Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Сделки M&A и социальные выплаты поддержат российский ретейл

A A= A+ 07.09.2021

Информационное агентство Finam.ru провело онлайн-конференцию «Революция в ретейле: ключевые тенденции и перспективы». Участники встречи предупреждают, что из-за падения реальных доходов населения и относительно невысокой инфляции ожидать сильного роста в ретейле не стоит. Однако стратегии крупнейших сетей, направленные на экспансию и консолидацию рынка, а также единовременные социальные выплаты позитивно отразятся на отрасли, считают эксперты.

Всего за несколько месяцев российский рынок ретейла претерпел кардинальные изменения: «Магнит» поглотил сеть супермаркетов «Дикси», а магазины Billa перешли под контроль «Ленты». Сделки M&A создали ощутимую конкуренцию для ведущего игрока X5 Retail Group, а также заставили другие крупные сети — такие как Metro, «Ашан» и «О'кей» — задуматься о серьезных изменениях в бизнесе.

При этом массового сокращения числа игроков не предвидится, считает аналитик управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин: «Как показывает долгосрочная статистика, количество магазинов и торговая площадь работающих розничных сетей стабильно растет, в том числе в периоды кризисов. Сценарий сокращения магазинов возможен при более серьезных, чем даже в пандемийном 2020 году, социально-экономических ограничениях, но вероятность его реализации составляет всего 20%».

В свою очередь, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова Вячеслав Чеглов отмечает, что розничный товарооборот продолжит расти за счет повышения цен, а также из-за единовременных социальных выплат, которые население тратит на продукты. Однако какого-то фундаментального позитивного драйвера для ретейла сейчас нет, считает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий: «Реальные располагаемые доходы населения не растут в должной степени, также мы не видим инфляцию, как в 2014-2015 годах, что было позитивно для маржинальности и роста выручки».

Еще одним негативным фактором для торговли в ближайшее время может стать намерение российских властей административно регулировать ценообразование. Такая мера ударит как по бизнесу, так и по рядовым гражданам, поскольку качество продуктов снизится, а ассортимент сократится, прогнозирует аналитик ФГ «ФИНАМ» Артемий Шамшуков: «В этом случае рыночные механизмы перестают функционировать, снижается конкуренция. Разумеется, жесткое государственное регулирование ценообразования значительно снизит способность ретейлеров демонстрировать растущие показатели рентабельности».

В то же время эксперты солидарны во мнении, что в долгосрочной перспективе российский ретейл поддержат стратегии лидеров рынка, направленные на экспансию и консолидацию. Однако и здесь есть свои нюансы: так, главный аналитик «Промсвязьбанка» Людмила Теличко отмечает, что идея концентрации на гипермаркетах (от которой ушла «Лента», но которой еще придерживаются «О’кей» и «Ашан») в перспективе двух-пяти лет будет проигрышной. Она также не рекомендует инвестировать в игроков, пренебрегающих развитием онлайн-сегмента и расширением логистической сети вокруг мегаполисов. Впрочем, даже полный переход в онлайн особо не изменит распределение сил в секторе, подчеркивает г-н Чеглов: «Ведущие торговые компании поделят весь рост. Кто-то из крупных игроков проиграет, но таких будет немного, — остальные станут реально омниканальными торговцами федерального значения. Пострадает только малый и средний торговый бизнес, а те, кто сохранится, войдут в сферу интересов крупных торговых систем».

 

 


Наши проекты