости российских банков от зарубежного фондирования на основе статистики Центробанка. Зампред Банка России Василий Поздышев согласился с тем, что санкции, падение цен на нефть и закрытие внешних рынков оказало в чем-то позитивное влияние на российский банковский сектор. О своем видении ситуации Василий Поздышев рассказал в эксклюзивном блицинтервью «Известиям».
— Василий Анатольевич, как вы оцениваете тренд по снижению зависимости российских банков от зарубежного фондирования?
— Так проявляется эффект «кредитного импортозамещения». Изначально эта была вынужденная мера, вызванная финансовыми ограничениями, введенными в марте 2014 года. Важно то, что накопленная внешняя задолженность российских банков сокращается. По оценке ЦБ по состоянию на 1 апреля 2016 года, она составила $129,4 млрд (годом ранее на 1 апреля 2014 года — $214,4 млрд). В 2015 году валютные ресурсы в количестве, требующемся банкам для проведения операций в условиях сокращения внешних заимствований, были замещены привлечением внутренних валютных средств от предприятий и населения; валютные пассивы банков, включая обязательства перед нерезидентами и резидентами, в 2014–2015 годах колебались в диапазоне $372–407 млрд (на 1 мая 2016 года — $385 млрд).
— Крупнейшие российские банки по активам — лидеры по зарубежным заимствованиям — как и весь сектор получают всё меньше средств от зарубежных банков, но их доля в общем объеме фондирования как минимум не снижается. Можно ли сделать вывод, что наибольший вклад в сокращение объема зарубежного фондирования внесли небольшие игроки — как наименее надежные заемщики?
— Исторически малые банки, работающие в основном с малым и средним бизнесом, населением, не предъявляли сколько-нибудь существенного спроса на внешнее фондирование, к тому же для выхода на мировой рынок капитала требуется значительный масштаб банковского бизнеса, наличие достаточного международного кредитного рейтинга. Поэтому доля малых банков во внешнем фондировании априори крайне незначительна. Что касается крупных игроков, то даже при сокращении внешних заимствований их доля остается доминирующей.
— Кроме того, у крупнейших банков больше шансов занять у ЦБ. Прослеживается ли тренд по увеличению заимствований банков у ЦБ с 1 января 2015 года по настоящее время?
— Условия привлечения средств Банка России одинаковы как для крупных, так и для малых банков. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению спроса кредитных организаций на средства ЦБ — их доля в пассивах банков резко снизилась с максимума в 12,0% на 1 января 2015 года до 3,9% на 1 мая 2016 года (по объему — соответственно с 9,3 до 3,1 трлн рублей).